Файл: Анализ использования материальных ресурсов на предприятии ооо "Мединвест".docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение сущность и источники анализа материальных ресурсов
1.1 Понятие материально-производственных и товарных запасов предприятия
1.2 Задачи анализа материально-технического снабжения предприятия
2. Методика анализа использования материальных ресурсов
2.1 Методика анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами
2.2 Методика анализа эффективности использования материальных ресурсов
3. Анализ материальных ресурсов ООО "Мединвест"
3.1 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
3.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии
Коэффициент предложения (КП) показывает, какую часть из периода мы предлагали товар покупателю.
Формула коэффициента реализации:
КР = Количество проданных товаров/(Остаток на складе на начало периода + количество товара, закупленного в течение данного периода).
Если за период товары не закупались и на начало периода остаток на складе был 0 (то есть в знаменателе формулы - 0), то КР нужно считать равным "-1". Это специальное значение КР, означающее, что за период ничего не продано, но и на складе ничего не было. Далее, будем выражать КР в процентах, "КР в процентах" = КР*100, и значение "-1" тоже станет "-100".
Формула коэффициента предложения:
КП = Количество дней предложения товара/Количество рабочих дней в периоде.
КП, как и КР удобнее выражать в процентах, "КП в процентах" = КП*100.
"Предложение товара" означает, что потенциальный клиент знает, что он может у нас купить данный товар. Например, для розничной торговли, под "Предложением товара" подразумевается, что хоть одна единица товара есть на складе.
Таблица 3.6
Описание коэффициентов реализации и предложения
Коэффициент реализации, % | Коэффициент предложения, % | Комментарии |
100 | 100 | С точки зрения скорости получения сиюминутной прибыли идеальное сочетание КР=100 % и КП=100 %. Это означает, что за отчётный период были распроданы все товарные запасы и при этом товар, всегда был на складе и предлагался к продаже, то есть дефицита товара не было. В реальности этот идеал достижим, наверно, только в том случае, если компания является монополистом и продаёт очень ходовой товар. |
-1 | 0 | Товар не предлагался к продаже по причине отсутствия его на складе, соответственно, ничего продано и не было. |
0 | 0 | Ничего не продано, но товар на складе был. Такая ситуация может быть, например, если "Предложение товара" предполагает наличие товара на витрине, а в отчётном периоде товар на витрину выставлен не был. |
5 | 100 | Организация очень серьёзно запаслась товаром, но наверно напрасно. |
100 | 5 | "Не успели поставить на витрину, а уже всё продали. Может, дёшево продавали. Может, товара было мало. А возможно, что это тот самый товара, который принесёт, если мы будем с ним работать, очень неплохую прибыль". |
50 | 50 | Неопределенная ситуация, ни хорошо, ни плохо |
100 | 0 | Невозможное сочетание. Означает, что товар продали, но покупателю его не предлагали. Если расчёты дают такое сочетание КР и КП, то либо расчёты неверны, либо система учёта товара работает неправильно. |
0 | 100 | Неходовой товар |
Оптимальные значения КП и КР зависят от продаваемого товара.
Поделим условно все товары на три группы, А, Б и В. Группа А состоит из "очень важных" товаров, очень важных в том смысле, что товары группы А приносят большую прибыль или большой оборот или важны для имиджа, ассортимента и т.д.
Группа Б состоит из товаров "средних" со всех смыслах.
Группа В - все остальные товары.
По товарам группы А обязательно нужно удерживать КП равным 100 %. Ради поддержания наличия товара в продаже можно даже создавать увеличенные страховые запасы. Если при КП, равным 100 %, КР будет 80-90 %, то это нормально.
В группе товаров Б уже не обязательно, чтобы КП было 100 %, но и КР должен быть выше, чем у товаров группы А. Нормальным сочетанием для группы Б будет КП около 95 %, а КР - около 90 %.
Для группы товаров В лучше поддерживать высокий КР, 90-95 % и более, а КП - по ситуации.
Оценим эффективность управления товарными запасами в организации ООО "Мединвест" по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара за период - 2010 год.
Таблица 3.7
Оценка эффективности управления материальными запасами
Группы товаров | Показатели | Коэффициент реализации | Коэффициент предложения |
А | Изделия медицинского назначения | 71 % | 72 % |
Б | Медицинский инструментарий | 63 % | 66 % |
В | Средства гигиены и санитарии | 58 % | 62 % |
Таким образом, за отчётный период были распроданы почти все материальные запасы, и при этом товар почти всегда был на складе ООО "Мединвест" и предлагался к продаже, то есть дефицита товара не было, что является положительным моментом.
Одним из важнейших вопросов, решаемых отделом закупок организации ООО "Мединвест" - насколько должен быть заполнен склад фирмы (в настоящее время площадь склада 200 кв. метров), чтобы товар не портился, но при этом всегда был в наличии.
Что касается уровня заполняемости склада, то на практике эта величина колеблется в достаточно широком интервале (от 30 % до 70 %). Названную величину не следует превышать потому, что склады торговых организаций предназначены не только для хранения товаров. Здесь может осуществляться также комплектация заказов, отдельно храниться уже скомплектованные, но еще не реализованные заказы.
Оборудование склада ООО "Мединвест" включает в себя универсальные и специальные стеллажи, поддоны, резервуары и контейнеры. Кроме того, весоизмерительное и фасовочное оборудование.
