Файл: Минобр науки россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБР НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Институт филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой Ю.Н. Борисов __________

«__» __________ 20__г.

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

студентки 1 курса Института филологии и журналистики, н.п. Отечественная филология (русский язык и литература)

Агапкиной Юлии Алексеевны

Практика фольклорная

При кафедре русской и зарубежной литературы

Курс 1, 2-ой семестр – Курс 2, 3-ий семестр

Продолжительность: 1.07.2022 – 14.07.2022 (2 нед.)

Руководитель практики от университета

Доцент кафедры

русской и зарубежной

литературы,

канд. филолог.наук _______________ Горбунова Л.Г.

Должность,уч.ст.,уч.зв. личная подпись инициалы, фамилия

Саратов 2022

ДНЕВНИК УЧЕТА РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Фамилия Агапкина Имя Юлия Отчество Алексеевна

Курс 1 Группа 111 Специальность Отечественная филология (русский язык и литература)

Место прохождения практики:

Архив учебной лаборатории «Кабинет фольклора им. проф. Т.М. Акимовой»

Руководитель практики от университета:

Доцент кафедры русской и зарубежной литературы, кандидат филологических наук Горбунова Л.Г.

№ п/п

Дата

Краткое содержание выполненной работы

Подпись руководителя

1

01.07.2022

Вводная лекция с руководителем практики. Цели и задачи практики. Проблемы и сложности, с которыми придется столкнуться практиканту. Система жанров в фольклоре. Основные особенности фольклорных жанров.




2

02.07.2022

Лабораторная работа. Усвоение навыков архивной обработки материала. Работа с тетрадью №2(Ф8 П1 Т.2 пед. обр.): нумерация листов(19 л.), знакомство с материалом, выделение единиц хранения (48 ед. хр.) и составление карточек к ним.




3

04.07.2022

Определение жанров и жанровых разновидностей текстов тетради № 2 и оформление обложки.




4

05.07.2022

Начало работы с папкой (Ф7 П1 11 т. отеч. фил.). Подсчет единиц хранения (325 ед. хр.) и знакомство с содержимым тетрадей.




5

06.07.2022

Распределение текстов тетрадей папки по фольклорным категориям (проза, поэзия, эпос, детский и школьный фольклор, фольклор субкультур и т.д.).





6

07.07.2022

Оформление обложки папки. Начало работы с папкой (Ф7 П1 31 т. пед.обр.). Подсчет единиц хранения(1319 ед.хр.), знакомство с материалом.




7

08.07.2022

Распределение текстов тетрадей папки по фольклорным категориям (проза, поэзия, малые жанры, студенческий фольклор, тюремный фольклор и т.д.).




8

09.07.2022

Оформление обложки папки. Начало работы с тетрадью(Ф4 П1 т.2). Подсчет единиц хранения(8 ед.хр.),знакомтсово с материалом и его жанровое распределение.




9

11.07.2022

Оформление обложки тетради(Ф4 П1 т.2) Работа с тетрадью (Ф4 П1 т.7), нумерация страниц, выделение единицы хранения(1 ед.хр.), составление карточки, оформление обложки.





10

12.07.2022

Начало работы с тетрадью(Ф7 П1 т.8).Нумерация страниц, выделение единиц хранения(6 ед.хр.) знакомство с материалом, его жанровое распределение. Составление карточек и оформление обложек. Работа с тетрадью (Ф4 П1 т.10). Нумерация страниц, выделение единиц хранения(8 ед.хр.) знакомство с материалом, его жанровое распределение. Составление карточек и оформление обложек.




11

13.07.2022

Работа с папкой (Ф7 П1 6 т. отеч.фил.). Подсчет единиц хранения(490 ед.хр.), знакомство с материалом. Оформление обложки папки.




12

14.07.2022

Завершение оформления индивидуального отчета и дневника практики.





Я проходила фольклорную практику в архиве университетской лаборатории «Кабинет фольклора им. проф. Т.М. Акимовой». За две недели я успела научно обработать для архивного хранения в общей сложности 5 тетрадей (Ф8 П1 т.2; Ф4 П1 т.2,7,8,10) и 3 папки (Ф7 П1 11 т. 325 ед.хр.; Ф7 П1 31 т. 1319 ед.хр(пед.обр.).; Ф7 П1 6т. 490 ед.хр.(отеч. фил.))

В процессе работы я столкнулась с множеством жанров: сказками, обрядовые песнями и причитаниями, пословицами и поговорками, анекдотами и даже одной былиной. Территориальный масштаб также был очень широк: я встретилась с материалами информантов не только их Саратовской, но и из Пензенской, Ульяновской, Волгоградской областей и из республики Казахстан. Это обусловило немалую долю инонационального фольклора среди изучаемых мной единиц хранения, что делало процесс работы более увлекательным и интересным. Я успела прикоснуться к украинскому, дагестанскому, башкирскому, чеченскому, казахскому, цыганскому, мордовскому народному творчеству, который в большей степени был представлен семейными, детскими или обрядовыми жанрами.

Мне выпала возможность заниматься систематизацией материала как относительно недавних (2014/15 и 2010/11 гг), так и куда более ранних (1982 г) практик прошлых лет. Это позволило мне сделать некоторые выводы относительно мировоззрения людей разного времени и более популярных жанровых видов фольклора среди них. В 80х гг. прошлого века классический фольклор был более популярен: в этих тетрадях я увидела множество традиционных песен, описаний ритуалов. К 2010м его количество сильно сократилось. На смену народным приходят песни литературного происхождения, зачастую услышанные в популярных мультфильмах и кинокартинах. Также сейчас распространен жанр устного рассказа различного характера (мемуарно-биографический, исторический, легендарные и др.) Наиболее «устойчивыми» остаются жанры детского фольклора (колыбельные, считалки, загадки и т.д.), сказки и частушки.

Меня удивил факт сбора тюремного и лагерного фольклора, который был представлен в виде песен (часто самодеятельных авторов), стихотворений, анекдотов, афоризмов и описаний обычаев заключенных. Я поняла, что эта социальная группа имеет взгляд на мир, совершенно отличный от привычного нам. Изучать духовную культуру людей – это способ посмотреть на мир сквозь призму их опыта. Это правило универсально, литература и устное творчество помогают нам развивать способность к децентрации, что, на мой взгляд, одно из важнейших качеств человека.


В процессе прохождения практики у меня не возникало неподъемных трудностей: все спорные вопросы обсуждались с руководителем, и, при необходимости, вносились корректировки. Все практиканты также оказались очень сплоченными и приходили на помощь друг другу, поэтому заниматься было легко, интересно и приятно. Кроме того, нам были предоставлены сборники и антологии, которые могли пригодится при работе. Мне лично очень помогли «Фольклор Саратовской области» (Саратов, 1946), «Русские народные песни»(М.,1957), «Песни. Романсы. Частушки» (М.,2009) и «Лирика русской свадьбы» (Л.,1973). В этих изданиях содержалась информация о примерной дате создания песен и жанровой дифференциации романса, баллады и песни. Также я пользовалась материалами лекций курса по устному народному творчеству.

По окончании практики я овладела навыками обработки записей фольклора для архивного хранения и их анализа. Данные умения помогут мне в дальнейшем организовывать и осуществлять руководство в учебных заведениях в сфере культурного просвещения. Я получила более полное и конкретное представление о фольклоре и навыки научной работы.