ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 продолжает смотреть телевизор или читать газету. Жена, не ощущая никакого внимания, начинает негодовать по этому поводу и начинается семейная ссора.
Завышенный/заниженный уровень притязаний – может стать причиной конфликта тогда, когда у человека наблюдается неадекватная самооценка или оценка своих сил и возможностей.
ПРИМЕР: заниженная или завышенная самооценка, самоуверенность, неуверенность в себе, стремление к избеганию ответственности, желание постоянно жаловаться или сетовать на жизнь и т.п.
Рассмотренные нами причины конфликтов встречаются в повседневной жизни чаще всего, однако они не являются исчерпывающими. Основное значение в этом вопросе имеют именно ситуации, служащие причинами для возникновения конфликтов. В некоторых случаях ситуации могут способствовать их появлению, а в некоторых – способствовать их торможению.
Теперь же нам следует перейти к вопросу, который касается уже возникшего и развивающегося конфликта, а именно: рассмотреть этапы его развития и динамику. [6]
1.5 Способы разрешения конфликтов
1.5.1 Конфронтация
Плюсы: возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях.
Минусы: возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов
Когда стратегия оправдана:
опасная обстановка;
«нечего терять»;
ресурсы (власть) гарантируют победу;
ставки крайне высоки;
нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.
Тактические действия: контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог. Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.
17
1.5.2 Уклонение
«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.
«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).
Когда стратегия оправдана:
победа не имеет принципиального значения;
важнее спокойствие и стабильность;
важнее сохранить хорошие отношения;
есть угроза более серьезного разногласия;
понимание своей неправоты;
безнадежность проблемы;
незначительность проблемы;
победа требует слишком больших затрат.
Тактические действия: демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений. Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции
«авось обойдется», не умеющим управлять беседой.
1.5.3 Сотрудничество
«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ
«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.
Когда стратегия оправдана:
обе стороны убедительны;
дефицит времени;
сотрудничество и директивный подход неэффективны;
ресурсы оппонентов равны;
нужно временное решение;
победа не имеет принципиального значения;
лучше получить что-то, чем все потерять.
Тактические действия: торг, обман, лесть, требование равного дележа. Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.
18
1.5.4 Улаживание
«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.
«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.
Когда стратегия оправдана:
победа не имеет принципиального значения;
важнее сохранить хорошие отношения;
нужно выиграть время;
уступить — значит одержать моральную победу.
Тактические действия: соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть. Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».
1.5.6 Компромисс
«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта
«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства).
Когда стратегия оправдана:
взаимовыгодное решение крайне важно;
длительные близкие отношения с другой стороной;
достаточно времени для проработки проблемы;
ресурсы оппонентов равны.
Тактические действия: сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.
Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.[7]
19
Глава 2. Практическая часть
2.1 Социальный опрос (анкетирование)
В процессе работы над проектом мною была разработана анкета
«Что мы знаем о конфликтах?» (Приложение 1) для учеников МОУ
«Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева». В третьей четверти
2021-2022 учебного года, мною было проведено в 9, 10, и 11 классах анкетирование с целью выяснения у участников опроса, актуальности данной темы, причин возникновения и путей выхода из конфликта.
Данная анкета включала вопросы: «что такое «конфликт?», «как часто возникают конфликты?», «возникают ли конфликты дома?»,
«возникают ли у вас конфликты в школе?», «возникают ли у вас конфликты с учителями?», «возникают ли у вас конфликты с друзьями?»,
«возникают ли у вас конфликты в общественных местах?», «как часто вы являетесь инициатором конфликта?» и др.
На следующем этапе среди учащихся 9-11 классов было проведено добровольное анкетирование.
Я опросил 19 человек из 9-11 классов. Результаты оказались следующие:
1. 100% респондентов знают, что такое “конфликт”
2. 73,4% респондентов редко вступают в конфликт
3. У 53,3% респондентов возникал когда-либо конфликт в школе
4. У 80% респондентов конфликтов с учителями не было
5. У 66,7% респондентов конфликтов дома не возникает
6. У 80% респондентов возникают конфликты с друзьями, но редко
7. У 86,7% респондентов не возникают конфликты в общественных местах
8. 53,4% респондентов редко является инициатором конфликта
9. 73,4% респондентов считает, что лучшей стратегией поведения является компромисс
10. 93,4% респондентов не нужна посторонняя помощь
11. 53,3% респондентов предпочло бы помощь взрослого.
