Файл: Сезонные изменения в жизни организмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Сезонные изменения  в жизни организмов.

Цель урока:- образовательная:

определить уровень усвоения материала по теме, развить познавательную активность, научить применять полученные знания в современной жизни;

- развивающая:

развивать информационную и коммуникативную компетенции, развивать познавательный интерес обучающихся;

- воспитательная:

создать атмосферу коллективной работы, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.
Задачи урока:

предметные:

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

метапредметные:

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой;

личностные:

6) развивать эмоциональное  восприятие осенней  природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты обучения:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.



Этапы урока

Виды организации учебной деятельности (формы, методы, приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный




Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Давайте в начале урока отгадаем загадки:.

  1. Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)


  1. Если снег темнеет, тает,

И орешник расцветает,

И сережки у осины,

И плывут по речке льдины,

Лес очнулся ото сна —

Значит к нам пришла ... (весна)

. Какая же тема нашего урока?

Что  происходит в  природе в разные  временна года?

Итак, тема урока: Сезонные изменения в природе и в жизни растений.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Записывают тему урока в тетрадь

Актуализация знаний:


Беседа, направленная на актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках.


- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

Сезонные явления –  изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона.

Где вы получили знания о сезонных явлениях?


Отвечают на вопросы

Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Мотивация

Беседа

: А как вы думаете, почему мы заговорили об этом на уроке биологии? Зачем нам нужно знать, какие изменения  происходят в жизни растений в связи с сезонными изменениями в  природе?

Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека  очень давно  в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты.


Формулируют цель урока

Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Изучение нового материала:


Беседа



Перед вами  лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года.

-Как вы думаете, что описано в тексте?

-У  кого описание зимы, лета, весны, осени?

-В природе периодически происходят изменения и повторения климатических условий.

Работа с терминами.:

фенология, биологические ритмы 

 Работа с карточками

(приложение 3)

Записывают термины в тетрадь

Учащиеся осуществляют поиск информации Художественный текст (разделен на 4 сезона)

Отвечают на вопросы






Лекция с элементами беседы « Путешествие по лесу»


Приложение 1

- Определите, какое это время года?

- Охарактеризуйте погоду осенних явлений, опираясь на план на доске :

 Солнце 

Осадки 

Ветер

Температура

Длина светового дня

Запишем в дневник наблюдений.

По какому признаку растения определяют, что пришла осень? 

Работа с терминами.: , (показ слайда)

Мы с вами изучаем биологию, давайте теперь  как биологи подумаем, что же происходит с растениями осенью? Как они готовятся к тем изменениям, которые происходят осенью? (останавливается  сокодвижение )

На какой процесс в жизни растений может повлиять понижение температуры?

Уменьшение поступления воды и минеральных веществ через корневую систему.  Значит, какой процесс надо остановить?

Испарение ( презентация)

Какими органами выполняется эта функция?

Листьями.

Поэтому и происходит листопад.

От чего зависит зеленая окраска листьев?

Наличие пигмента хлорофилла (Видео« Почему желтеют и падают листья»)

Ребята, так почему желтеют и падают  листья?


Смотрят презентацию

(приложение 2)


Записывают термины в тетрадь

Объясняет значение слова

Отвечают на вопросы

Обсуждение в малых группах, определяют признаки наступления осени

Первичная проверка понимания





На смену зимнему  сну приходит весна. (презентация )

Найдите в учебнике признаки весны слайд

- Как растения определяют, что пришла весна?

-Какие первые растения появляются весной

Первичная проверка понимания

Вывод: возобновление процессов жизнедеятельности, развитие побегов и подготовка растений к размножению.

Ну,  вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.

Что происходит с растениями летом?

Самостоятельно называют признаки весны по после просмотра презентации

отвечают на вопросы
Называют растения–первоцветы

Делают простейшие обобщения, выполняют задания;

Подснежники, цикламены


Физкультминутка








Выполняет упражнения для снятия напряжения глаз, спины







Работа учащихся в группах с текстом по изучению нового материала

Посмотрите на рисунки с изображениями животных на рисунке и в чём заключается биологическая ошибка.

На обсуждение даётся минута.

- Подумайте, почему эти животные не могут жить там, где вы их видите?

1 группа: Выделите, какими приспособлениями обладают растения к жизни в природе?

2 группа: Находит, какими приспособлениями обладают животные для жизни в природе

Учащиеся работают в группах с рисунками

(приложение 3)

Обсуждение результатов работы



Учащиеся выполняют задание

работают с информацией

(приложение 1)




Фронтальная беседа

Могут ли растения защитить себя от животных?


Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу

Делятся ассоциациями, возникшими образами

Закрепление знаний




Учитель предлагает закрепить и проверить полученные знания в форме тестов.

Ученики выполняют тест и осуществляют взаимопроверку по шаблону на экране.

Работа с карточками

Итоги урока




Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке.

Объявление оценки за урок.







Рефлексия




Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

-  «Я узнал…»

-  «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»


Оценивают свою работу и работу одноклассников

контролируют и оценивают свои действия

Домашнее задание

(инструктаж по выполнению)

Задает домашнее задание

Подготовить мини-проект « Биологические часы»

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.






Приложение 1
Подготовка к зиме

В середине лета рост многих видов растений приостанавливается, уменьшается число цветущих растений, заканчивается размножение птиц. Начинается созревание плодов и семян; становится заметней подготовка к зиме.

У растений скапливаются запасные питательные вещества в перезимовывающих органах: корнях, корневищах, луковицах, клубнях.У насекомых в специальных органах — жировых телах — накапливается жир. В подкожной клетчатке многих млекопитающих также откладывается жир. Осенью у птиц и млекопитающих происходит линька. Опадают листья с деревьев и кустарников.

Приложение 2
Презентация




Приложение 3



  1. Работа с карточками

Перед вами  лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года.

Художественный текст (разделен на 4 сезона)
Карточка 1

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и  березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Карточка 2

         Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.
Карточка 3

        Деревья пробуждаются по мере схода снега и  размерзания  почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета. Тепло пригонит птиц издалеча.
Карточка 4


    Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно-лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.


2 Посмотрите на рисунки с изображениями животных на рисунке и в чём заключается биологическая ошибка


Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:
1 . Прочитайте биологический текст: «Сезонные изменения у растений» и ответьте на вопрос: почему лиственные растения сбрасывают на зиму листья?»

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

2. Какие сезонные изменения в жизни живых организмов представлены на фотографиях?


    

                        А                                                          Б                                                      В


3. С выбором одного отвеета

Если у растений началось развитие побегов, раскрытие почек, значит продолжительность светлого времени суток:

а) не изменяется;

б) уменьшается;

в) увеличивается.
Биоритмы – это
1) Ритмы, присущие и живым и не живым организмам, повторяющиеся через регулярные промежутки времени

2) Ритмы, присущие не живым организмам, повторяющиеся через регулярные промежутки времени

+3) Ритмы, присущие живым организмам, повторяющиеся через регулярные промежутки времени

4) Ритмы, присущие живым организмам, повторяющиеся через различные промежутки времени