Файл: Преимущество медиации при разрешении конфликтов план презентации.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преимущество медиации при разрешении конфликтов
ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ
Понятие конфликта
Причины конфликта
Понятия конфликтная ситуация и инцидент
Деструктивные стороны и последствия конфликта
Понятие медиация
Принципы медиации
Преимущества медиации
Этапы медиации
1. Понятие конфликта
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки общечеловеческих ценностей, правил и норм.
2. Причины вызывающие конфликт
3. Понятие конфликтная ситуация и инцидент
Конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.
Инцидент — случай или происшествие, как правило, неприятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий
Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт иногда достаточно незначительного повода. Схема развития конфликта выражается формулой:
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ
Из формулы видно: чтобы конфликт возник, между участниками должна существовать конфликтная ситуация, а также должен появиться инцидент. Конфликтная ситуация и инцидент при этом независимы: они не становятся следствием или проявлением друг друга.
Часто конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Формула показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявить максимальную осторожность, не создавать инцидента. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента, что не только не решает проблему, а вдобавок усиливает конфликтную ситуацию и тем самым увеличивает вероятность новых конфликтов.
4. Деструктивные стороны и последствия конфликта
Деструктивный конфликт возникает в том случае, если его участники переходят границы общественно дозволенного или усугубляют накаленную ситуацию.
Этот вид конфликта вызывает депрессивное состояние, нежелание проявлять активность и принимать участие в общественной жизни коллектива. В прямом смысле слова, каждый участник может быть «ранен» в этом словесном бою, получить невроз.
Ужасным последствием этого конфликта может быть попытка суицида, в лучшем случае напряжение и разочарование, которые со временем приводят к недоверию даже в отношении к близким людям, вызывают симптомы невроза и, в крайнем случае, ведут к деградации личности.
Деструктивные конфликты относятся к самым опасным видам с постоянным соперничеством и непродуктивным общением, с чувством обиды и неудовлетворенности работой. Они отрицательно сказываются на психологическом климате коллектива, на корпоративной культуре, мешают работать даже тем, кто в них не принимает участия, об этом говорит служба исследований HeadHunter. Она провела опрос среди 5200 сотрудников российских компаний и 40% опрошенных подтвердили факт подавленности из-за конфликтующих сторон.
5. Понятие медиация
Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
6. Основные принципы медиации
Принцип добровольности. Предполагает, что взаимное волеизъявление участников медиации является основой обращения к процедуре медиации, а также заключения и исполнения медиативного соглашения по результатам урегулирования спора. Этот принцип действует на всех этапах медиации и распространяется на всех участников.
Принцип конфиденциальности. Означает правило, согласно которому и сам факт проведения процедуры медиации, и сведения (в том числе устная информация), документы, используемые при проведении медиации, не подлежат разглашению, если иное не установлено соглашением сторон. Данный принцип прямо противоположен принципу гласности (открытости, публичности) судопроизводства.
Принцип сотрудничества и равноправия сторон. Это правило, которое означает, что при поиске вариантов урегулирования спора стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата. А принцип равноправия сторон означает, что ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой, в медиации стороны имеют равные возможности на совершение всех процедурных действий.
Принцип беспристрастности и независимости медиатора. Означает, что при проведении процедуры медиации медиатор обеспечивает равное отношение к сторонам, что не находится в зависимости от сторон.
7. Преимущества медиации
Позволяет сохранить человеческие и деловые отношения
Обращение к медиатору не оказывает негативного влияния на взаимоотношения. Медиация превращает стороны из конфликтующих в «сотрудничающих» по работе над общей целью – поиску взаимовыгодного («выигрыш – выигрыш») варианта разрешения конфликта. Возможность сторон говорить о том, что важно именно для них, позволяет сторонам услышать и понять мнения, желания и опасения друг друга.
Снимает психологическую и эмоциональную нагрузку
Конфликт не начинается «на ровном месте». За многими конфликтами часто стоят прошлые обиды, невысказанные претензии, невыясненные вопросы. Медиация позволяет сторонам исследовать все аспекты конфликта, выявить его суть и обговорить все важные для сторон моменты, выйти на подлинные интересы.
Справедливое решение, основанное на интересах участников
Медиатор направляет переговоры сторон таким образом, чтобы стороны поняли свои интересы и интересы друг друга, и осознали, что именно необходимо сделать для того, чтобы конфликт был справедливо разрешен.