На вопросы 9-12 участникам анкетирования требовалось дать развёрнутые ответы, проанализировав которые, получились следующие результаты.
Возможными причинами конфликта в школе участники анкетирования назвали:
•
Нарушение дисциплины
•
Соперничество
•
Личная неприязнь
•
Недопонимание
Возможными причинами конфликта с родителями участники анкетирования назвали:
•
Недопонимание
20
•
Ссора из-за учёбы
•
Разные интересы
•
Проблема с оценками
•
Разница в возрасте
Возможными причинами конфликта с друзьями, участники анкетирования назвали:
•
Недопонимание
•
Обидная речь
•
Расхождение мнений
На вопрос «Как чаще всего заканчиваются конфликты» были получены следующие ответы:
•
Перемирие
•
Нахождение компромисса
•
Разрешение проблемы
Результаты анкетирования для наглядности я оформил в виде столбчатых диаграмм (Приложение 2).
2.2 Буклет «Конфликты и пути их решения»
БУКЛЕТ – это произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст на буклете может читаться без разрезки, раскрывается напечатанный буклет, как ширма.
Приступая к созданию буклета, я разработал его структуру.
Продумал краткое содержание информации, определил расположение иллюстраций. Структура буклета, без сомнения, уточнялась и корректировалась при работе над ним.
Далее я выбрал шаблон в программе Microsoft Publisher.
На следующем этапе я расставил картинки и заголовки. Именно картинки организуют композицию нашего буклета. Поэтому я начал с них.
А потом уже начал размещать необходимую информацию.
Работая над созданием буклета, необходимо учитывать целевую аудиторию, для которой он готовится. Мой буклет - это информационный буклет для учеников школы и их родителей.
Работая над буклетом, я придерживался основных правил по составлению буклетов:
Представленная в буклете информация должна быть оформлена в компактном виде, тезисно.
При подготовке буклета главное – увлечь читателей
Буклет может содержать рисунки, фотографии, при его подготовке необходимо придерживаться единого стиля оформления.
Готовый буклет я распечатал для распространения среди учеников нашей школы (Приложение 3)
21
Заключение
Заинтересовавшись такой важной и актуальной темой в жизни каждого человека как конфликты, я решил изучить данный вопрос более подробно. В процессе работы я сформулировал цель и задачи моего проекта, определил методы исследования данной темы.
Я более подробно изучил материал по теме «что такое конфликт?».
Узнал, какие есть признаки конфликта, какова основная классификация конфликтов существует в мире. Изучил как правильно вести себя в конфликтной ситуации, чтобы быстрее решить конфликт.
Изучил, что ни в коем случае нельзя делать в острой фазе конфликта.
Провёл социологическое исследование среди учеников 9-11 классов в
МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева».
Подводя итог данного исследования, можно сказать, что в целом обстановка в 9-11 классах неконфликтная, хотя нельзя сказать, что конфликты совсем отсутствуют. Доказательством этого является анализ данных по вопросам субъектов конфликтов. Чаще всего конфликты возникают с друзьями, на втором месте – одноклассники, на третьем месте родители. Фактически отсутствуют конфликты с учителями.
А чтобы с конфликтами было проще справиться составил буклет
«Подростковые конфликты и способы их решения», который планирую распространить среди учеников МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П.
Дмитриева».
22
Список литературы
1. https://infourok.ru/ponyatie-i-vidy-konfliktov-4562700.html
2. https://propanika.ru/psihologiya/psihologiya-konflikta-vidy-prichiny- sposoby-razresheniya/
3. https://lektsii.org/10-83348.html
4. https://4brain.ru/conflictology/vidy.php#2 5. https://wiki.fenix.help/psyhologiya/vidy-konfliktov
6. https://4brain.ru/conflictology/prichiny.php
7. https://rosuchebnik.ru/material/sposoby-razresheniya-konfliktnykh- situatsiy-rosuch/
8. https://rosuchebnik.ru/material/sposoby-razresheniya-konfliktnykh- situatsiy-rosuch/
23
Приложение 1. Анкета «Что мы знаем о конфликтах?»
Укажите ФИО и класс
1. Знаете ли вы, что такое «конфликт»?
