Файл: Рынок авиационных тренажёров в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время все тренажеры, созданные нами в рамках гособоронзаказа, успешно эксплуатируются в военных авиационных вузах страны, в строевых частях ВВС и ПВО РФ, ВВС и ПВО ВМФ. Тренажеры Л-39 установлены в училищах в Краснодаре, Армавире, Борисоглебске и Майкопе, тренажеры Ми-24П – в Сызранском ВВАУЛ, учебные классы теоретической подготовки на Ми-28Н – в военном авиационном инженерном университете в Воронеже. Наши тренажеры задействованы и в подготовке кадровых летчиков. Так, в Липецком ЦБП и ПЛС фронтовой авиации эксплуатируется тренажер экипажа Су-34, вскоре там появится и учебный компьютерный класс. В ЦБП и ПЛС армейской авиации в Торжке мы поставили тренажеры экипажей вертолетов Ми-24ПН и Ми-28Н.

В 2009 г. нам впервые удалось резко увеличить объем поставок. В общей сложности мы собрали 15 тренажеров, что в условиях ограниченных производственных площадей было весьма непросто и иногда нашим специалистам приходилось работать в две смены. Сейчас уже понятно, что в 2010 г. мы сохраним этот уровень поставок. А вот в 2011 г. ожидаем хороший прирост заказов и увеличение объемов поставок, что будет связано с ростом доли серийной продукции в общем объеме выпуска. Дело в том, что по основным типам тренажеров, которые мы имеем в портфеле заказов на 2011 г., ОКР уже пройдены , опытные образцы прошли госиспытания, и наши трудозатраты при серийном производстве сокращаются – вся математика готова, рабочие чертежи и техническая документация уже имеются, так что мы заново будем делать только «железо».

В прошлом году, когда количество наших тренажеров, эксплуатируемых на местах, превысило критическую массу, нам пришлось создать специальную сервисную службу, отвечающую за гарантийное и послепродажное обслуживание тренажеров. Специалисты этой службы работают не только на местах: в январе 2010 г. мы провели на территории «Динамики» первый семинар по обслуживанию и эксплуатации тренажеров.

Экспорт тренажеров

Отдельного разговора заслуживает ситуация, связанная с экспортом тренажеров для российской авиатехники, эксплуатируемой за рубежом. Если на внутреннем рынке взаимоотношения заказчика и производителя тренажеров в целом урегулированы, то этого не скажешь в отношении экспорта. Здесь действует крайне неэффективное распределение заказов, отсутствует система конкурсного отбора, до сих пор существует вопиющий дисбаланс между ценой продаж и тем, что доходит непосредственно до производителя. Между тем емкость внешнего рынка в отрасли весьма велика. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, общее количество прогнозируемых экспортных поставок Россией новых многофункциональных истребителей «Су» и «МиГ» в 2010-2013 гг. (с учетом лицензионных программ) оценивается в 232 машины. Причем эта цифра может увеличиться в случае победы Су-30МК в тендере ВВС Малайзии. Аналогичные цифры существуют и по экспорту вертолетов.


Вопрос: кто получит контракты на производство тренажеров? По оценкам ФГУП «Рособоронэкспорт», озвученным еще в 2008 г., потенциал внешнего рынка авиационных тренажеров в компоненте сопровождения экспорта самолетов и вертолетов в более чем 20 стран мира до 2015 г. составляет порядка 500 млн. долларов. Однако поставки тренажеров на экспорт до сих пор остаются единичными, никакой доступной информации об итогах проведенных тендеров нет. Во всяком случае «Динамику», как ведущего в России производителя тренажеров для военных самолетов и вертолетов, к участию в таких тендерах не приглашают.

Но, как известно, свято место пусто не бывает: существует целый ряд иностранных компаний, поставляющих на мировой рынок тренажеры для российской авиатехники. Так, по данным мировой переписи тренажеров, опубликованным в 2010 г. журналом MS&T (Military Simulation & Training, N 4-2010), 9 иностранных компаний (САЕ, Elbit, VRM, MacMet и др.) выпустили в общей сложности 19 тренажеров для российских вертолетов и самолетов Ми-17, Ми-24П, Ми-8МТВ, МиГ-29, МиГ-29Н, МиГ-27, МиГ-29К, МиГ-29А, Су-22М4, Су-27 и др. Эти тренажеры эксплуатируются в США, Индии, Германии, Китае, Анголе, Хорватии, Чехии, Казахстане, Малайзии, Словакии, Польше. Об их качестве судить не берусь, ибо легитимность исходных данных, используемых для производства этих тренажеров, вызывает большие сомнения и это вообще вопрос отдельный. Совершенно очевидно, что для российских производителей такое положение дел не только означает упущенные возможности, но и тормозит технологическое развитие отрасли в целом. Известно, что рентабельность производства в оборонной промышленности невелика. Обычно она не превышает 10, а то и 5%, и именно экспорт тренажеров мог бы позволить российским компаниям вкладывать средства, заработанные на экспортных контрактах, в развитие производства и освоение новых технологий.

