Файл: Лабораторная работа 1 исследование реакций в расстворах электролитов студент гр. Гнг22 Мосина П. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П
ЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОТЧЕТ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

«ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАКЦИЙ В РАССТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»

Выполнил: студент гр. ГНГ-22 _________ /Мосина П.А. /

(подпись) (Ф.И.О.)

Проверил: _________ / /

(подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2022

Цель работы: ознакомиться с практическими выводами теории электролитической диссоциации, с реакциями в растворах электролитов и научиться составлять уравнения.

Общие сведения:

Электролитической диссоциацией называется процесс распада молекул электролитов на ионы под действием полярных молекул растворителя.

Количественно способность электролита распадаться на ионы характеризуют степенью диссоциации

α = n/n0,

где n - число продиссоциированных молей, n0 - исходное число молей электролита.

Процесс диссоциации обратимый, он приводит к равновесию между недиссоциированными молекулами и ионами и, следовательно, должен подчиняться закону действующих масс. Вещество АВ при растворении в воде диссоциирует по уравнению

АВ  А+ + В- .

При постоянной температуре отношение произведения концентраций конечных и исходных веществ постоянно и называется константой диссоциации.

Кд = [А+]*[B-]/[AB],

где [А+], [В- ], [АВ] - концентрации ионов и молекул электролита в растворе, моль/л или моль/кг.

По степени и величине константы диссоциации все
электролиты принято условно делить на сильные и слабые. Сильные электролиты в растворе диссоциируют практически полностью, слабые - частично. Закон действующих масс справедлив лишь для слабых электролитов.

Условия протекания реакций в растворах электролитов:

  1. Образование или растворение малорастворимого соединения, выпадающего в осадок.

  2. Образование или разрушение малодиссоциированного соединения, иона или комплекса.

  3. Выделение или растворение газа.


Порядок выполнения работы:

Опыт 1.

FeCl3 + 3NaOH =Fe (OH) 3 + 3NaCl

Fe3+ + 3 +3Na++ 3 = Fe (OH) 3 + 3Na+ + 3

Fe3+ + 3 = Fe (OH) 3

( Образование осадка бурого цвета)

CuSO4 + 2NaOH= Cu (OH) 2+ Na2SO4

Cu2+ + + 2Na++ 2OH= Cu (OH) 2 +2Na++

Cu2+ + 2OH= Cu (OH) 2

( Образование осадка голубого цвета)

NiSO4 + 2NaOH= Ni (OH) 2+ Na2SO4

Ni2+ + + 2Na++2 =Ni (OH) 2+ + 2Na+

Ni2 +2 =Ni (OH) 2

( Образование осадка светло-зеленого цвета)

Ответы на вопросы:


Являются ли полученные гидроксиды сильными основаниями?

– Полученные гидроксиды не являются сильными основаниями.

Вывод: в ходе реакций идет образование осадков.

Опыт 2.

Fe (OH) 3 + 3HCl (р-р)=FeCl3+ 3H2O

Fe (OH) 3 + 3H++ 3 =Fe3+ + 3H2O+ 3

Fe (OH) 3 + 3H+ =Fe3+ + 3H2O

( Образование воды и творожистого осадка)

Cu (OH) 2 + 2HCl (р-р) =CuCl2
+ 2 H2O

Cu (OH) 2+ 2H+ + 2 =Сu2++ 2 + 2 H2O

Cu (OH) 2+ 2H+ =Сu2+ + 2 H2O

(Образование воды и творожистого осадка)

Ni (OH) 2 + 2HCl (р-р) =NiCl2 + 2H2O

Ni (OH) 2 + 2H+ + 2 =Ni2+ + 2 + 2H2O

Ni (OH) 2 + 2H+ =Ni2+ + 2H2O

( Образование воды и творожистого осадка)

Ответы на вопросы:


Какое новое малодиссоциированное соединение образуется при растворении оснований в кислоте?

– Образуется вода.

Вывод: вещества растворились в кислоте

Опыт 3 (А).

Pb (NO3) 2 + 2KJ =PbJ2 + 2KNO3

Pb2+ +2 + 2K+ +2J =PbJ2 +2 + 2K+

Pb2+ + 2 =PbJ2

( Образование осадка ярко-желтого цвета)

Pb (NO3) 2 +BaCl2 =PbCl2 + Ba (NO3) 2

Pb2+ +2 + Ba2++ 2Cl =PbCl2 + Ba2++2

Pb2+ + 2 =PbCl2

(Образование осадка в виде белых хлопьев)

Ответы на вопросы:


Что наблюдается в каждой пробирке?

–В результате проведенных реакций, в первой пробирке мы можем наблюдать выпадение осадка ярко-желтого цвета, а во второй пробирке образование осадка в виде белых хлопьев.

Вывод: реакции произошли, по причине образования малорастворимых и нерастворимых веществ.

Опыт 4 (В).

Cr2 (SO4)3 + 6 NaOH =2Cr (OH) 3+3Na2SO4

2Cr3+ +3 + 6Na++ 6 =2Cr (OH) 3+ 6Na
++ 3

Cr3+ + 3 =Cr (OH) 3

(Образование осадка темно-зеленого цвета)

Cr (OH) 3 +3HCl= CrCl3 +3H2O

Cr (OH) 3 +3H+ +3 = Cr3+ + +3H2O

Cr (OH) 3 +3H+ = Cr3+ +3H2O

(Образование осадка синего цвета)

Cr (OH)3 + 3 NaOH (в избытке) =Na3 [Cr (OH) 6]

Cr (OH)3 + 3Na++ 3 =[Cr (OH) 6] 3-- + 3Na+

Cr (OH)3 + 3 =[Cr (OH) 6] 3--

(Образование осадка ярко-синего цвета)

Вывод: в ходе реакций можно заметить, что амфотерные гидроксиды взаимодействуют как с кислотами, так и с щелочами.

Опыт 6.

2CuSO4 +2 NH4(OH)разб. =(CuOH)2SO4 + (NH4)2 SO4

(Образование осадка голубого цвета)

(CuOH)2SO4 + (NH4)2 SO4 +6NH4(OH)конц. =2[Cu (NH3) 4] SO4 + 8Н2О

(CuOH)2SO4 + 2(NH4)+ + +6NH4+ + =2[Cu (NH3) 4] SO4 + 8Н2О

(Образование осадка ярко-синего цвета)

Ответы на вопросы:


Какую окраску имеет образующийся растворимый амминокомплекс меди?

– Растворимый амминокомплекс меди имеет синюю окраску.

Вывод: реакция произошла по причине образования малодиссоциирующих соединений.

Вывод: Благодаря выполненной работе познакомилась с практическими выводами теории электролитической диссоциации, с реакциями в растворах малорастворимых оснований, изучила свойства амфотерных гидроксидов, образование малодиссоциированных соединений, комплексных соединений и газов.