Файл: Конфликты и пути их решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное образовательное учреждение
«Краснопресненская средняя общеобразовательная школа
имени В.П. Дмитриева»
Индивидуальный проект
по теме «Конфликты и пути их решения»
социальное направление
Автор работы: учащийся 11 класса
Матвеев Валерий
Руководитель: учитель обществознания и истории высшей категории
Осипова Оксана Александровна
ж/д ст. Кулицкая 2022 год

2
Оглавление
Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1 Виды конфликтов, причины и пути их решения ................................ 5 1.1 Понятие «конфликт» ..................................................................................... 5 1.2 Признаки конфликта ..................................................................................... 7 1.3 Основные виды конфликтов: ....................................................................... 8 1.3.1 Классификация конфликтов по способу решения проблем ........ 8 1.3.2 Классификация конфликтов по содержанию ................................ 9 1.3.3 Классификация конфликтов по направленности воздействия .... 9 1.3.4 Классификация конфликтов по областям проявления ................. 9 1.3.5 Классификация конфликтов по специфике противоборствующих сторон .................................................................. 9 1.3.6 Классификация конфликтов по способу разрешения ................ 10 1.3.7 Классификация конфликтов по характеру участников .............. 10 1.3.8 Классификация конфликтов по выраженности .......................... 10 1.4 Причины конфликтов ................................................................................. 11 1.4.1 Объективные причины конфликтов ............................................. 11 1.4.2 Организационно-управленческие причины конфликтов ........... 11 1.4.3 Социально-психологические причины конфликтов .................. 12 1.4.4 Личностные причины конфликтов ............................................... 15 1.5 Способы разрешения конфликтов ............................................................. 16 1.5.1 Конфронтация................................................................................. 16 1.5.2 Уклонение ....................................................................................... 17 1.5.3 Сотрудничество .............................................................................. 17 1.5.4 Улаживание .................................................................................... 18 1.5.6 Компромисс .................................................................................... 18
Глава 2. Практическая часть ............................................................................ 19 2.1 Социальный опрос (анкетирование) ......................................................... 19 2.2 Буклет «Подростковые конфликты и способы их решения» ................. 20
Заключение ........................................................................................................ 21
Список литературы ........................................................................................... 22
Приложение 1. Анкета «Что мы знаем о конфликтах?» .............................. 23
Приложение 2. Диаграммы .............................................................................. 25
Приложение 2. Буклет ...................................................................................... 29


3
Введение
Нас постоянно окружают другие люди, образуя круг друзей, знакомых, соседей, дальних и близких родственников. Мы с нетерпением ждем встречи с ними, стараемся продлить время общения, но иногда присутствие других людей обременяет нас. Часто общение перерастает в ритуал, игру: отношения приобретают рутинный характер, становятся стереотипными, схематичными. Когда мы чувствуем, что контакт неинтересен и ничего нам не дает, приходит понимание бессмысленности и нелепости отношений. Случается, и так, что общение с кем-то чересчур болезненно и угрожает нашему психическому здоровью. Но причину неудовлетворенности контактами с людьми иногда можно выявить уже по единственной жалобе человека на несправедливое отношение к себе других людей. Такой причиной могут стать семейные конфликты, болезненная застенчивость, ссоры в школе, проблемы с детьми или другими членами семьи. Всё это и является межличностными конфликтами. Мы чувствуем раздражение, когда теряем взаимное доверие, иногда нашим отношениям угрожает уныние и рутина.
Актуальность: люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются.
Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.
Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон
(личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.
Цель: Исследовать причины возникновения конфликтов и способы их решения.
Задачи:

Изучить классификацию конфликтов

Выяснить основные признаки конфликтов

Обобщить данные о способах решения конфликтных ситуаций

Установить степень конфликтности среди учеников 9-11 классов
МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева»

Составить общие рекомендации по предотвращению конфликтов для своих одноклассников и для себя лично в виде буклета
Методы исследования:
социологический – в ходе исследования было проведено неоднократное анкетирование учащихся методы анализа и обобщения;

