Файл: Задача обучения математике в школе обеспечить прочное и осознанное овладение.doc
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 1
Актуальность темы исследования вытекает из того, что основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни. Одним из важных структурных элементов каждого урока математики является проверка знаний и умений учащихся. В настоящее время в обучении все чаще используются современные технологии. Как следствие развития компьютерной техники возникла образовательная технология, основанная на применении заданий в тестовой форме не только для контроля, но и для формирования системы знаний. Тестовые задания позволяют объективно и оперативно проверять качество и степень усвоения учащимися учебного материала большого объема и по результатам проверки вносить коррективы в учебный процесс. С их помощью можно экономить учебное время, идущее на опрос, и время учителя на проверку выполненных учащимися работ, но не всегда их использование бывает эффективным.
Слайд 2
В связи с вышесказанным, целью данного исследования явилось выявление дидактических условий эффективности использования тестов как средства контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100.
Слайд 3
Объект исследования:
процесс организации контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100.
Предмет исследования:
тесты как средство контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100.
Слайд 4
Гипотеза исследования: тесты будут являться эффективным средством контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100, если:
- будут использоваться не только в ходе итогового, но и в ходе пооперационного контроля, обеспечивая тем самым усвоение учащимися каждой отдельной операции, входящей в алгоритм устных вычислений;
- будут направлены на проверку качеств вычислительного навыка:
- будут использоваться
тесты разных видов.
Позвольте не останавливаться на задачах и методах и перейти к сути работы.
Слайд 5
Задачи исследования
1. Изучить проблему использования тестов как средства контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать опыт учителей начальных классов по использованию тестов как средства контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100.
3. Выявить дидактические условия эффективности использования тестов как средства контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100.
4. Разработать систему тестовых заданий для использования тестов как средства контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100.
5. Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу исследования.
Слайд 6
Методы исследования:
-анализ научной и методической литературы;
-наблюдение;
-беседа;
-анкетирование;
-статистическая обработка данных;
-педагогический эксперимент.
Слайд 7
Структура дипломной работы:
1 глава посвящена теоретическому исследованию, в ходе которого была выявлена сущность понятия «контроль» знаний, умений и навыков младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
Изучены формы, методы и виды контроля знаний, умений и навыков младших школьников на уроках математики, а также задачи и основные этапы формирования навыков устных вычислений в пределах 100, выявлены условия эффективности тестов.
Слайд 8
2 глава посвящена описанию педагогического эксперимента, который проходил в школах Почепского района.
На этапе поискового эксперимента нами была проведена следующая работа:
1. Проанализирован опыт учителей начальных классов по использованию тестов как средства контроля качества знаний и умений при обучении младших школьников вычислительных навыков в пределах 100.
2. Проведено анкетирование учителей начальных классов школ Почепского района, с целью выяснения их отношения к проблеме использования тестов как средству контроля качества
знаний и умений при обучении младших школьников вычислительным навыкам в пределах 100.
Слайд 9
В ходе изучения опыта учителей начальных классов было установлено: что пооперационное тестирование, к сожалению, из опрошенных учителей начальных классов никто не использует. Чаще всего тесты используются в ходе итогового контроля знаний, умений и навыков.
Среди существующих видов тестовых заданий предпочтение отдают тестам закрытой формы, что умаляет возможности тестового контроля.
Не было нами отмечено и того факта, что кто-то из учителей использует тесты для контроля различных качеств знаний и умений учащихся.
В ходе констатирующего этапа эксперимента была проведена следующая работа:
1. Проанализирован ряд уроков учителей вторых контрольного и экспериментального классов с целью выявления проблемы использования тестов на уроках математики.
2. Проведена контрольная работа во 2-х контрольном и экспериментальном классах с целью определения уровня сформированности навыков устных вычислений в пределах 20.
По результатам которой был установлен уровень сформированности вычислительных умений у учащихся вторых контрольного и экспериментального классов.
