Файл: Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Сделайте паузу (рецепты № 2, 4, 5 главы И). Проанализируйте свою критику (рецепт
№ 3 главы 12) и вернитесь к планированию (рецепты № 5 и 3 главы 3), выйдете из языковой игры (рецепт № 4 главы 10).
– Встаньте в позицию третьего (рецепт № 2 главы 8) и перестаньте «выдумывать будущее» (рецепт № 4 главы 7). Раздвиньте пространство (рецепт № 1 главы 4).
– Поймите, простите и примите своѐ прошлое (рецепт № 5 главы 9), ощутите своѐ истинное «Я» (рецепт № 5 главы 12).
На вас кричат
– Сделайте паузу (рецепты № 1 и 3 главы 11).
– Расслабьтесь (рецепт №3 главы 1), наладьте естественное дыхание (рецепты №1, 2 или 3 главы 5), погрузитесь в «здесь и сейчас» (рецепт № 3 главы 2) и раздвиньте пространство (рецепт № 4 главы 4). Встаньте в позицию третьего (рецепт № 2 главы 8).
– Осуществите планирование (рецепт № 1 главы 3), определитесь с главным приоритетом (рецепт № 2 главы 9), определите свою стратегию (рецепт № 5 главы 7).
– Завершите ситуацию (рецепт № 1 главы 9).
Теперь, я думаю, вам в общих чертах должно быть понятно, каким образом справляться с теми или иными проблемами. С одной стороны, следует применить специфические методы, предназначенные специально для данной проблемы (например, сделать паузу или заменить прогноз на планирование), а с другой – обратиться за помощью к неспецифическим методам
(таким, как расслабление, «здесь и сейчас», естественное дыхание и т. п.). Вместе с тем мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли две, на мой взгляд, принципиальные вещи. Во-первых, нецелесообразно использовать рецепты только тогда, когда вы непосредственно нуждаетесь в их помощи, ведь лучше предупредить, чем потом исправлять, поэтому эти психологические приѐмы должны стать частью вашей жизни, тогда вы станете самопсихотерапевтичными и психологические проблемы будут вам не страшны. А во-вторых, все, о чем шла речь в этой книге, направлено на то, чтобы вы научились чувствовать себя, не тяготиться естественной ответственностью и по максимуму использовать те огромные внутренние резервы, которые таятся в каждом из вас. А алгоритмы… Алгоритмы – это одно из средств, средств самопомощи и обучения.
Заключение
В заключение я бы хотел поговорить с вами о счастье, раз уж я позволил себе использовать это загадочное слово в названии книги. Моѐ мнение о счастье, наверное, уже очевидно, но все-таки оно может показаться кому-то весьма и весьма противоречивым. С одной стороны, я утверждаю, что счастье требует труда, что его нужно сделать своими руками, а с другой стороны, я говорю: «Не требуйте, а принимайте». Есть ли противоречие в моих словах? С точки зрения формальной логики, конечно. Но, помнится, ещѐ Мефистофель говорил Фаусту: «А разве ты не знал, что я ведь тоже логик?» Не хотелось бы составить ему компанию. Логика исходит от холодного и упрямого интеллекта, и вряд ли стоит полагаться на него в решении столь важных для нас вопросов, как вопрос о счастье.
В моих словах нет путаницы, и если я смотрю на это «противоречие» не как на математическую задачу, а как на проявление жизни, если я смотрю сердцем, а не логикой неповоротливого интеллекта, то вижу, что правда как раз в этом парадоксе. Правда в том, что мы должны сделать все от себя зависящее для того, чтобы наше счастье стало возможным, но не ждать его, как подчинѐнного на отчѐт, в точно назначенное время. Мы должны принять жизнь и самих себя, что дарует нам гармонию, а там уже на горизонте появится и долгожданное счастье. И я верю, я знаю, что так оно и будет, не может не быть.


Теперь для иллюстрации своих слов я расскажу вам, что по этому поводу думает философия
(та, что действительно стоит нашего внимания), и подкреплю свои слова одной очень примечательной, на мой взгляд, русской народной сказкой.
Итак, Еѐ Величество Философия. Не буду утруждать вас долгими и нудными выкладками, поэтому надеюсь, что этот экскурс в философию будет для вас приятен и неутомителен. В прошлом веке на землю снизошли два гениальных философа – Серен
Кьеркегор и Фридрих Ницше, которым было суждено стать (правда, сами они об этом и не догадывались) основоположниками самой живой и самой развивающейся философской системы нашего столетия – экзистенциализма. Это слово с трудом можно выговорить, но на нем основана большая часть современной психотерапии, поэтому простим ему внешнюю закавыристость.
