Файл: Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
как работала в режиме беседы, так и работает. Вы перестали открывать рот и артикулировать, но это же ровным счѐтом ничего не меняет! Вы все равно продолжаете говорить, хотя и мысленно, а значит, ваша «пауза» – сплошная профанация.
А теперь об истинной паузе. Попытайтесь максимально чѐтко представить себе пример, который я сейчас предложу. Вот вы решаете какую-то задачу (жизненную или математическую) каким-то определѐнным способом, доходите почти до самого конца и вдруг понимаете, что способ был избран вами совершенно неверно и он привѐл вас в тупик.
Вы сначала осознаете, что прежний подход был неверен и собака зарыта где-то в другом месте; вы остановитесь, растерянно оглянетесь по сторонам и только после этого снова вернѐтесь к своей задаче, собираясь поискать «могилку» где-то в другом месте. Это была настоящая пауза.
Если вы будете проводить своѐ время гуляя, стоя, сидя или лѐжа, учась останавливать деятельность ума, вы можете быть уверены, что в конце концов достигнете цели.
Ральф Перри
Такую паузу делает маятник в точках максимального отклонения от средней линии. В них он словно бы осознает, что дальше двигаться невозможно, но энергия не исчерпана, так что двигаться необходимо. Поэтому он замирает или справа, или слева, «обдумывает» свою тяжкую долю и через мгновение вновь начинает движение, но уже в обратном направлении.
Это классическая, истинная пауза. А тупик тоже выход; это становится особенно понятно, если сделать паузу.
Поэтому после паузы мы зачастую меняем своѐ поведение почти на противоположное.
Но это-то и ценно! Разве плоха нестандартная реакция, если она ещѐ и эффективна? Мысли должны перестроиться. Наши душевные процессы не величины, а силы, и потому они должны подойти одна к одной, как ключ к замку. Для того чтобы собрать свою психологическую мозаику, нужно сделать паузу.
Пауза это своего рода встряска. Движение невозможно, а энергия бурлит.
Она-то и сделает за нас то, что необходимо, только нужно дать ей время (а много не
надо) для того, чтобы найти подходящее русло.
Пауза в мыслях – это своего рода гидроэлектростанция на реке психологических процессов: вода останавливается и отдаѐт свои силы турбинам, которые превращают еѐ в энергию света, тепла и массы других замечательных и полезных вещей. Воспользуйтесь этой энергией.
* * *
Запомните все ключевые этапы «паузы». Она даст эффект, только если каждый из элементов будет выполнен так, как ему и положено. И не спешите, вы ведь имеете право на паузу. Сделайте еѐ демонстративной, если вам не удастся прийти в себя незаметно. Но пауза должна быть сделана обязательно! Вам нужны силы, передышка, чтобы подвести тылы и выстроить авангард в боевом порядке, сейчас это самое главное. В противном случае, вы можете потерять все, не спешите наступать; наступайте тогда, когда силы будут достаточны и стратегия вашего наступления понятна. Если же вы поддадитесь на провокацию, то на эту временную передышку можете не рассчитывать. Все случится так быстро, что и ахнуть не успеете. Все закрутится, завертится: провокация, потом утрата того, что имеете, и затем слабые и мучительные подрагивания в цепких клешнях противника. Господа, игра сделана, ставок больше нет!


Когда ты разгневаешься, знай, что не только это с тобой случилось зло, но что ты и привычку эту усилил, как бы подбросил в огонь хворосту.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   41

Эпиктет
Поэтому главное – не поддаться на провокацию, вовремя поймать своего «зомби», собравшегося по глупости кинуться в бой без своей армии, и после внимательно осмотреться. А для этого нужно сделать паузу. Что это нам даѐт? С одной стороны, не отвечая на провокацию и выдерживая почти театральную паузу, мы не только остаѐмся, что называется, при своих интересах, но ещѐ и провоцируем своего противника. Он ожидает ответа на свои действия, как паук ждѐт в засаде свою жертву. Ваш провокатор ждѐт, что вы попадѐте в его сети. А вместо этого его встречает полное, почти гробовое молчание и абсолютное спокойствие. Как говорится, «собака лает, а караван идѐт», причѐм при полном и совершенно спокойном игнорировании еѐ истерического лая. Ваш противник, разумеется, растеряется, ведь его ожидания не оправдываются, а как вести себя в новой ситуации, он не знает, и поэтому он сам попадает в свои собственные сети. Растерянность и отсутствие новых стратегий непременно приведѐт его к ошибкам, панике и естественному проигрышу.
Так что время в прямом смысле работает на вас.
