ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Экономическая теория и ее понятийный аппарат.
Занятие 1. Введение в экономическую теорию.
Экономическая теория – это общественная наука, изучающая выборы людей, которые они совершают в условиях ограниченности ресурсов.
Основные разделы экономической теории
Микроэкономика | Макроэкономика | Мировая экономика |
Экономика отдельных субъектов хозяйства и отдельных рынков | Экономика государства | Экономика мирохозяйствнных связей |
Типы хозяйства
Натуральное | Товарное |
Задача субъекта хозяйства состоит в обеспечении себя всем необходимым для жизни | Субъект хозяйства делает намеренно больше, чем ему нужно, и реализует излишки на рынке |
Типы экономических систем
Традиционная | Смешанная | Централизованная или командная | Рыночная |
Условия необходимые для появления и существования рыночной экономики
Появление | Развитие |
Общественное разделение труда; | Различные формы собственности; |
Экономическое обособление | Развитая рыночная инфраструктура |
Моделирование
Позитивное | Нормативное |
Констанция явлений без их оценки | Констанция и оценка явлений в соответствии с какой-либо нормой |
Величины, используемые в экономике
Номинальные | Реальные |
Для учета и отчетности (например, зарплатная ведомость) | Для сравнения (например, динамики зарплаты и динамики цен) |
Виды экономических моделей
По потенциалу | По равновесности | По динамичности | По открытности |
Краткосрочные и долгосрочные | Равновесные и неравновесные | Статичные и динамичные | Открытые и закрытые |
Методы, используемые в экономике:
-
Анализ и синтез; -
Индукция и дедукция; -
Гипотеза и доказательство; -
Сравнение; -
Абстракция; -
Графический анализ; -
Экономико-математическое моделирование; -
Экономический эксперимент.
Собственность.
Права собственности представляют собой определенным образом упорядоченные отношения хозяйствующих субъектов, в результате которых разные блага закрепляются за разными субъектами.
Собственник – это физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности на данное благо (имущество)
Правоотношения собственности
Владение | Пользование | Распоряжение |
Обладание и контроль над благом | Извлечение полезных свойств блага | Управление благом |
Внешние эффекты.
Если права собственности не определены однозначно, то возникают так называемые «внешние эффекты», или экстерналий
Внешние эффекты – это результаты производственной деятельности, не отраженные в цене блага.
Такие эффекты могут быть положительными (наблюдение за событием на стадионе из окна квартиры) и отрицательными (негативное влияние табака курильщика на не курящего человека)
Виды и формы собственности
Виды | Формы |
Государственная | Федеральная, субъектов федерации |
Муниципальная | Районная, городская, поселковая |
Частная | Граждан, предприятий |
Общественная организация | Благотворительные фонды, партии, союзы, сообщества, объединения, ассоциации |
Воспроизводство и его виды.
– это процесс создания, видоизменения или восстановления блага оно обусловлено
, необходимостью восстановления вещей, разрушаемых по мере их потребления.
Воспроизводство бывает простым и расширенным.
Расширенному воспроизводству сопутствует «закон убывающей производительности» и определенные эффекты масштабы.
Убывающая производительность: закон и эффекты.
«Закон убывающей производительности» характерен для краткосрочного периода, когда хотя бы один ресурс фиксирован и хотя бы один может меняться. Пример – сбор картошки в мешок.
В долгосрочном периоде проявляются эффекты масштаба: сначала экономия на масштабах, потом сокращение производительности.
Точка перехода есть «нулевой эффект». Пример – слишком длинные цепочки коммуникаций на фирме.
Линия, или граница производственных возможностей (ЛПВ или ГПВ)
ЛПВ или ГПВ иллюстрирует комбинации максимального объема производства (двух) товаров при 100%задейтсвовании имеющих ресурсов
Под ней представлены комбинации товаров при неполном использовании ресурсов, а над ней варианты пока недостижимы.
АПВ/ГПВ отражают альтернативную стоимость
или | или |
Стоимость того, что принесено в жертву созданию данного блага | Стоимость наилучшего из невыбранных вариантов приложения ресурсов |
Обычная стоимость, цена и полезность.
Ценой называется внешнее проявление стоимости, цена меняется из-за разных внешних условий.
