Файл: Класс 9 Урок Количество присутствующих Количество отсутствующих Тема Тема урока Вершина казахской литературы (М. О. Ауэзов Путь Абая) Цели обучения, которым посвящен урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 3

Раздел III. История и личность

Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 9

Урок

Количество присутствующих


Количество отсутствующих

Тема

Тема урока: «Вершина казахской литературы» (М.О. Ауэзов «Путь Абая»)

Цели обучения, которым посвящен урок

Цель:познакомитесь с высказываниями современников о творчестве М. Ауэзова и прочитаете отрывки из его романа на русском языке; будете составлять тезисный план.


План

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

10 мин

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. — Вспомним,что мы знаем о Мухтаре Ауэзове? (Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной школе. Написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира)
— Ребята приготовили более подробную биографию автора, давайте их послушаем


Приветствие .



«Передай сердечко».

Актуализация знаний. (5 мин.)




Мухтар Ауэзов родился 28 сентября 1897, Чингизских степях, Семипалатинской области. Выдающийся казахский писатель, драматург и учёный. Академик АН Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана.

Образование Мухтар Ауэзов получил в русской школе, учительской семинарии, на филологическом факультете Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, в аспирантуре Среднеазиатского университета.

Выдающимся произведением советской литературы является роман-эпопея Ауэзова «Путь Абая» о жизни великого поэта-просветителя Абая Кунанбаева. В романе показана сложная картина жизни казахского общества второй половины XIX века. В литературе Казахстана Мухтар Ауэзов как драматург занимает почётное место. Первым и самым ранним произведением Ауэзова была пьеса «Енлик-Кебек», основанная на народном предании о трагической судьбе двух молодых людей Сюжет аналогичен истории о вражде семей Монтекки и Капулетти в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Пьеса "Енлик-Кебек" впервые была поставлена в юрте жены Абая Айгерим и с тех пор не сходит с казахской сцены. Его драма «Кара-Коз», с изумительной чуткостью и исторической правдивостью восстановившая национальные и бытовые особенности народных певцов Казахстана, получила первую премию на конкурсе драматургов в 1926 году в Кзыл-Орде.

Особое место занимает также его драма «Байбач-токал» (Жены-соперницы). Мухтар Ауэзов написал рассказы: «Судьба беззащитных» (1921), «Кто виноват?» (1923), «Женитьба»(1923), «Образованный гражданин» (1923), «Красавица в трауре» (1925), повесть «Выстрел на перевале» (1927) и другие.

Ему принадлежит свыше 20 пьес, в том числе: «Айман-шолпан» (1934), «Абай» (постановка 1940, совместно с Л.С. Соболевым), «Каракоз» (1926), «Кара кипчак Кобланды» (1943-1944), «Зарница» (1934), «На границе» (1937), «В час испытаний» (1942) и другие.

С группой советских писателей в 1960 году посетил США. По возвращении работает над циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя младое».

Летом 1961 года едет в Москву на лечение, но умирает во время операции.


Прочитай!

-возьмите на заметку




(Презентация: http://www.myshared.ru/slide/1350331/


Середина урока

20 мин


ФО

похвала




Сюжетные картинки.

Учебник, задание 1

Учебник, задание 2

учебник

Закрепление изученного материала.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Путь Абая»..Рассказ называется «Возвращение» .
-Вы должны знать содержание текста, уметь задавать вопросы, составлять план, давать характеристику герою, пересказывать, иметь представление о малой родине.

используем метод «пометок»-?
-читаем с остановками, задаем вопросы, будьте внимательны.
( 0ткрываются вопросы по ходу чтения). 

ФО

2 звезды +1 пожелание



Формативная работа.

  1. Как мальчик ехал домой?
    2. Как воспринял рассказы о разбойниках?

  2. Чем близка лощина Есембая?

  3. 1.Какие краски степи видит мальчик?
    2 Какие сравнения использует автор?
    3.Какие чувства испытывает Абай?

  4. а кто главный герой?( Абай, который возвращается в родной аул из города, где
    обучался в мусульманском училище –медресе.



стр149



Рабочая тетрадь


Конец урока

5 мин.

Итог урока. Индивидуальное задание: Абай родился 10 августа 1845 года в Восточно –Казахстанской области на склонах гор Шынгыстау. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и правителей рода Тобыкты. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени Тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом. Отец был человеком суровым. Однако мать Улжан и бабушка Зере отличались добросердечием и мягкостью. Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, внимательный». С тех пор все окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, его никто не называл.  Именно благодаря бабушке и матери  у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии.

Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа.  (Ахмет Байтурсынов)

Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».

Ну, а теперь непосредственно перейдем к изучению творчества Абая. Для это делимся на группы.



Рефлексия



делаем вывод, отвечая на вопрос  «КТО ЖЕ ТАКОЙ АБАЙ КУНАНБАЕВ?»  Ответ записываем в тетради:



Абай Кунанбаев - поэт и писатель, основоположник казахской письменной литературы, мыслитель и философ, композитор и акын, общественный деятель казахской степи.







Выполненное задание выслать для проверки.


подготовить к пересказу биографию М,Ауэзова и Абая Кунанбаева