Да, знаю
Нет, не знаю
2.Как часто у вас возникают конфликты?
1. Очень часто
2. Часто
3. Редко
4. Не возникают
3.Возникают ли у вас конфликты в школе?
1. Возникают
2. Возникают, но редко
3. Не возникают
4.Возникают ли у вас конфликты с учителями?
1. Возникают
2. Возникают, но редко
3. Не возникают
5.Возникают ли у вас конфликты дома?
1. Возникают
2. Возникают, но редко
3. Не возникают
6.Возникают ли у вас конфликты с друзьями?
1. Возникают
2. Возникают, но редко
3. Не возникают
7.Возникают ли у вас конфликты в общественных местах ( с незнакомыми вам людьми)?
1. Возникают
2. Возникают, но редко
3. Не возникают
8.Как часто вы являетесь инициатором конфликта?
1. Очень часто
2. Часто
3. Редко
4. Не являюсь инициатором
24 9.Приведите возможную причину конфликта в школе?
___________________________________________________________
10. Приведите возможную причину конфликта с родителями?
___________________________________________________________
11. Приведите возможную причину конфликта с друзьями?
___________________________________________________________
12.Как чаще всего заканчиваются конфликты?
___________________________________________________________
13.
Какая стратегия поведения при разрешении конфликта, по
Вашему мнению, наиболее эффективна?
1. Конфронтация
2. Уклонение
3. Сотрудничество
4. Улаживание
5. Компромисс
14.Нужна ли вам помощь стороннего человека в разрешении конфликтов?
1. Нет
2. Если ДА, то какая______________________________________?
15.Помощь взрослого человека или своего ровесника вы бы предпочли?
1.
Взрослого
2.
Ровесника
16.Вы отвечали честно на вопросы анкеты?
1. Да
2. Нет
3. Не совсем
25
Приложение 2. Диаграммы
Да, знаю
Нет, не знаю
Знаете ли вы, что такое
«конфликт»?
100%
0
Знаете ли вы, что такое «конфликт»?
Очень часто
Часто
Редко
Не возникают
Как часто у вас возникают конфликты?
0,0%
13,3%
73,4%
13,3%
Как часто у вас возникают конфликты?
Возникают
Возникают, но редко
Не возникают
Возникают ли у вас конфликты в школе?
6,7%
53,3%
40,0%
Возникают ли у вас конфликты в
школе?
26
Возникают
Возникают, но редко
Не возникают
Возникают ли у вас конфликты с учителями?
0%
20%
80%
Возникают ли у вас конфликты с
учителями?
Возникают
Возникают, но редко
Не возникают
Возникают ли у вас конфликты дома?
0,0%
33,3%
66,7%
Возникают ли у вас конфликты дома?
Возникают
Возникают, но редко
Не возникают
Возникают ли у вас конфликты с друзьями?
0%
80%
20%
Возникают ли у вас конфликты с
друзьями?
27
Возникают
Возникают, но редко
Не возникают
Возникают ли у вас конфликты в общественных местах ( с незнакомыми вам людьми)
6,7%
6,7%
86,7%
Возникают ли у вас конфликты в
общественных местах ( с незнакомыми
вам людьми)
Очень часто
Часто
Редко
Не являюсь инициатор ом
Как часто вы являетесь инициатором конфликта?
0,0%
6,6%
53,4%
40,0%
Как часто вы являетесь инициатором
конфликта?
Конфро нтация
Уклонен ие
Сотрудн ичество
Улажив ание
Компро мисс
Какая стратегия поведения при разрешении конфликта, по Вашему мнению, наиболее эффективна?
0,0%
0,0%
0,0%
26,6%
73,4%
Какая стратегия поведения при
разрешении конфликта, по Вашему
мнению, наиболее эффективна?
28
Нет
Да
Нужна ли вам помощь стороннего человека в разрешении конфликтов?
93,4%
6,6%
Нужна ли вам помощь стороннего
человека в разрешении конфликтов?
Взрослого
Ровесника
Помощь взрослого человека или своего ровесника вы бы предпочли?
53,3%
46,7%
Помощь взрослого человека или своего
ровесника вы бы предпочли?
Да
Нет
Не совсем
Вы отвечали честно на вопросы анкеты?
86,7%
0,0%
13,3%
Вы отвечали честно на вопросы
анкеты?
29
Приложение 2. Буклет
30