Файл: Занятие Введение в экономическую теорию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Экономическая теория и ее понятийный аппарат.

Занятие 1. Введение в экономическую теорию.

Экономическая теория – это общественная наука, изучающая выборы людей, которые они совершают в условиях ограниченности ресурсов.

Основные разделы экономической теории

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика

Экономика отдельных субъектов хозяйства и отдельных рынков

Экономика государства

Экономика мирохозяйствнных связей


Типы хозяйства

Натуральное

Товарное

Задача субъекта хозяйства состоит в обеспечении себя всем необходимым для жизни

Субъект хозяйства делает намеренно больше, чем ему нужно, и реализует излишки на рынке


Типы экономических систем

Традиционная

Смешанная

Централизованная или командная

Рыночная


Условия необходимые для появления и существования рыночной экономики

Появление

Развитие

Общественное разделение труда;

Различные формы собственности;

Экономическое обособление

Развитая рыночная инфраструктура


Моделирование


Позитивное

Нормативное

Констанция явлений без их оценки

Констанция и оценка явлений в соответствии с какой-либо нормой


Величины, используемые в экономике


Номинальные

Реальные

Для учета и отчетности (например, зарплатная ведомость)

Для сравнения (например, динамики зарплаты и динамики цен)


Виды экономических моделей



По потенциалу

По равновесности

По динамичности

По открытности

Краткосрочные и долгосрочные

Равновесные и неравновесные

Статичные и динамичные

Открытые и закрытые


Методы, используемые в экономике:

  • Анализ и синтез;

  • Индукция и дедукция;

  • Гипотеза и доказательство;

  • Сравнение;

  • Абстракция;

  • Графический анализ;

  • Экономико-математическое моделирование;

  • Экономический эксперимент.

Собственность.
Права собственности представляют собой определенным образом упорядоченные отношения хозяйствующих субъектов, в результате которых разные блага закрепляются за разными субъектами.
Собственник – это физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности на данное благо (имущество)

Правоотношения собственности

Владение

Пользование

Распоряжение

Обладание и контроль над благом

Извлечение полезных свойств блага

Управление благом


Внешние эффекты.
Если права собственности не определены однозначно, то возникают так называемые «внешние эффекты», или экстерналий
Внешние эффекты – это результаты производственной деятельности, не отраженные в цене блага.
Такие эффекты могут быть положительными (наблюдение за событием на стадионе из окна квартиры) и отрицательными (негативное влияние табака курильщика на не курящего человека)

Виды и формы собственности

Виды

Формы

Государственная

Федеральная, субъектов федерации

Муниципальная

Районная, городская, поселковая

Частная

Граждан, предприятий

Общественная организация

Благотворительные фонды, партии, союзы, сообщества, объединения, ассоциации

Воспроизводство и его виды.
– это процесс создания, видоизменения или восстановления блага оно обусловлено

, необходимостью восстановления вещей, разрушаемых по мере их потребления.
Воспроизводство бывает простым и расширенным.
Расширенному воспроизводству сопутствует «закон убывающей производительности» и определенные эффекты масштабы.

Убывающая производительность: закон и эффекты.
«Закон убывающей производительности» характерен для краткосрочного периода, когда хотя бы один ресурс фиксирован и хотя бы один может меняться. Пример – сбор картошки в мешок.
В долгосрочном периоде проявляются эффекты масштаба: сначала экономия на масштабах, потом сокращение производительности.
Точка перехода есть «нулевой эффект». Пример – слишком длинные цепочки коммуникаций на фирме.

Линия, или граница производственных возможностей (ЛПВ или ГПВ)
ЛПВ или ГПВ иллюстрирует комбинации максимального объема производства (двух) товаров при 100%задейтсвовании имеющих ресурсов
Под ней представлены комбинации товаров при неполном использовании ресурсов, а над ней варианты пока недостижимы.

АПВ/ГПВ отражают альтернативную стоимость

или

или

Стоимость того, что принесено в жертву созданию данного блага

Стоимость наилучшего из невыбранных вариантов приложения ресурсов

Обычная стоимость, цена и полезность.
Ценой называется внешнее проявление стоимости, цена меняется из-за разных внешних условий.
Стоимость же есть некое внутреннее, неизменное свойство вещи. Экономика выделяет разные виды стоимости, например, трудовую или предельную.
Полезность есть суждение потребителя л ценности вещи. Ее характеризует «закон убывающей предельной полезности»

Закон убывающей предельности полезности.
По мере роста потребления или запаса блага у потребителя ценность предельной единицы этого блага в глазах покупателя подает: «что имеем – не храним, потерявши – плачем»
Такая тенденция позволяет объяснить снижение цены ради увеличения величины потребления.

