ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Решение:
Объект анализа – запасы товаров, хранимые на складе.
Признак классификации – объем реализации за год.
Рассчитаем долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме реализации.
Номер товарной позиции | Реализация за год, руб. | Доля позиции в общем объеме реализации, % |
1. Плитка настенная | 15300 | 26,06 |
2. Ламинат | 1280 | 2,18 |
3. Обои | 2400 | 4,09 |
4. Паркетная доска | 7800 | 13,28 |
5. Линолеум | 320 | 0,54 |
6. Краска | 1880 | 3,20 |
7. Строительные смеси | 4940 | 8,41 |
8. Паркет (штучный) | 6900 | 11,75 |
9. Плитка напольная | 14300 | 24,35 |
10. Шпатлевка | 3600 | 6,13 |
Итого | 58720 | 100 |
Выстроим ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем объеме реализации. Вновь организованный список, с указанием доли в запасах.
Номер товарной позиции | Реализация за год, руб. | Доля позиции в общем объеме реализации, % | Доля нарастающим итогом |
1. Плитка настенная | 15300 | 26,06 | 26,06 |
9. Плитка напольная | 14300 | 24,35 | 50,41 |
4. Паркетная доска | 7800 | 13,28 | 63,69 |
8. Паркет (штучный) | 6900 | 11,75 | 75,44 |
7. Строительные смеси | 4940 | 8,41 | 83,86 |
10. Шпатлевка | 3600 | 6,13 | 89,99 |
3. Обои | 2400 | 4,09 | 94,07 |
6. Краска | 1880 | 3,20 | 97,28 |
2. Ламинат | 1280 | 2,18 | 99,46 |
5. Линолеум | 320 | 0,54 | 100,00 |
Итого | 58720 | 100 | |
Построим кривую АВС, используя программу MS Excel.
Предложим разделение анализируемого ассортимента на группы А, В и С. Предлагается использовать следующий алгоритм:
в группу А включают 20% позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой;
в группу В включают следующие 30% позиций;
в группу С включают оставшиеся 50% позиций.
Номер товарной позиции | Реализация за год, руб. | Доля позиции в общем объеме реализации, % | Доля нарастающим итогом | Группа | Номер товарной позиции |
1. Плитка настенная | 15300 | 26,06 | 26,06 | А | 1. Плитка настенная |
9. Плитка напольная | 14300 | 24,35 | 50,41 | А | 9. Плитка напольная |
4. Паркетная доска | 7800 | 13,28 | 63,69 | В | 8. Паркет (штучный) |
8. Паркет (штучный) | 6900 | 11,75 | 75,44 | В | 4. Паркетная доска |
7. Строительные смеси | 4940 | 8,41 | 83,86 | В | 7. Строительные смеси |
10. Шпатлевка | 3600 | 6,13 | 89,99 | С | 10. Шпатлевка |
3. Обои | 2400 | 4,09 | 94,07 | С | 6. Краска |
6. Краска | 1880 | 3,20 | 97,28 | С | 3. Обои |
2. Ламинат | 1280 | 2,18 | 99,46 | С | 2. Ламинат |
5. Линолеум | 320 | 0,54 | 100,00 | С | 5. Линолеум |
Полученные результаты, полученные в ходе выполнения задания 2, подтверждаются: группы А, В, С входят те же товары. Только очередность немного изменилась.
Задание 4.
Используя данные задания 2, проведите XYZ-анализ товарных позиций.
Решение:
Рассчитать коэффициент вариации (γ) спроса по отдельным позициям ассортимента.
где xi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
Х - среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;
n – число кварталов, за которые произведена оценка.
Выстроим ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации.
Номер товарной позиции | коэффициент вариации (γ) спроса |
6. Краска | 3,36 |
1. Плитка настенная | 6,23 |
9. Плитка напольная | 7,50 |
7. Строительные смеси | 10,76 |
10. Шпатлевка | 17,57 |
2. Ламинат | 18,22 |
3. Обои | 31,18 |
4. Паркетная доска | 43,89 |
8. Паркет (штучный) | 52,07 |
5. Линолеум | 75,52 |
Построить кривую XYZ, используя программу MS Exel.
Р азобьем анализируемый ассортимент на группы X, Y и Z. В рамках данной задачи предлагается следующий алгоритм разбиения:
группа X - 0 ≤ γ < 10 %;
группа Y - 10 % ≤ γ < 25 %;
группа Z - 25 % ≤ γ < ∞.
Номер товарной позиции | коэффициент вариации (γ) спроса | Группа |
6. Краска | 3,36 | X |
1. Плитка настенная | 6,23 | X |
9. Плитка напольная | 7,50 | X |
7. Строительные смеси | 10,76 | Y |
10. Шпатлевка | 17,57 | Y |
2. Ламинат | 18,22 | Y |
3. Обои | 31,18 | Z |
4. Паркетная доска | 43,89 | Z |
8. Паркет (штучный) | 52,07 | Z |
5. Линолеум | 75,52 | Z |
Задание 5.
Используя результаты, полученные в ходе выполнения заданий 2-4, совместите результаты АВС и XYZ-анализа.
На основании полученных результатов сформулируйте рекомендации по управлению запасами.
Решение:
Построим матрицу ABC – XYZ и выделим товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами.
| X | Y | Z |
A | 1, 9 | - | - |
B | - | 7 | 4, 8 |
C | 6 | 2, 10 | 3, 5 |
Ассортиментные позиции, отнесённые к группе А, являются наиболее ценными видами ресурсов, которые требуют постоянного и тщательного учёта и контроля. Именно эти позиции определяют основную сумму оттока денежных средств при формировании запасов (80 %).