4
статистический – обработка результатов в таблице и диаграммах;
теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников;
Практическая значимость: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно – подготовительный.
1) Постановка цели, задач, определение методов исследования
2) Составление анкеты для социологического опроса
3) Анкетирование учащихся 9-11 классов по теме
4) Анализ результатов анкетирования учащихся 9-11 классов
5) Оформление результатов в виде диаграмм
2 этап. Основной
1) Самостоятельный поиск информации по теме проекта в
Интернете.
2) Изучение собранной информации по изучаемой проблеме.
3) Составление общих рекомендаций по предотвращению конфликтов
4) Оформление буклета «Подростковые конфликты и способы их решения»
3 этап. Итоговый.
1) Подготовка презентации проекта
2) Защита проекта
3) Распространение буклета «Подростковые конфликты и способы их решения» среди учеников МОУ
«Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева»


5
Глава 1 Виды конфликтов, причины и пути их решения
1.1
Понятие «конфликт»
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В специальной литературе можно встретить такие определения конфликта: «предельный случай обострения противоречия», «трудноразрешимое противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями» и т.п.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).
Конфликт – это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. С позиции межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне. Если прожить без конфликтов невозможно, то каждый должен научиться поведению в конфликтной ситуации. Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий, имеющих личную значимость для каждого из предполагаемых участников.
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психоло- гическое явление, весьма многообразны. Это не только позволяет классифицировать конфликты по различным основаниям, признакам, но и помогает ориентироваться в их специфических проявлениях, оценить возможные пути их разрешения. [1]
Структура конфликта включает в себя:

объект (то из-за чего произошёл спор);

субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации);

условия протекания;

масштаб;

стратегию и тактику поведения субъектов ситуации;

заключительный этап конфликта (разрешён, не разрешён).
[2]
Сущность конфликта лаконично можно выразить в формуле:
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

6
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания, влечения оппонентов. Сама конфликтная ситуация уже вызывает волнение, недовольство, опасения, но это еще не конфликт она не выражает агрессивных действий оппонентов.
Конфликтная ситуация является необходимым, но недостаточным условием для возникновения конфликта. Инцидент является достаточным условием. Мы конфликтную ситуацию рассматриваем как положение субъектных позиций, характеризующихся различной
(иногда взаимоисключающей) направленностью, непримиримостью во взаимоотношениях с претензией каждого на непогрешимость и истинность собственного мнения.
Конфликтная ситуация – объективная реальность социального бытия в целом и производственного процесса в частности.
Инцидент– это превышение порога толерантности, выраженное в действиях. Он субъективен. Чаще всего его следствием является травмирующий след в психике участников конфликта.
Субъективность инцидента означает, что самая серьезная конфликтная ситуация не перерастет в конфликт, если его участники не переступят определенных этических норм во взаимодействии и найдут верные способы урегулирования противоречия. Следовательно, не сам конфликт, а только конфликтная ситуация является объективной.
Объединив первые два понятия, в сумме тождественные конфликту, мы определяем конфликт как трудноразрешимое осознаваемое
противоречие, детерминированное столкновением целей, ценностей,
взглядов, интересов и других позиций сторон, связанное с острыми
эмоциональными переживаниями субъектов, блокирующими их
когнитивную систему, приводящее к борьбе.
Конфликтная ситуация, а точнее отношение к ней субъектов, может предопределить результат конфликта. Не случайно Т. Добсон и В. Миллер сформулировали формулу вероятности исхода конфликта:
Ситуация + отношение к ней сторон = исход конфликта.
Предконфликтная ситуация в динамике конфликта - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. «Если наличествует противодействие, но отсутствуют негативные чувства или наоборот, негативные эмоции переживаются, но нет противодействия, то такие ситуации считаются предконфликтными»
(А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, С.8).
Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению


