Файл: Рабочая программа по предмету Математика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО Баранова Анастасия Руслановна

Образовательная организация МБОУ СОШ №8

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» 1 класса для слабовидящего обучающегося - это рабочая программа по предмету, адаптированная для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Рабочая программа разработана на основе:

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12 2014 г., №1598);

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями и дополнениями 2021 г.);

· Рекомендаций, изложенных в Письме Минобрнауки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016 г. (№ВК-452/07);

· Примерной АООП НОО для слабовидящих обучающихся (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);

· АООП НОО для слабовидящих обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».

По стандарту (вариант 4.1) обучение предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4 классы).

Психолого-педагогическая характеристика слабовидящего обучающегося Некрасовской Елизавет Владимиовны.

Некрасовская Елизавета Владимировна, ученица 1 «Д» класса МБОУ СОШ №8, 05.07.2015 года рождения, нозология 4.1. Родители в разводе, воспитанием ребёнка занимается мать. У семьи сложился хороший контакт со школой, мама регулярно общается с учителем и интересуется учёбой и поведением дочери.

Елизавета выглядит в соответствии со своим возрастом, физическое развитие соответствует возрасту. Ребенок активный, не избегает зрительного контакта, присущ «горящий» взгляд. Держится без дистанции, тактильна.

Учебные занятия посещает регулярно, пропусков по неуважительной причине нет. На уроках активна, регулярно поднимает руку. Имеет предрасположенность к гуманитарным наукам, так же нравятся уроки технологии и изобразительного искусства. Испытывает трудности на уроках письма. Нарушений дисциплины нет, проявляет уважение к педагогам и одноклассникам, внимательна к замечаниям и похвале, на критику реагирует адекватно.


Крупная моторика гармонична, движения плавные. Испытывает трудности с мелкой моторикой. Затруднено формирование графомоторных навыков. Манипулятивная функция развита достаточно.

Равномерный, устойчивый темп деятельности, работоспособность нормальная. Внимание устойчивое, способна к длительному сосредоточению. Информацию запоминает медленно при многократном повторении, воспроизводит полно и точно. Умеет обобщать, сравнивать по существенным признакам, устанавливать следственно-причинные связи, простые аналогии, понимает переносный смысл пословиц, метафор, правильно определяет лишний предмет.

Активность речевого аппарата соответствует возрасту, речь разнообразна. Без дефектов.

У Елизаветы много друзей. Отношения с одноклассниками дружеские и доброжелательные. Елизавета является добрым, открытым, искренним и отзывчивым ребёнком, всегда придёт на помощь своим товарищам.

Мама Елизаветы посещает все родительские собрания, поддерживает регулярную связь с классным руководителем, обсуждает появляющиеся проблемы, ищет пути их решения и создает все условия для успешного обучения Елизаветы. Родительский авторитет высокий, семья является стабилизирующим фактором для ребенка.

Елизавета добрый и общительный ребенок с соответствующим возрасту уровнем развития и хорошей социальной адаптацией. Имеет стабильные удовлетворительные результаты в освоении образовательной программы. Рекомендуется коррекционная деятельность для развития мелкой моторики.

Особые образовательные потребности слабовидящего обучающегося.

В структуру особых образовательных потребностей слабовидящего входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящего.

К общим потребностям относятся:

- получение специальной помощи средствами образования;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- необходимо использование специальных средств обучения обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

- индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;

- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящего обучающегося, относятся:

- целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

- руководство зрительным восприятием;

- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

- развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

- систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

- обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

- прочитывание учителем вопроса/задания, фиксация в устной форме ответов на вопрос, требующих письменного ответа;

- строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

- использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

- учет темпа учебной работы слабовидящего обучающегося;

- увеличение времени на выполнение практических работ;

- введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

- постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;

- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

- целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;


- создание условий для развития у слабовидящего обучающегося инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

- повышение коммуникативной активности и компетентности;

- физическое развития слабовидящего с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;

- поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

- поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

- совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

Цель образовательно-коррекционной работы - сформировать у слабовидящего обучающегося математические знания и умения в объеме начальной ступени обучения, предупреждая и корригируя в процессе обучения вторичные отклонения в развитии данной категории детей, обусловленные зрительной депривацией.

Задачи образовательно-коррекционной работы:

- уточнять и расширять представления об окружающем мире;

- развивать образное и логическое мышление, воображение;

- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;

- формировать у слабовидящего обучающегося первичные представления о математике;

- формировать умения различать обоснованные и необоснованные суждения;

- совершенствовать навыки поисков информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;

- вырабатывать навыки мышления, характерного для математической деятельности;

- формировать у слабовидящего обучающегося интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

- воспитывать у учащегося целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;

- развивать у слабовидящего обучающегося полисенсорное восприятие; пространственные представления; познавательную деятельность; наглядно-образное и словесно-логическое мышление;


- расширять кругозор; развивать речь;

- корректировать у слабовидящего обучающегося индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.