Участники контролируют процесс переговоров
Стороны медиации обладают возможностью самостоятельно определять, о чем, когда и с кем говорить, определять повестку переговоров, объем предоставляемой информации, а также когда начинать и заканчивать переговоры.
Экономит время и деньги
Сторонам медиации не нужно тратить деньги на судебные издержки (которые могут составлять значительную сумму), переезды, привлечение специалистов (для оценки, осуществления экспертиз, стоимость которых в отдельных случаях может быть больше суммы иска), оплату услуг адвокатов. Расходы сторон медиации ограничиваются выплатой вознаграждения медиатора, размер которого определяется по согласованию сторон и медиатора и фиксируется в соглашении о применении медиации.
Нестандартные и гибкие решения
Стороны медиации не ограничены ни предметом спора, ни изначально заявленными позициями. Единственным ограничением в медиации является желание и готовность сторон обсуждать те или иные аспекты конфликта.
Конфиденциальность
Согласно ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ вся информация, относящаяся к медиации, является конфиденциальной и не может быть разглашена без согласия стороны, ее предоставившей.
8. Этапы медиации
Стадия 1. Формирование структуры и доверия
Первая стадия медиации закладывает основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяжении всего процесса. Медиатор должен потратить значительное количество времени и усилий, чтобы процесс медиации стал понятным и приемлемым для участников.
Следует сознавать, что некоторые из участников выбирают медиацию лишь потому, что хотят избежать рассмотрения дела в суде. Смысл процесса для них пока непонятен, и отдельные действия медиатора, если их не прояснить, могут вызывать замешательство и даже сопротивление.
В первой стадии медиации выделяется несколько последовательных позиций (шагов), которые могут сокращаться или варьироваться в зависимости от специфики ситуации. Каждая из позиций решает свою задачу и рассчитана на определенный эффект.
Шаг 1. Расположение участников в пространстве. Целесообразно расположить участников так, чтобы они удобно сидели , хорошо слышали и видели друг друга. Нужно принять во внимание три важных аспекта: комфорт, коммуникацию и возможность контроля. Позиция самого медиатора должна подчеркивать его нейтральность по отношению к проблеме и оппонентам.
Шаг 2. Ролевое разделение. Медиатор объявляет роли, которые будут выполняться им и участниками в ходе медиаторских сессий.
Шаг 3. Информационный. Медиатор сообщает участникам все, что он знает о них и сложившейся ситуации. Основные тезисы этого сообщения фиксируются на бумаге.
Шаг 4. Дискуссионный. В процесс переговоров по сигналу медиатора включаются участники. Этот шаг направлен на выявление скрытых проблем — айсбергов, которые участники пока понимают поверхностно. Задавая открытые вопросы и слушая молча, медиатор постепенно начинает управлять ей, распознавать айсберги, интерпретировать и структурировать сказанное участниками.
Шаг 5. Снижение эмоциональной напряженности. На этом этапе происходит перевод дискуссии в конструктивное русло: изучение ожиданий участников. Выслушивая их пожелания, медиатор в первом приближении делает мысленный прогноз о возможностях удовлетворения ожиданий и необходимых для этого технологиях.
Шаг 6. Формирование правил поведения. Медиатор декларирует, выносит на обсуждение и принятие правила поведения на сессии. Участники должны осознать, что их поведение не может быть бесконтрольным и безнаказанным.
Стадия 2. Анализ фактов и выявление проблем
Для выработки приемлемого решения все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать действительные проблемы. Вторая стадия медиаторского процесса как раз направлена на анализ значимых фактов и выявление проблем. Чтобы успешно разрешить конфликт, нужно хорошо его осознавать. Частично этот процесс начинается уже на первой стадии медиации.
Задача медиатора на второй стадии — выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов имеет комплексный характер. Причем нужно добиться не только личных мнений о тех или иных проблемах, но и совместного понимания и формулирования участниками существа конфликта.
Стадия 3. Поиск альтернатив
На этой стадии нужно найти ответ на вопрос: как можно сделать то, что вы хотите, с наибольшим эффектом? В поиск ответа вовлекаются все участники. Несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к этому моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых проблемах. Их нужно определить в первую очередь.
После обзора всех проблем и выделения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Следующий шаг — анализ предложений на предмет их соответствия установленным критериям. Эти критерии также вырабатываются на сессии.