Для товарных позиций, входящих в группы AX, AY и AZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами.
Позиции группы Х характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
Так, для группы AX (позиции 1,9) следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки точно в “срок”.
Изменения в количестве по позициям группы Y характеризуются известными тенденциями (например, сезонными колебаниями). При этом имеется средняя возможность их прогнозирования.
Изменения количества по ассортиментным позициям группы Z происходят нерегулярно без каких-либо тенденций. Точность прогнозирования таких изменений невысокая.
Группу AZ следует контролировать ежедневно и предусмотреть страховой запас, что объясняется большими колебаниями спроса. Возможно использование систему регулирования запасов с фиксированным размером заказа.
Материальные ресурсы группы В менее дорогостоящие, чем продукция группы А.
Управление запасами по позициям, входящим в группы BX, BY (позиция 7) и BZ (позиции 4, 8), может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по срокам доставки).Проверяются при ежемесячной инвентаризации.
В группу С отнесены остальные малоценные виды продукции, закупаемые обычно в большом количестве. Их приобретение и содержание сопровождается незначительным, в сравнении с общей суммой, оттоком денежных средств. Обычно затраты на хранение таких запасов меньше, чем расходы по обеспечению жесткого контроля за заказанными партиями, страховыми запасами и остатками на складе.
Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы CX (позиция 6), CY (2, 10) и CZ (3, 5), может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе. Для позиции 6 (группа CХ), имеющей относительно постоянный уровень спроса, можно использовать систему регулирования запасов с фиксированной периодичностью заказа.
Выводы и рекомендации:
Полученная группировка по АВС-анализу говорит о следующем:
-
товары 1 и 9 формируют 50,41% общего реализации за год. Значит, их разумно закупать и дальше. Они – флагманы потребительского спроса и настоящие локомотивы продаж; -
товары 4, 7, 8 – уверенные середнячки. Они не несут столько денег, как группа А, но тоже поддерживают оборот; -
·товары 2, 3, 5, 6, 10 – это «серая» массовка. Их много по количеству, но отдача от них невелика. Скорее всего, именно в этой группе и сосредоточены неликвиды. Разумно внимательно изучить их состав и предпринять меры для распродажи, пусть даже по цене вровень или ниже закупочной. Это особенно так, когда у них есть ограничение по сроку годности.
Теперь мы точно знаем: самые проблемные с точки зрения регулярности продаж – это номенклатурные позиции 3,4,5, 8. А неизменно стабильный спрос на 1, 6, 9.
Таблица. Как характеризуются группы товаров по методу АВС/XYZ
Группа | Характеристика |
АХ Товары 1, 9 | Это товары – флагманы реализации, которые всегда должны быть в наличии. Они одновременно: · формируют значительную долю выручки компании; · отличаются стабильными продажами; · возможно, дорого стоят. Объемы закупок по ним планируйте, почти вровень ориентируясь на реализацию. Так получится на отвлекать лишние средства из оборота. Особенно актуально для недешевых запасов |
AY Нет | Товары группы отличаются нестабильными продажами, но значимо участвуют в создании дохода компании. Закупки по ним планировать сложнее, чем по группе АХ. К процессу подходите с особой тщательностью, так как, возможно, это дорогостоящие запасы. Значит, высок риск «обескровить» денежный оборот, если приобрести их с излишком, а потом попасться на нескорых продажах. Если они взаправду дороги по цене, тогда организуйте тщательный контроль за ними в местах хранения. Дороговизна и долгое лежание на складе могут привести либо к хищениям, либо к утрате потребительских свойств. Все это – прочие расходы организации |
AZ Нет | Либо очень дорогие товары с крайне нестабильной реализацией, либо дешевые, но покупаемые условно раз в год большим оптом. Наличие подобных запасов нежелательно. В них на долгое время «омертвляются» деньги предприятия. Совет: выводите группу AZ из ассортимента либо работайте с ней исключительно под заказ от покупателя |
ВХ Нет | Сюда попадают активы, которые стабильны в продажах, но: · либо не столь дороги; · либо спрос на них не является массовым. Как и АХ легко планируются исходя из фактических объемов реализации. Складской контроль за ними может быть несколько ослаблен ввиду невысокой стоимости |
ВY Товары 7 | Это также либо недорогие, либо продающиеся в небольших объемах товары. Количество продаж существенно разнится от периода к периоду. Из-за такого затрудняется процесс планирования закупок, растет риск затаривания складов, порчи и хищений за время долгого хранения |
ВZ Товары 4,8 | Продаются от случая к случаю. Хотя и обеспечивают предприятию около 15% выручки, но из-за непредсказуемости сбыта, возможно, их лучше вывести из ассортимента |
СХ Товары 6 | Дешевые, но постоянно покупаемые товары. Планируйте их приобретение вровень с реализацией. Еще можете ослабить складской контроль ввиду низкой стоимости |
СY Товары 2,10 | Недорогие и нечасто продаваемые товары. Отвлекают деньги из оборота, занимают место на складе и почти не приносят дохода. Лучшее решение: вывод из ассортимента |
СZ Товары 3,5 | Ценности, по которым ситуация еще хуже, чем с CY, так как пролеживание на складе может быть очень долгим. Самая проблемная группа товаров, поэтому от нее лучше избавиться |
Примечание: под ослаблением складского контроля мы понимаем, например, перенос на склад, который не оборудован системой видеонаблюдения или пожарной сигнализацией, в котором нет сейфов или закрытых шкафов, круглосуточной охраны и т.п. |