Файл: Конспект проведения занятия по дисциплине Психологическая подготовка со слушателями по первоначальной профессиональной подготовке водителей подразделений гпс мчс россии по Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по дисциплине «Психологическая подготовка» со слушателями по первоначальной профессиональной подготовке водителей подразделений ГПС МЧС России по Оренбургской области

(курсовое обучение)
ТЕМА № 6.3: «Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения. Профессиональная этика водителя».

Рассмотрено на заседании педагогического

совета протокол № ___ от «___» _____________ 20__ г.
Время занятия: 2 часа.
1. Цель занятия: Ознакомить слушателей сосновными категориями этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения и профессиональной этикой водителя.

2. Метод проведения занятия: классно-групповое.

3. Место проведения: кабинет № 1.

4. Учебные пособия: не использовалось.

5. Литература:

  1. Браим М.Н. Этика делового общения.

  2. Гусейнов А., Апресян Р. – «Этика». Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение.




№ п/п

Изучаемый материал

Время,

мин



Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения

Мы редко задумываемся над таким понятием, как этика вождения и культура поведения человека за рулем. Часто ошибочно полагаем, что для безопасного и надежного вождения достаточно лишь обучиться в автошколе, получить водительское удостоверение и проехать пару тысяч километров на автомобиле. Но, как показывает практика, для обеспечения безопасного вождения этого крайне недостаточно. При управлении транспортным средством водитель наряду со знаниями, умениями и навыками, не всегда даже осознанно, использует психические установки (нарушать – не нарушать, уступать дорогу другим ТС – не уступать, помогать в беде – не помогать), суждения (я еду на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу, или мы все равны), убеждения (я хорошо вожу машину, или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта).

Указанные составляющие отражают отношение водителя к коллегам, пешеходам, требованиям нормативных правовых актов. Все это в совокупности составляет основу профессиональной культуры вождения.

Не стоит также забывать, что сложность в таком понятие, как профессиональная этика вождения, ее значение и ответственность за ее нарушение не закреплены ни в одном нормативном правовом акте. Следовательно, каждый человек руководствуется своими внутренними, субъективными убеждениями и установками. Среди всех факторов, лежащих в основе дорожно-транспортных происшествий, главную роль, несомненно, играет поведение людей. Подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий происходят по вине людей и носят преднамеренный характер. Выезд на встречную полосу, нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда перекрестков, превышение установленной скорости движения – все эти нарушения обусловлены субъективно-личностным фактором.

Ни для кого не секрет, что водители с разным темпераментом по-разному ведут себя и за рулем. Различают четыре основных темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, с легкой сменой настроения. Он быстро переключается от одного вида деятельности к другому, хорошо справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, отличается оптимизмом, общителен.

Сангвиник хорошо проявляет себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчив к монотонным раздражителям, поэтому при однообразном движении на длинных прямых участках дороги в условиях однотипного ландшафта велика вероятность его засыпания. Водители с преобладанием черт сангвинического темперамента надежнее в качестве водителей автобусов и менее надежны на дальних перевозках.

Флегматик – человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет точно и в срок, с трудом переключается на другой вид деятельности.

Уравновешенность и спокойствие флегматика, высокая выносливость к монотонным раздражителям делают его весьма выносливым водителем в условиях дальних рейсов (категория С, Д). В связи с низкой пластичностью и медлительностью психической деятельности принятие решений флегматик затягивает, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.

Меланхолик – человек со слабыми нервными процессами, тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его движения медлительны, однообразны, сдержанны. Человек с таким темпераментом отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Меланхолик наименее пригоден для деятельности водителя, так как в сложной обстановке он демонстрирует нерешительность, колебания, растерянность, страх. Такой водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», что также создает рискованные ситуации на дороге и может быть причиной ошибок и ДТП.

Холерик – человек с сильными, быстрыми реакциями, эмоционально легко возбудим, склонен к бурным, неадекватным эмоциональным вспышкам, исключительно активен, но недостаточно сдержан и не дисциплинирован.

Среди лиц, превышающих скорость, большую часть составляют холерики. Характерный стиль вождения холерика – быстрый старт, резкое торможение. Постоянный контроль и самоконтроль позволят холерику стать хорошим водителем.