Взаимодействие с поставщиками организации ООО "Мединвест" осуществляет отдел закупок. Отдел закупок осуществляет координационную деятельность, необходимую для принятия решения об осуществлении процесса закупок. Коммерческий директор и складская служба осуществляют контроль товарных запасов и совместно определяют необходимый объем закупок, после чего передают заявки в отдел закупок.
После поиска возможных источников поставок потенциальным поставщикам направляются запросы, сравниваются их предложения, оформляется на договорной основе заказ и осуществляется контроль надлежащего исполнения. На складе ООО "Мединвест" осуществляется прием и проверка товара, его регистрация и складирование. В процессе закупок ООО "Мединвест" применяются современные информационные технологии, представитель отдела продаж, минуя склад, может направить заказ непосредственно поставщику, если отдел закупок предварительно оговорил с поставщиком закупочные цены и условия поставок.
В результате проведенного анализа эффективности использования материальных ресурсов ООО "Мединвест", можно сделать вывод, что на предприятии необходимо принять меры для ускорения оборачиваемости оборотных средств в производстве и обращении, что обеспечивает высвобождение средств из оборота, и использовать финансовые методы по эффективному управлению такой частью текущей деятельностью организации, как средства в обращении (денежные средства и расчеты с дебиторами).
Анализ структуры оборотного капитала показал, что в его структуре капитала в 2010г. более 76 % занимают запасы товарно-материальных ценностей, их величина постепенно увеличивалась в течение всего исследуемого периода, что снижает общую ликвидность активов и отражается на их оборачиваемости.
Также в составе оборотного капитала постепенно снижалась доля дебиторской задолженности и увеличивалась ее оборачиваемость, это увеличивает ликвидность активов организации. Можно порекомендовать ООО "Мединвест" и в дальнейшем проводить более жесткий контроль за формированием и состоянием дебиторской задолженности, не допускать возникновения просроченной задолженности в составе дебиторов, это повысит оборачиваемость оборотного капитала и соответственно прибыль предприятия.
В условиях стабильной экономики фирмы стремятся приблизиться к японской системе "точно-во-время", которая предполагает поставку сырья и комплектующих точно туда и точно в то время, когда это потребуется и направлена на минимизацию запасов.
В условиях российской экономики это пока не возможно на 100 %. Поэтому пока ООО "Мединвест", как и остальные торговые организации, вынужден по возможности создавать большие запасы товаров для перепродажи. Для этого на предприятии имеются вместительные складские помещения, позволяющие создавать помимо текущих и страховых запасов (на случай отсутствия дефицитных препаратов на рынке), еще и резервные запасы, по объему равные трех-четырех месячной потребности в них. Финансовые ресурсы предприятия (собственные и привлеченные заемные на формирование оборотного капитала) позволяют закупать запасы сырья в таких объемах.
Есть два положительных момента в этой ситуации. Во-первых, предприятие ближайшие 3-4 месяца может работать спокойно, не опасаясь сбоев по причине отсутствия запасов, а во-вторых, сегодня, в условиях инфляции руководство ООО "Мединвест" считает вложение денег в оборотный капитал экономически целесообразным. То есть вкладывать деньги, делая запасы выгоднее, чем положить эти же деньги на депозит в банк. Кроме этого, это позволяет ООО "Мединвест" реализовывать в конечном итоге продукцию с меньшими издержками, чем конкуренты, так как у многих из них нет средств для создания больших объемов запасов.
Организации ООО "Мединвест" необходимо внедрить собственную систему управления запасами, улучшить логистические связи, оптимизировать сроки поставки запасов от поставщиков, постепенно внедрить систему поставок "точно в срок". В результате данных мероприятий снизятся затраты на хранение запасов, уменьшится удельный вес просроченных товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ритмичность, сглаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами, в частности от обеспеченности запасами. Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии.
Рациональная организация запасов является важным условием повышения продуктивности использования оборотных средств.
Основные пути совершенствования управления материальными запасами должны сводится к следующему:
-
к их рациональному использованию; -
ликвидности сверхнормативных запасов материалов; -
улучшению организации снабжения, в т.ч. путем установления четких договорных условий поставок и обеспечение их выполнения; -
оптимального выбора поставщиков; -
налаженной работы транспорта.
Таким образом, стратегия управления запасами должна базироваться на обеспечении платежеспособности предприятия и определении оптимального объема и структуры оборотных средств. В свою очередь, определение необходимой потребности в оборотных средствах, в том числе и запасах на предприятии ставит перед финансовым менеджером задачу выбора оптимальной структуры источников формирования оборотных средств.
Основным видом деятельности организации является оптовая и розничная торговля изделий медицинского назначения, средства гигиены и санитарии, медицинского инструментария.
По результатам проведенного финансово-экономического анализа можно сделать вывод, что в учреждении мало внимания уделяется оперативному управлению и планированию запасов. Особо остро в организации стоит проблема управления лекарственными запасами, в связи с чем, постоянно возникают потребности населения в особо важных и дефицитных препаратах или готовых формах, которые быстро заканчиваются на складе, так как их запас не нормируется. Одновременно отмечается наличие на складе избытка невостребованных и "купленных про запас" медицинских лекарственных средств и препаратов, срок годности по многим из которых давно вышел.