Инфраструктура рынка

Коммуникация с потреблением - реклама

Разнообразие форм оплаты (кредит)

Возможность доставки товара


Классификация рынков

По отраслям

По географическому положению

По характеру продаж

По конкурентности

Ресурсный, электротехника и пр.

Мировой, региональный, локальный

Оптовый, розничный

Совершенный и нет



Условия функционирования рыночного механизма

Частная собственность

Неорганиченно действующий ценовой механизм

Плюсы и минусы рыночного механизма

Плюсы

Минусы

  • Дает право выбора контрагентам;

  • Способствует удовлетворению разных потребностей;

  • Заставляет контрагентов быстро реагировать на все изменения;

  • Стимулирует появление изобретений и их внедрение.

  • Не гарантирует прав на труд/отдых;

  • Не создает общественные блага;

  • Не способствует поддержке окружающей среды и морали;

  • Не поддерживает социально незащищенные слои населения.


Функции рынков

Организующая

Стимулирующая

Ценообразующая

Регулирующая

Соединяют покупателя и продавца

Стимулируют конкуренцию

Устанавливают цены

Регулируют что, как и для кого делать


Между рыночным эгоизмом и государственным альтруизмом.
Несмотря на широкое распространение рыночных принципов в совершенном мире, сегодня государству приходится ограничивать и направлять их деятельность (Нелль-Бройнинг)
Но и командная экономика в чистом виде сегодня не прижилась.
Мы живем в эпоху смешанной экономики, но ее анализ мы начнем с микроэкономического уровня: с рыночного механизма.

Ресурсы в экономике и доходы от них

Труд

Земля

Капитал

Предпринимательство

Информация

ЗП

рента

%

прибыль

прибыль

Тема 2. Рыночные механизмы спроса и предложения. Теория поведения потребления.

Занятие 2. Спрос и предложение.

Спрос: определение и закон.

Спрос (Demand) – это количество товара, которое может и желает приобрести покупатель при каждом уровне цен.
Закон спроса заключается в том, что по мере уменьшения цен покупается больше товаров, и, наоборот. _

Изменение спроса или величины спроса?
Следует отличать изменение величины спроса от изменения спроса в целом.
Изменение величины спроса отражается движением вдоль линии или тенденции спроса.
Сама тенденция не меняется. ЦЕНА.
Изменение спроса выражается сдвигом линии спроса и т.е. 1 тенденция спроса исчезает, а другая появляется. НЕ ЦЕНА.

Поведение потребителя: эффекты дохода и замещения.
Эффект дохода подразумевает , что люди увеличивают потребление при росте их доходов и сокращают его при уменьшении их доходов.
Эффект замещения или замены отражает замещение потребления дорогих товаров подешевшим.
Эффект Веблена и сноба показывает, что потребление меняется прямо пропорционально изменению цен. (типа мажоры, понты)

Предложение: определение и закон.
Предложение (Supply) – это количество товара, которое может и желает реализовать продавец при каждом уровне цен
Закон предложения заключается в том, что по мере уменьшения цен продается меньше товаров, а по увеличению – больше.

Изменение предложения или величины предложения?
Следует отличать изменение величины предложения от изменения предложения в целом.
Изменение величины предложения отражается движением вдоль линии или тенденции предложения, сама тенденция предложения не меняется. ЦЕНА.
Изменение предложения выражается сдвигом линии предложения, т.е. 1 тенденция предложения исчезает, а другая появляется. НЕ ЦЕНА.
Равенство величин спроса к предложению:
_
Равенство спроса к предложению:
_

Эластичность в жизни.
Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой (например, эластичный бинт)
_ зависимой переменной/ независимой переменной.

Эластичность в экономике.
Эластичность показывает степень реакции потребителя или продавца на изменение цены или дохода.
_ количества потребляемого товара/ цены.
или
_ количества потребляемого товара/ дохода.

Виды эластичности

Точечная

Дуговая

Оценка эластичности 1 конкретной величины спроса или предложения:
К=количество/цену
или
К=количество/доход

Оценка эластичности дуги, или отрезка спроса или предложения:
К= количества/ цены
или
К= количества/ дохода