Стоимость же есть некое внутреннее, неизменное свойство вещи. Экономика выделяет разные виды стоимости, например, трудовую или предельную.
Полезность есть суждение потребителя л ценности вещи. Ее характеризует «закон убывающей предельной полезности»
Закон убывающей предельности полезности.
По мере роста потребления или запаса блага у потребителя ценность предельной единицы этого блага в глазах покупателя подает: «что имеем – не храним, потерявши – плачем»
Такая тенденция позволяет объяснить снижение цены ради увеличения величины потребления.
Инфраструктура рынка
Коммуникация с потреблением - реклама | Разнообразие форм оплаты (кредит) | Возможность доставки товара |
Классификация рынков
По отраслям | По географическому положению | По характеру продаж | По конкурентности |
Ресурсный, электротехника и пр. | Мировой, региональный, локальный | Оптовый, розничный | Совершенный и нет |
Условия функционирования рыночного механизма
Частная собственность | Неорганиченно действующий ценовой механизм |
Плюсы и минусы рыночного механизма
Плюсы | Минусы |
|
|
Функции рынков
Организующая | Стимулирующая | Ценообразующая | Регулирующая |
Соединяют покупателя и продавца | Стимулируют конкуренцию | Устанавливают цены | Регулируют что, как и для кого делать |
Между рыночным эгоизмом и государственным альтруизмом.
Несмотря на широкое распространение рыночных принципов в совершенном мире, сегодня государству приходится ограничивать и направлять их деятельность (Нелль-Бройнинг)
Но и командная экономика в чистом виде сегодня не прижилась.
Мы живем в эпоху смешанной экономики, но ее анализ мы начнем с микроэкономического уровня: с рыночного механизма.
Ресурсы в экономике и доходы от них
Труд | Земля | Капитал | Предпринимательство | Информация |
ЗП | рента | % | прибыль | прибыль |
Тема 2. Рыночные механизмы спроса и предложения. Теория поведения потребления.
Занятие 2. Спрос и предложение.
Спрос: определение и закон.
Спрос (Demand) – это количество товара, которое может и желает приобрести покупатель при каждом уровне цен.
Закон спроса заключается в том, что по мере уменьшения цен покупается больше товаров, и, наоборот. _
Изменение спроса или величины спроса?
Следует отличать изменение величины спроса от изменения спроса в целом.
Изменение величины спроса отражается движением вдоль линии или тенденции спроса.
Сама тенденция не меняется. ЦЕНА.
Изменение спроса выражается сдвигом линии спроса и т.е. 1 тенденция спроса исчезает, а другая появляется. НЕ ЦЕНА.
Поведение потребителя: эффекты дохода и замещения.
Эффект дохода подразумевает , что люди увеличивают потребление при росте их доходов и сокращают его при уменьшении их доходов.
Эффект замещения или замены отражает замещение потребления дорогих товаров подешевшим.
Эффект Веблена и сноба показывает, что потребление меняется прямо пропорционально изменению цен. (типа мажоры, понты)
Предложение: определение и закон.
Предложение (Supply) – это количество товара, которое может и желает реализовать продавец при каждом уровне цен
Закон предложения заключается в том, что по мере уменьшения цен продается меньше товаров, а по увеличению – больше.
Изменение предложения или величины предложения?
Следует отличать изменение величины предложения от изменения предложения в целом.
Изменение величины предложения отражается движением вдоль линии или тенденции предложения, сама тенденция предложения не меняется. ЦЕНА.
Изменение предложения выражается сдвигом линии предложения, т.е. 1 тенденция предложения исчезает, а другая появляется. НЕ ЦЕНА.
Равенство величин спроса к предложению:
_
Равенство спроса к предложению:
_
Эластичность в жизни.
Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой (например, эластичный бинт)
_ зависимой переменной/ независимой переменной.
Эластичность в экономике.
Эластичность показывает степень реакции потребителя или продавца на изменение цены или дохода.
_ количества потребляемого товара/ цены.
или
_ количества потребляемого товара/ дохода.
Виды эластичности
Точечная | Дуговая |
Оценка эластичности 1 конкретной величины спроса или предложения: К=количество/цену или К=количество/доход | Оценка эластичности дуги, или отрезка спроса или предложения: К= количества/ цены или К= количества/ дохода |