Разумеется, брать на себя ответственность за свою жизнь и иметь богатые переживания и возможности – это одно и то же.
Фредерик Пѐрлз
Так вот, оба эти философа, правда в разных контекстах, высказали, по сути, одну и ту
же мысль. Кьеркегор сказал буквально следующее: «Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь („от себя“) – тогда их можно было бы растворить бурным напором, – а изнутри („к себе“), и потому ничего не поделаешь!» Иными словами, если представить себе дом, в котором живѐт счастье, то вам не удастся войти в него, навалившись на дверь, или, как говорят, отворить дверь ногой. Подойдя к двери, вам придѐтся отступить минимум на один шаг назад (как бы отступиться от желаемого), и только после этого, возможно, вам откроют. Если же вам откроют, а вы не отступите, то эта дверь придѐтся как раз… вы знаете, как это бывает.
Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно пребывать в радостном состоянии духа и никогда не горевать, где бы и в какое бы время мы ни оказались.
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41

Диоген
Фридрих Ницше, которого особенно представлять не нужно, со свойственной ему экстравагантностью и ещѐ более путано сформулировал эту мысль так: «Теперь я приказываю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы отречѐтесь от меня, я вернусь к вам…» Надо ли говорить, что этими словами он закончил свою автобиографию? Не надо.
Тогда не буду, впрочем, я уже сказал. Замените в этом пафосном высказывании, впрочем, не лишѐнном истинности, «я» (то бишь Фридрих Ницше) на «счастье», и вы прочтѐте примерно то же, что было сказано Кьеркегором. Если упростить это высказывание великого Ницше до крайности, то мы получим примерно следующую фразу: «Чтобы прийти ко мне, ты должен отказаться от меня». А подставив «счастье» вместо «я»: «Чтобы прийти к счастью, ты должен отказаться от него». Суть этих высказываний проста: если мы желаем чего-то достичь, не нужно штурмовать закрытые ворота, нужно подождать, пока они сами откроются, и войти.
Но человек не знает этого правила, отчего его положение оказывается откровенно трагикомическим. Все мы по понятным причинам настойчиво ломимся в эти двери к счастью. Разумеется, они не поддаются, поскольку устроены таким образом, что открываются лишь наружу, «на себя», о чем со всей прямотой авторитетно заявили оба великих философа. Когда же они открываются (а двери, как мне кажется, только для того и созданы, чтобы время от времени открываться и закрываться) и приглашают нас войти, мы зачем-то раздумываем, капризничаем или отходим, набирая расстояние для разбега, чтобы
взять это препятствие штурмом, ведь «ломиться в открытые двери» – это у нас в характере.
Короче говоря, когда двери к счастью открыты, мы делаем вид, что не замечаем этого, когда закрыты – мы их выламываем. Они открываются – мы отходим, они закрываются – атакуем.
И ведь это происходит постоянно! Такой вот своеобразный перпетуум-мобиле. В итоге мы, обессилевшие или потерявшие надежду, падаем ниц, не в силах больше ни бежать, ни даже входить. Все это очень напоминает ситуацию с потайной дверцей, ведущей в чудесный сад, о которой с таким изяществом рассказал Льюис Кэрролл в своей знаменитой сказке про Алису.
Когда следовало быть большой, чтобы взять ключ, она была маленькой, а когда требовалось быть маленькой, чтобы открыть и войти в дверцу, она оказывалась большой.
Тот выполняет цель бытия, кому помимо жизни не нужна больше никакая цель. То есть именно тот, кто удовлетворѐн.
Людвиг Витгенштейн
С другой стороны, философы предупреждают нас: отступитесь, сделайте шаг назад. Об этом мы говорили в большинстве из глав: не требуйте, не думайте, что вам кто-то должен, наберитесь терпения и положитесь на судьбу. Причѐм судьба – это ведь не зловещий рок, это чувство принадлежности жизни, чувство сопричастности ей, это доверие. Без доверия ничего не будет, и только вера делает доверие возможным. Научитесь доверять себе, другим, миру, и тогда радость придѐт в ваши сердца. Верьте себе и другим, помните о главном, не забывайте, что всякий хорош и каждый из нас мечтает о счастье, радости и любви, а потому нам просто нечего делить. Требования – это попытка поделить шкуру неубитого медведя.
Делить можно только тогда, когда есть что делить, а если мы начинаем свою жизнь с требований, то так никогда ничего не создадим.