7 социальной напряженности. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Если же напряженность в отношениях не выливается в открытые конфликтные столкновения и подобное столкновение вещей сохраняется довольно долго, то его называют потенциальным, или латентным конфликтом.
Предконфликтную ситуацию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношениях сторон:
- возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта;
- рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий;
- уменьшение контактов и накопление обид;
- стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами»;
- замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;
- разрушение структур конструктивного взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам;
- рост агрессивности; «формирование образа врага» и установка на борьбу с оппонентом.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в открытую борьбу. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, но может быть спровоцирован субъектами конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом
«чужом» конфликте. [3]
1.2 Признаки конфликта
Конфликт можно отличить по трем характерным признакам:
1
БИПОЛЯРНОСТЬ.
Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении.
АКТИВНОСТЬ.
Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника
(субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации.


8 3
СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА. Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным.
Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением. [4]
1.3 Основные виды конфликтов:
1.3.1 Классификация конфликтов по способу решения проблем
Конфликты разделяют на два вида: деструктивные и конструктивные.
Деструктивные конфликты
Характеризуются инцидентами, которые приводят к негативным последствиям. Стороны не способны найти компромисс и решить проблему. Отличительными признаками являются:

Соперничество.

Отрицательные эмоции.

Уверенность в том, что нахождение точек соприкосновения и компромисса менее важно, чем выигрыш в данном споре.

Рассмотрение другого человека в качестве противника, а не собеседника, а чужих взглядов как априори неверных.

Нежелание контактировать с собеседником.

Желание снизить или вовсе прекратить сотрудничество с противником в споре.
Примерами данных конфликтов являются драки, преступления или военные действия.
Конструктивные конфликты
Характеризуются инцидентами, которые приводят к положительным последствиям. Стороны способны найти компромисс и решить возникший спор. Отличительными признаками считаются:

Совместное решение приходит быстро и просто.

Отношения между участниками теплеют.

Обе стороны конфликта воспринимают спор как вполне нормальную вещь.

Участники спора находят взаимопонимание, которое в будущем позволит избежать подобных ситуаций.

Конфликт в итоге разрешается способом, который удовлетворяет обе стороны.

9
Примером конструктивных конфликтов можно считать ситуацию, когда сотрудник компании вступает в открытый разговор с начальником, стороны находят компромисс и улучшают взаимоотношения.
1.3.2 Классификация конфликтов по содержанию
Реалистические.
Подобные споры спровоцированы неудовлетворением требований одной или обеих сторон либо неравным разделением преимуществ. Например, начальник без законных оснований не выплачивает заработную плату сотрудникам своей фирмы, из-за чего они выражают свою позицию и требуют справедливости.
Нереалистические. Данные конфликты выражаются открытым показом негативных эмоций и враждебной настроенностью участников.
Чаще всего конфликт возникает не ради преодоления возникшей проблемы, а ради самого спора. Примером такого конфликта может быть убийство по причине того, что все беды убийцы происходили из-за жертвы.
1.3.3 Классификация конфликтов по направленности
воздействия
Вертикальные. Объем власти разный. Например, ребенок и учитель.
Горизонтальные. Участники имеют равные силы. Например, соседи, солдаты одного звания.
1.3.4 Классификация конфликтов по областям проявления
Политические. Возникают в процессе борьбы за власть.
Существуют в малых и крупных масштабах.
Социальные. Наступают в момент человеческих разногласий, которые проявляются в различных социальных областях.
Экономические. Возникают при экономических разногласиях.
Организационные.
1.3.5 Классификация конфликтов по специфике
противоборствующих сторон
Внешние. Обусловлены противостоянием, которое относится к разным объектам. Например, конфронтация человека и силы природы, стихийных бедствий.
Внутренние. Противостояние двух или более субъектов одной социальной группы. Один из отличительных признаков — желание занять место лидера в какой-либо области.
Антагонистические. Столкновение социальных групп. Признаны более тяжелыми и продолжительными, чем внутренние и внешние. К