Но независимо от темперамента, многие водители пренебрегают негласными принципами культурного вождения, что, несомненно, увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Часто основной причиной большого числа трагедий на дорогах становится низкий уровень дисциплины как водителей, так и самих пешеходов. В этой связи снижение уровня смертности и дорожно-транспортного травматизма возможно, если у всех участников движения – водителей, пассажиров, пешеходов сформирована культура ответственного поведения.

В современном обществе практически забыто такое понятие, как этика вождения, уважительное отношение на дороге. Если вы за рулем более десяти лет, то не составит труда вспомнить время, когда все водители были коллегами. Почему мы забыли, что у автовладельцев принято помогать друг другу – уступать дорогу, если просят, подсказывать правильный маневр, предупреждать об опасности, помочь припарковаться, в конце концов? Не зря водители придумали язык жестов – неписаное правило, которое передается от одного к другому, от более опытного автолюбителя к новичку.

К сожалению, в настоящее время недостаточно внимания уделяется формированию культуры вождения. В новой примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств, утвержденной приказом № 1408 от 26.12.2013 г. Министерства образования и науки предусмотрено лишь два часа по теме «Этические основы деятельности водителя». И этого, конечно, недостаточно при подготовке молодых водителей.

Если рассматривать категорию молодых водителей, то можно сказать, что им присущ более агрессивный стиль вождения и нарушения Правил дорожного движения. Действительно, трудно себе представить, чтобы водитель, умудренный богатым профессиональным опытом или отличающийся высокой культурой, участвовал в скоростном соперничестве. Или несся с немыслимой скоростью по встречному направлению. Но достаточно часто можно видеть, как молодые по возрасту водители устраивают гонки. К глубокому сожалению, это не всегда заканчивается благополучно. Особенно когда начинается спор, чья машина круче и мощнее. Завершением таких гонок может стать не только победа в соперничестве, но и трагедия.

Как правило, стиль вождения водителей, нарушающих Правила дорожного движения, носит агрессивный характер. Для агрессивной манеры вождения характерна склонность к риску, типично стремление сознательно идти на обострение во взаимодействии с другими участниками движения. Такой водитель постепенно повышает уровень риска. Со временем он начинает воспринимать опасность как нечто обычное и даже должное. Рискованный стиль вождения закономерно ведет к ДТП, возникающим чаще всего в условиях взаимодействия участников движения: при обгонах, объездах, маневрировании, на перекрестках и др.

Факторами, вызвавшими проявление рискованного, враждебного поведения на дороге, могут быть заторы дорожного движения, неожиданный обгон, нарушение скоростного режима, создающее помехи свободному движению и др. Состояние фрустрации и желание избежать возникшей ситуации могут вызывать у водителя вспышки гнева и кратковременную потерю контроля над собой.

Как по внешним признакам управления транспортным средством можно определить агрессивный стиль вождения? Как правило, такое управление отличается резким стартом и торможением, резкими входами в поворот, необоснованным ускорением, частыми перестроениями с одной полосы на другую, так называемой игрой «в шашечки». Такие автолюбители ошибочно считают подобный стиль вождения спортивным, но эта агрессия не имеет никакого отношения к спорту. Настоящие мастера спортивного вождения передвигаются на автомобиле быстро и стремительно, но все их движения точны и просчитаны до мелочей. На дороге такие водители безопасны и не привлекают повышенного внимания.

Многие водители пытаются самоутвердиться на дороге за счет «крутизны» марки автомобиля, мощности его двигателя, сопровождая свое передвижение по дорогам бравадой, напористостью. Часто владельцы таких авто не скупятся на оскорбления других: виноватым у них может быть каждый встреченный на пути автомобиль или пешеход. Даже стоящих на светофоре других водителей они могут принять за соперников в гонке и отличиться резким, шумным стартом. Если же они едут по ночным улицам, то могут разогнать автомобиль до огромной скорости. Для них характерна высокая требовательность ко всему, в первую очередь в том, чтобы им всегда уступали. Безусловно, говорить об интеллектуальном, культурном, профессиональном благополучии этих водителей не приходиться. Ошибочно ждать от них благородных поступков. Воспитывайте в себе снисходительное отношение к таким участникам движения.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на культуру водителя оказывает влияние множество различных отрицательных и положительных факторов. Каждый день по дорогам проезжает огромное количество автомобилей, в каждом из которых за рулем находится человек со своим характером, установками, ценностями и видением жизни. У каждого найдется причина, объясняющая проявление агрессии на дороге и неуважение к другим участникам движения. Один опаздывает на совещание, другой старается успеть довести близких в аэропорт, а третий в принципе всегда недоволен жизнью.