Счастье, как и любую другую мечту, нельзя взять на абордаж, она растворится и исчезнет, подобно миражу. Некоторые, правда, пытаются таким образом решить свои личные проблемы. Влюбляются и атакуют. Потом, если нападение удалось, выясняется, что они не любили, а заблуждались. Или, напротив, от такого натиска со стороны влюблѐнной возлюбленный скрывается, не ожидая ничего хорошего от этой весьма подозрительной настойчивости. Это достаточно простой пример, с которым все мы так или иначе сталкивались в жизни. Но, как поѐтся в известной песне, и это чистая правда: «Любовь нечаянно нагрянет, когда еѐ совсем не ждѐшь». Все случаи настоящей и преданной любви, которые мне приходилось видеть, состоялись именно таким образом. Может быть, я не прав?
Попробуйте опровергнуть, только берегите себя.
Немногие люди идут на терапию, чтобы вылечиться, чаще – чтобы усовершенствовать свой невроз.
Фредерик Пѐрлз
Итак, взгляд философов на счастье вам, надеюсь, ясен. Но может показаться, что, следуя их наставлениям, нужно отойти в сторону и ждать сложа руки. Это не так, и я не зря назвал эту книгу «Счастлив по собственному желанию». В качестве пояснения расскажу вам обещанную сказку.
В глухой деревушке жил Федот, но так был ленив, что ничего не хотел делать. Долго терпели его мужики, кормили, поили, одевали, да не вытерпели и решили: «Утопим мы
Федота в проруби, нет больше нашей мочи! Все равно он ничего не хочет делать». И поволокли его по снегу к реке, а Федот и не сопротивляется. Вдруг видят, едут им навстречу боярские сани, а в санях барыня. Останавливаются мужики, кланяются. А барыня их и спрашивает: «Чем это вы, мужики, занимаетесь?» – «Да вот, барыня, идѐм Федота топить», –

отвечают. «Как же это топить? – удивилась барыня. – Христианская душа ведь». Отвечают ей мужики: «Да нет больше нашей мочи, матушка, ничего делать не хочет! Лежит себе целыми днями на полатях, а мы его и корми, и пои, и одевай. А у нас у самих дети голодные, хлеба на всех не хватает. Вот и решили его утопить, а он вот и согласен». – «А ну, подайте сюда Федота», – говорит барыня. Подтащили к ней мужики Федота. «Что ж ты, Федот, помирать собрался?» – спрашивает его барыня. Поднял тут Федот голову со снега и отвечает:
«Да, матушка, все равно мне». И подумала тут барыня: «Спасу-ка я христианскую душу грешную, возьму его к себе, пусть живѐт в моем погребе, да сухарями питается, много у меня сухарей-то, не жалко». Подумала так и говорит: «А пойдѐшь ли, Федот, ко мне в погребе жить, да сухарями питаться?» Задумался Федот. «А сухари-то мочѐные?» – спрашивает он барыню. «Нет, не мочѐные, – отвечает. – Но уж размочить-то сам сможешь?» – «А-а-а, нет, лениво мне. Несите мужики, куда несли», – сказал Федот и обратно голову на снег положил.
Так что счастье зависит от нас, от нашего желания, от нашей доброй воли, от нашей готовности принять его. Об этом я и писал эту книгу, поэтому уточнять что-либо ещѐ, мне кажется, не имеет смысла. Одно из рабочих названий этой книги было такое: «Путь к себе».
То, о чем в ней идѐт речь, действительно путь к себе. И, если вы хотите обрести счастье, вы вынуждены будете его пройти, и только тогда ваше «собственное желание» быть счастливым обретѐт силу реализации.
Я от всего сердца желаю вам удачи!
Послесловие
В этой книге изложены некоторые приѐмы, способствующие выходу из невроза и развитию личности. Они относятся к первому кругу паттернальной психотерапии (хотя и не исчерпывают его вполне), и, если Бог даст, в ближайшее время я надеюсь написать ещѐ две книги, которые бы закрыли вопрос с первым кругом терапии (паттернальная психотерапия включает всего три круга) более-менее полностью. Одна из них будет посвящена
«личностным проблемам» (одиночеству, тоске и унынию, чувству ответственности, неврозу неопределѐнности, упрямству, агрессии, вине и др.), я рассмотрю их отдельно, посвятив каждой из них отдельную главу, покажу суть этих проблем, лежащие в их основе подсознательные конфликты, а также пути и способы их разрешения. Кроме того, в этой книге специально будут рассмотрены цели, смыслы, желания, а также другие силы и ориентиры, на которых строится наша с вами психология. Думаю, такой разговор будет интересен читателю, а в эффективности методов, по крайней мере, мне сомневаться не приходится. Вторая из предполагаемых книг будет посвящена проблемам брака и интимной жизни, и я не знаю, что может быть более актуальным.
