ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Сезонные изменения в жизни организмов.
Цель урока:- образовательная:
определить уровень усвоения материала по теме, развить познавательную активность, научить применять полученные знания в современной жизни;
- развивающая:
развивать информационную и коммуникативную компетенции, развивать познавательный интерес обучающихся;
- воспитательная:
создать атмосферу коллективной работы, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.
Задачи урока:
предметные:
1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;
метапредметные:
3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;
4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;
5) развивать умение работать со схемой;
личностные:
6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Этапы урока | Виды организации учебной деятельности (формы, методы, приемы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Организационный | | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу Давайте в начале урока отгадаем загадки:.
А за нею — молодая, Третья ярко расцветает, А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
И орешник расцветает, И сережки у осины, И плывут по речке льдины, Лес очнулся ото сна — Значит к нам пришла ... (весна) . Какая же тема нашего урока? Что происходит в природе в разные временна года? Итак, тема урока: Сезонные изменения в природе и в жизни растений. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Записывают тему урока в тетрадь |
Актуализация знаний: | Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках. | - Сколько сезонов вы знаете? - Какова последовательность времен года? Сезонные явления – изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Где вы получили знания о сезонных явлениях? | Отвечают на вопросы | Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. |
Мотивация | Беседа | : А как вы думаете, почему мы заговорили об этом на уроке биологии? Зачем нам нужно знать, какие изменения происходят в жизни растений в связи с сезонными изменениями в природе? Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты. | Формулируют цель урока | Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. |
Изучение нового материала: | Беседа | Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года. -Как вы думаете, что описано в тексте? -У кого описание зимы, лета, весны, осени? -В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий. Работа с терминами.: фенология, биологические ритмы | Работа с карточками (приложение 3) Записывают термины в тетрадь | Учащиеся осуществляют поиск информации Художественный текст (разделен на 4 сезона) Отвечают на вопросы |
| Лекция с элементами беседы « Путешествие по лесу» | Приложение 1 - Определите, какое это время года? - Охарактеризуйте погоду осенних явлений, опираясь на план на доске : Солнце Осадки Ветер Температура Длина светового дня Запишем в дневник наблюдений. По какому признаку растения определяют, что пришла осень? Работа с терминами.: , (показ слайда) Мы с вами изучаем биологию, давайте теперь как биологи подумаем, что же происходит с растениями осенью? Как они готовятся к тем изменениям, которые происходят осенью? (останавливается сокодвижение ) На какой процесс в жизни растений может повлиять понижение температуры? Уменьшение поступления воды и минеральных веществ через корневую систему. Значит, какой процесс надо остановить? Испарение ( презентация) Какими органами выполняется эта функция? Листьями. Поэтому и происходит листопад. От чего зависит зеленая окраска листьев? Наличие пигмента хлорофилла (Видео« Почему желтеют и падают листья») Ребята, так почему желтеют и падают листья? | Смотрят презентацию (приложение 2) Записывают термины в тетрадь Объясняет значение слова Отвечают на вопросы | Обсуждение в малых группах, определяют признаки наступления осени |
Первичная проверка понимания | | На смену зимнему сну приходит весна. (презентация ) Найдите в учебнике признаки весны слайд - Как растения определяют, что пришла весна? -Какие первые растения появляются весной Первичная проверка понимания Вывод: возобновление процессов жизнедеятельности, развитие побегов и подготовка растений к размножению. Ну, вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже. Что происходит с растениями летом? | Самостоятельно называют признаки весны по после просмотра презентации отвечают на вопросы Называют растения–первоцветы | Делают простейшие обобщения, выполняют задания; Подснежники, цикламены |
Физкультминутка | | | Выполняет упражнения для снятия напряжения глаз, спины | |
| Работа учащихся в группах с текстом по изучению нового материала | Посмотрите на рисунки с изображениями животных на рисунке и в чём заключается биологическая ошибка. На обсуждение даётся минута. - Подумайте, почему эти животные не могут жить там, где вы их видите? 1 группа: Выделите, какими приспособлениями обладают растения к жизни в природе? 2 группа: Находит, какими приспособлениями обладают животные для жизни в природе | Учащиеся работают в группах с рисунками (приложение 3) Обсуждение результатов работы | Учащиеся выполняют задание работают с информацией (приложение 1) |
| Фронтальная беседа | Могут ли растения защитить себя от животных? | Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу | Делятся ассоциациями, возникшими образами |
Закрепление знаний | | Учитель предлагает закрепить и проверить полученные знания в форме тестов. | Ученики выполняют тест и осуществляют взаимопроверку по шаблону на экране. | Работа с карточками |
Итоги урока | | Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке. Объявление оценки за урок. | | |
Рефлексия | | Продолжите предложения, выбрав начало словами: - «Я узнал…» - «Мне понравилось…» - «Мне было трудно…» - «Я хочу узнать…» | Оценивают свою работу и работу одноклассников | контролируют и оценивают свои действия |
Домашнее задание | (инструктаж по выполнению) | Задает домашнее задание Подготовить мини-проект « Биологические часы» | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. | |
Приложение 1
Подготовка к зиме
В середине лета рост многих видов растений приостанавливается, уменьшается число цветущих растений, заканчивается размножение птиц. Начинается созревание плодов и семян; становится заметней подготовка к зиме.
У растений скапливаются запасные питательные вещества в перезимовывающих органах: корнях, корневищах, луковицах, клубнях.У насекомых в специальных органах — жировых телах — накапливается жир. В подкожной клетчатке многих млекопитающих также откладывается жир. Осенью у птиц и млекопитающих происходит линька. Опадают листья с деревьев и кустарников.
Приложение 2
Презентация
Приложение 3
-
Работа с карточками
Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года.
Художественный текст (разделен на 4 сезона)
Карточка 1
Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.
Карточка 2
Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.
Карточка 3
Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета. Тепло пригонит птиц издалеча.
Карточка 4
Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно-лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.
2 Посмотрите на рисунки с изображениями животных на рисунке и в чём заключается биологическая ошибка
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:
1 . Прочитайте биологический текст: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?»
Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.
2. Какие сезонные изменения в жизни живых организмов представлены на фотографиях?
А Б В
3. С выбором одного отвеета
Если у растений началось развитие побегов, раскрытие почек, значит продолжительность светлого времени суток:
а) не изменяется;
б) уменьшается;
в) увеличивается.
Биоритмы – это
1) Ритмы, присущие и живым и не живым организмам, повторяющиеся через регулярные промежутки времени
2) Ритмы, присущие не живым организмам, повторяющиеся через регулярные промежутки времени
+3) Ритмы, присущие живым организмам, повторяющиеся через регулярные промежутки времени
4) Ритмы, присущие живым организмам, повторяющиеся через различные промежутки времени