Так как же следует вести себя за рулем, чтобы не создавать аварийных ситуаций и в целом быть культурным на дороге по отношению ко всем участникам движения?

Среди множества правил культурного вождения, пожалуй, можно выделить следующие основные.

- Соблюдайте Правила дорожного движения, чтобы не провоцировать агрессию на дороге. Это базовое правило, которое ко всему прочему закреплено законодательно. Все знают, что за нарушение Правил дорожного движения предусмотрена не только административная, но в некоторых случаях и уголовная ответственность.

- Предупреждайте водителей об опасности, увиденной вами. Спущенное колесо, открытый лючок топливного бака – культурный водитель всегда обратит внимание другого на увиденные со стороны неполадки автомобиля.

- Всегда благодарите других, которые уступили вам дорогу, о чем-то предупредили или просто помогли. Вспомните, как вам бывает неприятно, когда вы уступаете дорогу водителям, которые в ответ не моргнут «аварийкой» в знак благодарности.

- Если обгоняющий вас автомобиль, выехав на встречную полосу, не успевает закончить маневр из-за препятствия по ходу движения, не следует выжимать педаль газа, чтобы проучить торопливого водителя, мешая ему перестроиться обратно в ряд. Только задумайтесь: ваш урок может стоить не только его жизни, но и других водителей, следующих во встречном направлении. Просто немного притормозите, дав водителю возможность сориентироваться и успеть вернуться на свою полосу.

- Не нервничайте и не реагируйте агрессивно! Красные сигналы светофора, нерасторопные пешеходы, переходящие в неположенном месте, водители, подрезающие всех подряд, играя в «шашечки» на дороге, несомненно, вызывают раздражение и провоцируют проявление ответной агрессии. Не уподобляйтесь им. Спокойно сосчитайте про себя до десяти и сделайте глубокий вздох. Научитесь прагматично вести себя в любой ситуации.

Все люди разные, но все мы ради всеобщего блага должны вести себя культурно, адекватно и быть вежливыми по отношению к окружающим и друг к другу. Удачи на дорогах! Помните, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ ВОДИТЕЛЕЙ

  • Во избежание ослепления светом фар переключайте свой дальний свет на ближний, приглашая к тому же водителя встречной машины;

  • если обгоняющая машина не сможет завершить обгон из-за препятствия, либо рукой, либо световым указателем поворота предупреждайте коллегу о возможной опасности;

  • при разъездах на пересечениях равнозначных дорог показывайте жестами, кто должен проехать первым;

  • водитель, стоящий у открытого капота и голосующий, нуждается в технической помощи. Если он с ведром или канистрой - ему нужен бензин. Остановитесь, если есть несколько свободных минут, и помогите. Вы можете завтра оказаться в похожей ситуации;

  • если впереди затор (особенно это актуально на скоростных трассах), то для предупреждения водителей, едущих сзади (чтобы они успели своевременно затормозить), включайте «аварийку» (выключить, когда водитель сзади остановится);

  • одно короткое мигание дальним светом - "обрати внимание" или "понял"; два коротких - "снижай скорость, впереди опасность", несколько коротких - "пропускаю".

Профессиональная этика

водителей




Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения.

Настоящий водитель вежлив и предупредителен - он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо­да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не­доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно­шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятельствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю­бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с ТС, которое, по его мнению, движется не­достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку ТС, которое может по­мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при­водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи­тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе­шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Культура водителя и пешехода - часть общей культуры человека, т.е. его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель­ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя ПДД.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

— предупредительный, вежливый стиль езды;

— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

— помощь другим водителям;

— ответственность за пассажиров;

— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек и т. д.

— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

— не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:

Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил ТС вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

75

Закрепление нового материала: 5 минут

Задание на самостоятельную подготовку: 5 минут



Разработала:

Преподаватель Учебного пункта

капитан внутренней службы А.А. Куклева
«___»______________2020 г.