Все эти три книги рассчитаны на широкий круг читателей, а изложение теорий и методов также производится в этом специфическом преломлении. Для специалистов
(психологов и психотерапевтов) в настоящее время мною готовятся к изданию две монографии, одна из которых посвящена «открытой системе психотерапии» (или
«паттернальной психотерапии»); другая книга рассматривает вопросы сексуальности, девиантного поведения, а также брак, взаимоотношения полов, естественную этику и психологию эстетики (в психотерапевтическом аспекте в этой книге представлены истерия, проблемы сексуальной идентификации и другие сексуальные расстройства). В этих книгах читатель может познакомиться с моим видением сути психотерапевтического процесса, представлением о действительных психотерапевтических механизмах и средствах воздействия. Мне также будет приятно представить на суд специалистов теорию сексуальности, природной бисексуальности, критику психоанализа, рассмотрение динамики
«сексуальных революций» и многие другие вопросы, касающиеся этой темы. В свет уже вышла монография, написанная мною совместно с А. Н. Алѐхиным, под названием «Теория личности человека», возможно, она также будет вам интересна, поскольку в ней изложена оригинальная теория личности, теория еѐ формирования и развития.


Осведомлѐнный читатель не мог не заметить, что в этой книге были использованы не только авторские психотерапевтические приѐмы, но и техники гештальттерапии, логотерапии, бихевиорального подхода и некоторых других психотерапевтических школ.
Впрочем, мне также хочется надеяться, что специалисты увидят их оригинальную трактовку, а также нюансы, которые, по мнению автора, позволяют использовать их более эффективно и в русле единой психотерапевтической стратегии, что оказывает взаимопотенциирующий эффект различных и прежде самостоятельных техник. О всех механизмах и особенностях своего подхода я надеюсь рассказать в новой книге по «паттернальной психотерапии».
Мне остаѐтся только поблагодарить вас за внимание, а также пригласить потенциальных пациентов на психотерапию, а заинтересованных специалистов – к сотрудничеству.
А теперь спасибо, и всего доброго.
Благодарности
Эту книгу я посвятил моим пациентам, и поэтому в первую очередь я благодарю всех тех, с кем мне довелось работать. Наверное, кому-то это покажется несколько странным, но для меня пациент – это больше, чем просто «невротик» или «человек с проблемами».
Каждый мой подопечный – это человек, с которым я проживаю часть своей и его жизни.
Психотерапия – это процесс душевного взаимодействия, этого не объяснишь на словах.
Вместе с пациентом мы работаем над самым главным, над самым важным и ценным – мы ищем Дорогу, Путь, его особый Путь, ведь у каждого он свой, и я не знаю его заранее. Но я знаю, куда он ведѐт. Жизнь моего пациента должна стать осмысленной и приносящей радость – вот к чему мы стремимся. За что же я благодарю своих пациентов? Я благодарю их за веру и надежду, если бы не это, то все мои труды пошли бы прахом. Но, к счастью, и вера, и надежда, и любовь есть в каждом, я знаю это, верю в это и преклоняюсь перед мужеством и внутренней силой моих пациентов, именно поэтому наша работа просто обречена на удачу.
Я благодарю своих Учителей, тех, с кем я имел счастье работать, и тех, кого я знаю лишь по книгам. Моя самая искренняя признательность доктору медицинских наук Олегу
Николаевичу Кузнецову, именно его личность, его безусловный талант и увлечѐнность сделали меня психотерапевтом. Я также благодарю моих заочных Учителей – Фредерика
Пѐрлза, Вильгельма Райха и Карла Роджерса. Я также благодарю Виктора Франкла, Якоба
Морено, Джидду Кришнамурти и Бхагавана Шри Раджниша, без которых эта книга не была бы написана. Неоценимую помощь и поддержку оказал мой единомышленник и соавтор по
«Теории личности человека», доктор медицинских наук Анатолий Николаевич Алѐхин.
Я думаю, что эта книга также не состоялась бы без помощи и поддержки со стороны моих близких, друзей и коллег. Примите мою самую сердечную благодарность.
Я надеюсь, что моя благодарность дойдѐт до всех, кто так или иначе содействовал написанию и выходу этой книги в свет. Ваша помощь, внимание и поддержка мне бесконечно дороги, спасибо.