Учебный центр НТР Ostrava CZ

Вопреки столь тяжелой ситуации с экспортом тренажеров ЦНТУ «Динамика» все же удавалось стать участником проектов, в рамках которых вместе со своими партнерами мы выполнили несколько международных контрактов. Так, в 1994-1999 гг. под патронажем ЦАГИ были разработаны два подвижных исследовательских стенда для институтов CFTE и FACRI в Китае; в 2003 г. совместно с РСК «МиГ» создан комплексный тренажер летчика МиГ-29 для ВВС Мьянмы; в 2006 г. в кооперации с ОАО «СПАРК» осуществлена поставка тренажера экипажа Ми-17-1В в учебный центр ВМФ Мексики; в 2009 г. вместе с РСК «МиГ» и ОАО «Русская авионика» создан тренажер экипажа МиГ-31 для ВВС Казахстана.


Однако до сих пор это были контракты на поставки отдельных тренажеров. Сегодня же процессы интеграции мировой воздушной транспортной системы привели к появлению новых форм международного сотрудничества в области подготовки и обучения авиационного персонала. Так, одна из ведущих в мире компаний – производителей тренажеров САЕ поставляет комплексные решения в виде учебных центров, снабженных тренажерами различного уровня сложности, а также методиками обучения по всем видам подготовки и повышения квалификации летно-технического персонала.

В 2010 г. впервые наша компания стала участником подобного проекта. Когда возникла идея создать международный вертолетный учебный центр в Чехии для подготовки экипажей на вертолеты Ми-171, выбор ЦНТУ «Динамика» в качестве партнера был не случаен. На сегодняшний день наша компания является ведущим производителем тренажеров для вертолетов марки «Ми». Мы давно и успешно сотрудничаем в этом отношении с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». За последние 5 лет нами созданы тренажеры различного уровня сложности для вертолетов Ми-8/Ми-17, Ми-24П, Ми-24ПН, Ми-8МТВ, Ми-35М и Ми-28Н, которые эксплуатируются в государственной и гражданской авиации.

Распределение в проекте было следующим: «Динамика» поставляет комплекс технических средств обучения, включающий тренажер экипажа вертолета Ми-171 и компьютерные классы теоретической подготовки, а чешская сторона строит здание учебного центра НТР Ostrava CZ со всей необходимой инфраструктурой, а также осуществляет международный менеджмент в области продвижения услуг центра. Окупаемость совместного проекта, по нашим расчетам, составит 3-3,5 года. Сейчас первая часть проекта позади, в НТР Ostrava начались регулярные занятия с мая этого года. Следующим этапом станет поставка к тренажеру Ми-171 дополнительной опции – тренажера оператора внешней подвески вертолета. Особый интерес здесь будет представлять функция «тренинг экипажа по локализации пожара с применением водосливных устройств». Математически смоделировать распространение пожара, учесть силу и направление ветра, тепловые потоки, влияющие на поведение вертолета, на распространение потока воды, сбрасываемой водосливным устройством, и ее взаимодействие с пламенем – все это достаточно сложная научная задача и наши специалисты с ней справились. Возможно в будущем в связи с модернизацией авионики вертолетов Ми-171 в Восточной Европе нам придется делать вторую кабину, которая будет моделировать уже модернизированный вертолет.


Заключение

Тренажеры 1ражданских самолетов практически достигли потолка своего развития для современного уровня элементной базы, то тактические тренажеры (Full Mission Simulator) продолжают иметь практически неограниченные возможности для своего совершенствования. Тактические тренажеры предназначены для отработки групповых боевых действий. Они объединены в единую сеть с помощью интерфейса HLA, который позволяет объединять разнородные тренажеры — авиационные, танковые, артиллерийские и др. Перспективный пилотажный тренажер предполагает использование разнообразных интеллектуальных технологий [8,9,10].

Список цитируемой литературы:

1. Бюшгенс А.Г. Российский тренажерный рынок на пути к мировым стандартам. Агентство АвиаПорт (20-01-2012). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012.

2. Пилотажный тренажер самолета SSJ 100 готов к обучению российских пилотов. Деловой авиационный портал (22-11-2011). Архивировано из первоисточника 24 апреля 2012.

3. Александров В. В. и др. Математические задачи динамической имитации полета / Под общ. ред. В.А.Садовничего. — М.: Из-во Моск, ун-та, 1986.

4. Неусыпин К.А. Разработка модифицированных алгоритмов самоорганизации для коррекции навигационной информации.// Автоматизация и современные технологии. 2009. -№1.-с. 37-39.

5. Неусыпин К.А., Пролетарский А.В., Власов С.В., Алгоритмические способы повышения точности автономных навигационных систем.// ТРУДЫ ФГУП "НПЦАП". СИСТЕМЫ И ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ. 2010. №3. С. 68-74.

6. Пролетарский А.В., Неусыпин К.А., Кэ Фан, Ким Чжэсу. Методы коррекции навигационных систем беспилотных летательных аппаратов. Автоматизация и современные технологии. Изд. Машиностроение, №2, 2013. с 30-34.

7. Пролетарский А.В. Концепция системного синтеза динамических объекгов. Автоматизация и современные технологии. Изд. Машиностроение, 2007. №8. С. 28-33.