Слайд 10
Как показали наблюдения уровень сформированности вычислительных умений в экспериментальном и контрольном классах примерно одинаковые, различия не существенные, о чем свидетельствует данная диаграмма.
Слайд 11
Анализ полученных данных позволил выявить типичные ошибки в ходе устных вычислений среди них можно выделить: сложение и вычитание с переходом через десяток, в решении неравенств и причины ошибок: незнание разрядного состава чисел и вычислительного приема сложения, незнание вычислительного приема вычитания и конкретного смысла сложения и вычитания.
Это свидетельствует о необходимости проведения своевременного контроля знаний и умений учащихся, являющихся фундаментом и необходимым условием успешности формирования вычислительных умений учащихся.
Для организации и проведения формирующего этапа педагогического эксперимента был выбран 2 класс Тубольской школы Почепского района.
В этом классе мы использовали свою систему тестовых заданий в ходе классной и индивидуальной домашней работы и тестовые задания, были направлены,
в частности на устранение выявленных в ходе контрольной работы недостатков.
Слайд 12
Также мы использовали различные виды тестовых заданий: закрытой, открытой формы, тесты на установление последовательности действий и тесты на установление соответствия, направленные на формирование таких качеств знаний как правильность, осознанность, обобщенность, рациональность и автоматизм. Например:
1. В числе сорок семь:
А) 4 десятка 7 единиц; Б) 7 десятков 4 единицы ( закрытый тест) (Контроль осознанности правильности)
Слайд13
2. В записи числа 3а буква а означает число --------------. (Открытый тест) ( контроль обобщенности, осознанности, правильности)
Цель этих тестов: контроль умения выделять в числе количество разрядных единиц.
Цель: контроль знания правил: а) вычитания суммы из числа и числа из суммы;
б) умножения (деления) суммы на число;
в) умножения (деления) произведения на число;
г) подбора.
Слайд 14
1. Чтобы правильно вычислить выражение (20 . 4):4, надо: (на установление последовательности действий)
а) разделить каждое число, стоящее в скобках, на 4 и полученные числа перемножить;
б) перемножить числа в скобках и полученный результат разделить на 4.
2. Установи соответствие: (На установление соответствия)
Выражение Результат
1) 29 + 7 а) 90
2) 60 – 2 б) 22
3) 82 – 5 в) 36
4) 53 + 37 г) 77
5) 60 – 32 д) 28
е) 62
ж) 58
з) 83
Ответ: 1__, 2__, 3__, 4__, 5__.
Вычислите удобным способом: (контроль рациональности)
13+(18+37) 20+(18+30)
72-(4+62) 22-(17-8)
2. Выбери более рациональную запись.
18*4=(20-2)*4=20*4-2*4=80-8=72 18*4=(10+8)*4=10*4+8*4=40+32=72
На контрольном этапе эксперимента для проверки эффективности проведенной нами работы мы провели повторное тестирование в 3-х контрольном и экспериментальном классах.
Результаты повторного тестирования на контрольном этапе таковы: уменьшилось количество ошибок и изменился характер ошибок. Учащиеся стали меньше допускать ошибок на проверку осознанности, обобщенности. Изменилось качество вычислительных умений, за счет того, что дети все чаще стали использовать правила. Об этом свидетельствуют данные не только тестов, но и устных ответов детей. Все это свидетельствует об эффективности проведенной нами работы, чего мы не наблюдаем в контрольном классе. Сравнительные данные мы представили в диаграмме.
Слайд 15
Однако, справедливости ради, отметим, что качество усвоенных знаний, умений и навыков зависит от эффективности всей работы учителя с классом.
Итак, полученные результаты говорят о том, что выдвинутая гипотеза исследования нашла свое подтверждение на практике.
Надеемся, что результаты нашей работы будут полезны в практике работы учителей начальных классов по использования тестов как средства контроля знаний, умений и навыков младших школьников в ходе формирования навыков устных вычислений в пределах 100.