Причѐм, делая паузу, вы не только отвечаете провокатору той же монетой, вы ещѐ возвращаетесь к себе, заручаетесь своей собственной поддержкой, перестаѐте путаться и комплексовать. Вы даже не будете на него (и на себя!) злиться, просто не из-за чего. Пусть теперь он злится, если ему того хочется. А сильный не злится, это не для него. Злится только слабый и мстительный. Мстительность и злоба это свойство слабости. Сделав паузу, вы заручаетесь своей силой, чем предохраняете себя от этих, прямо скажем, не лучших человеческих качеств.
Фактически вы не только не поддаѐтесь на провокацию, вы таким образом оберегаете вашего противника от неблаговидного поступка, поэтому ваш поступок не только рационален, он ещѐ и благороден. Причѐм это естественное, а не наигранное благородство.
Вспомните, какое есть замечательное русское слово – «великодушие». Быть великодушным значит быть психологически «большим», оно также свидетельствует о том, что «вы владеете тем, что имеете», и потому оно характеризует душевное здоровье. Все это, как говорится, «в одном флаконе», а единственное, что для этого нужно, так это просто сделать паузу в ответ на провокацию.

Вы вернѐтесь к себе и получите возможность жить дальше так, как велит вам
сердце, подсказывает ваш здравый смысл и естественная жизненная позиция. Будет
мир, будет и развитие, поэтому не пускайтесь в баталии, когда вас к тому вынуждают.
* * *
Вернѐмся к нашему примеру. Ситуация эта достаточно типична, ведь место продавщицы может занять кто угодно: начальник, учитель, сотрудник правоохранительных органов, контролѐр и бог его знает кто ещѐ!
Запомните одну вещь: никогда ничего не делайте в состоянии, когда отрава переполняет вас, просто ждите.
Бхагаван Шри Раджниш
Итак, первым делом нужно осознать провокацию. Не поддаться на неѐ в первое мгновение, когда это движение происходит почти произвольно, даже инстинктивно. В
качестве эксперимента на эту психологическую особенность вы можете протянуть (главное, смело и уверенно) незнакомому человеку руку для пожатия, и он рефлекторно ответит вам тем же, а лишь после этого задумается, что же он сделал и с кем поздоровался. Поэтому, прежде чем ответить на провокацию, скажите себе: «Стоп! Что случилось?» Нужно среагировать примерно так же, как реагируют на обращение компьютеры-тугодумы в фантастических фильмах. Запомните, на первом этапе провокация должна быть купирована паузой.
На втором этапе задачи меняются. Теперь вы должны прийти в себя от потрясения.
«Кто я?» – этот вопрос нужно поднять сейчас со всей настойчивостью и определѐнностью. В случае моей пациентки ей предстояло понять великую роль покупателя как такового. Она должна была подумать буквально следующее: «В этом магазине я покупательница, это я плачу деньги, а потому все, от продавщицы до директора, работают в нем на меня. Кроме того, у меня есть права, и они закреплены законом». Надо сказать, что в этих рассуждениях значительно больше от здравого смысла, чем от мании величия, как это могло показаться.
Действительно, в магазине «должны» покупателю, так как покупатель делает существование магазина возможным. Магазин без покупателя – это машина без колѐс и даже, наверное, хуже того. Истинный хозяин магазина – покупатель, это на его деньги он содержится. Сделав в такой ситуации паузу, вы имеете возможность все расставить по своим местам, а это, как мы знаем, называется перегруппировкой и является уже третьим этапом.
Вы устроили себе временную передышку, воспользуйтесь ею. Приведите себя в порядок, я бы даже сказал, в боевой порядок с военной выправкой и «со всеми делами».
Почувствуйте, что вы владеете тем, что имеете. Вы станете «больше», в вас возникнет чувство самоуважения. Вы почувствуете себя «имеющим право», а не бесправным, как моя пациентка. А осознав все это – пользуйтесь! Реализуйте четвѐртый этап нашей процедуры. И я более чем уверен, что в такой ситуации вы будете совершенно спокойны и доброжелательны. Ведь вы ощутите себя «большими», а большие, как известно, маленьких не обижают. Тем более что вы можете теперь руководствоваться не слепым аффектом, а своими истинными желаниями. Не думаю, что у кого-то в перечне истинных желаний есть потребность нахамить или уничтожить. Вместе с тем теперь никто не посмеет таким образом поступить с вами. А если решатся, пусть попробуют.
Как чувствовала себя в этот момент моя пациентка? Она развернула время, представила себе, как еѐ обижали прежде, и стала прогнозировать это в будущем. Попала в сети языковых пут и уничижающих самооценок: «Я слабая, я никуда не гожусь, у меня ничего не получится» и т. п. Она полностью, с головой погрузилась в проблему. Она не была «здесь и сейчас», а еѐ физическое напряжение было столь велико, что тряслись руки и немели нижние конечности. Вы можете при желании составить ей компанию. Но если вы осознаете свою силу, то прогоните прочь тревогу и получите доступ ко всему, чем владеете. Кроме того, эта ситуация так и осталась для неѐ незавершѐнной, и она продолжала и продолжала к ней возвращаться. Если вам тоже не удастся сразу завершить свою ситуацию, вы можете ещѐ разок сделать паузу. Это позволит вам понять, что вы все сделали правильно, а где, как говорится, поможет только гробовщик, что вы-то можете сделать? Поэтому «сделайте паузу», приведите себя в порядок и с чистой совестью продолжайте жить дальше. Жизнь продолжается.
Доверяя, вы волей-неволей становитесь сами собой.
Эверетт Шостром
* * *


Мы подробно поговорили с вами о том, как «сделать паузу», чтобы собраться с силами.
Теперь позвольте мне крамольный вопрос: а всегда ли это нужно? Всегда ли нужно
собираться с силами, штурмовать вершины, вступать в бой, наказывать обидчика и т. д. Не является ли сама эта активность своеобразной уступкой провокации?
Когда печально известному маркизу де Саду ставили в упрѐк, что он отступает от своей теории насилия, позволяя властям заключать себя в тюрьму, он отвечал: «Я вынудил их так поступить с собой. Они сделали это поневоле, по моей воле!» Он называет себя причиной поступков властей. По логике де Сада, он сам вынуждает власть заключать себя в тюрьму, а значит, совершает акт насилия над ней, заставляет еѐ плясать под свою дудку. Как вам нравится такая трактовка? Конечно, очень оригинально, но отнюдь не лишено смысла. Более того, подобное отношение де Сада к своему наказанию требует мужества и внутренней силы.
Иными словами, всякий ли раз мы проявляем силу, когда кажемся сильными? И слабы ли мы, когда подчиняемся силе? У меня есть ответы, но я предлагаю эти вопросы вам, на ваше усмотрение, в конце концов, я ведь могу и ошибаться.
Впрочем, проявление силы может быть очевидным следствием слабости. Например, супруг, избивающий свою жену потому, что не понимает еѐ, не может сочувствовать ей, уважать и любить еѐ, разве не от слабости своей он так поступает? И напротив, разве не назовѐм мы сильным и мужественным больного и старого человека, способного словом и чувством поддержать нуждающегося? Непременно назовѐм! Какая участь вам нравится больше? Чем бы вы хотели обладать: агрессивной, но немощной силой или истинной
(мужественно принимать напасти и не впадать от них в уныние и тоску)? Этот выбор предстоит сделать каждому человеку, это жизненный выбор. А если он встаѐт, его нужно делать. Сами знаете, нет ничего хуже незавершѐнных ситуаций.
Чтобы сделать этот выбор, необходимы силы и много душевного труда,
понимание того, что тебе нужно, чего ты хочешь. Следование своему «хочешь» это
следование себе, но только в том случае, если это истинное «хочешь», исходящее из
интимной глубины нашего сердца.
Иногда, наверное, у человека может возникнуть желание сделать что-нибудь не очень благовидное (отомстить, отчитать, наказать и т. п.), почему нет? Но в эту минуту спросите у себя (только честно!), хотите ли вы этого по-настоящему или, может быть, это просто блажь, плод уязвлѐнного самолюбия, компенсация каких-то нереализованных чувств, следствие каких-то подсознательных комплексов или что-то ещѐ в этом роде?
Если эти желания истинные, глубокие, добрые по своей сути, их нечего опасаться и им нужно следовать. Когда вы сознаѐте свои истинные желания, вы заручаетесь их силой.
Настоящие человеческие желания полны добра, ведь каждый человек по сути своей хорош. Я догадываюсь, что об этом каждый знает по себе. Да, случается всякое, да, и психическое, и социальное здоровье может быть подорвано, но суть человеческая, душа его всегда есть, и она всегда хороша. А коли так, то и желания, из неѐ исходящие, – это наши ценность и сила.
На все лады цитируются слова Христа: «Если ударят тебя по левой щеке, подставь правую». Силѐн или слаб человек, подставляющий свою щеку противнику? Я думаю, что если попробовать на себе, то ответ станет очевидным. Такой ответ на провокацию (а удар является банальной провокацией) требует и силы, и мужества. Позиция непротивления злу насилием – это высший не только христианский, но и гуманистический идеал. Ударить в ответ на удар можно, но вряд ли это является истинным желанием нашей человеческой сущности. Да, организм, наша физиология требует адекватной реакции. И мы можем воспользоваться этим предложением, высвободив при этом физическое напряжение, но этим мы проявим душевную слабость, предадим собственную душу и самих себя.
Можем ли мы ждать душевного здоровья от душевной слабости?
Если мы это наши истинные желания (а к ним относятся любовь, взаимность,
чувство защищѐнности и др.), то, отвечая на эту (или подобную ей) провокацию,
отвечая на зло насилием, мы отступаем от своих основ, от самих себя.
Если не будет мира в душе, то и тело не будет здорово. А разве будет мир в душе, если