Файл: Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пока мы не признали, что по уши увязли, стали рабами обстоятельств, пока мы не осознаем, что совершенно бессильны в святая святых – в своей собственной душевной жизни, пока не поймѐм, что раздавлены своей робостью, страхом, нерешительностью, унынием и бесконечными причитаниями, пока мы не поймѐм, что нас откровенно и недвусмысленно выставили на улицу из собственного же дома, мы не сдвинемся с места ни на шаг.
Нужно, в конце концов, понять, как глубоко наше падение, как туманны перспективы.
«Меня что-то поднимает и тянет. Я как послушная овечка…» Простая сигарета повелевает человеком, как властный пастух. После стольких-то лет бесконечного потакания своим слабостям, страхам и прогнозам мы, действительно, не на многое можем рассчитывать. Мы унижены и раздавлены. Мы требуем от других уважения к себе, но сами не можем отыскать, за что можно и нужно уважать себя.
Чьѐ это желание курить? Дядя пришѐл и попросил: «Ты не мог бы за меня покурить?»
Или, например, со страхом. Это же мы боимся! Что это за абсурдное: «Что-то навалилось и парализовало»? Словно бы опять пришѐл какой-то злой дядя, который надел на нас смирительную рубашку и сказал: «Все, стой и не дѐргайся!» Так ведь нет, никто не приходил, не брал, не тянул и не наваливался. Это мы сами расписались в собственном бессилии, испугались и бежали восвояси. И нам, действительно, теперь муха слоном кажется. Мы должны признать, как низко мы пали. Все мы лилипуты, страшащиеся
Гулливера. Мы должны признать, что мы безропотно предали себя, что мы позволили маленькой кучке психологических комплексов, страхов и прочих психологических недоразумений взять над собой власть.
Работа над собой становится не только первейшей нравственной обязанностью, но в то же время первейшей нравственной привилегией .
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Карен Хорни
И теперь мы ждѐм «комарика на воздушном шарике», который прилетит, победит паука и возьмѐт нас под свою постоянную и надѐжную защиту. И вот мы будем мухой-цокотухой с золотым брюхом. Мы должны чѐтко понять: не будет никаких комариков, нам все придѐтся делать самим, и только на нас лежит ответственность за собственное счастье и будущее. А на другом лежит ответственность за его счастье и за его будущее. И не нужно ждать, что кто-то начнѐт этим ради вас жертвовать. Во-первых, это не по-товарищески, а во-вторых, если этот кто-то не психотерапевт, то вряд ли чем-то вам поможет.
Так что осознайте, в какой трясине вы оказались. Поймите, что все плохо, признайтесь себе в этом. В этом осознании 90% успеха всего нашего предприятия. Пока вы ещѐ сопротивляетесь, думаете, что сажа бела, ни второй, ни, главное, третий этап вам не дадутся!
Так что не жалуйтесь потом, будто вы «не вполне» понимаете, что от вас требуется. Хватит делать вид, что у вас все в порядке. Перед кем вы красуетесь? Передо мной? Ну, право, это нелепо, я вас все равно не вижу. Тогда перед собой? Нет? А тут больше никого. Значит, опять перед собственными комплексами, перед своим самомнением, перед своим вечным компромиссом с собственными страхами и проблемами? Хорошо же вас придавило, коли так. Вот и поймите сейчас это.
Я, к сожалению, не могу знать, в чем конкретно ваша беда, но если вы читаете эту книгу, да тем более последнюю главу, то эта беда существует, она вас гложет, и, скорее всего, вы с ней миритесь и не собираетесь однозначно и категорично выдворить еѐ из себя.
После того как основной шторм успокоился, нас перестало «колбасить», мы успокаиваемся.
Теперь мы готовы жить под игом своих психологических проблем, зато без кровопролитных боев. Мы предательски сочувствуем своим проблемам. Это совершенно точно! И нет ничего, что затягивало бы нас обратно в невроз, больше такого «сочувствия». Теперь мы холим и лелеем свои проблемы и комплексы, как домашних любимцев.
Опыт многих моих пациентов показывает, что, когда невроз уходит, они машут ему вслед синим платочком и оставляют дверь полуоткрытой, напевая при этом: «Заходите к нам на огонѐк». Вроде бы все хорошо, все спокойно. Но мы избавились только от видимых недугов, а внутри нас ещѐ кипят страсти и вынашиваются предательские планы. Так что не будем притворяться: все проблемы на месте, а вы в них увязли. Это и нужно сейчас понять.
А пока не поняли, о втором шаге нечего и думать, а как осознали – сразу шагайте дальше.
Путь свободен!
Нужно признать реальность, какой бы неприятной она ни была. А для данной
процедуры чем хуже, тем лучше. Для того чтобы встать, нужно осознать, что вы упали,
в этом состоит задача первого шага.
Осознать глубину и тяжесть падения, трагичность своего отречения, своего выдворения и униженность своего нынешнего состояния, когда вы вынуждены пресмыкаться, а вы ведь действительно унижаетесь перед своими проблемами. Они вами руководят, повелевают, вас
«поднимают», «тянут», «парализуют» и так далее, а вы никак не можете прекратить этого.
* * *
Что ж, если вы осознали глубину своего падения, переходите ко второму этапу, это
этап осознания своего высокого предназначения. Мы уже с вами говорили об этом, сейчас настало время ощутить сказанное. Вы так или иначе (по незнанию или под влиянием каких-то внешних обстоятельств) лишены были своей власти, спасовали перед своими страхами, перед ответственностью, перед жизнью. Вы избрали более лѐгкий путь, но это путь в никуда. В процессе психотерапии мои пациенты возвращаются к себе, перестают мучиться от страхов, но когда движение в сторону выздоровления становится необратимым, они все ещѐ пытаются удержать свои «принципы», в которых от них самих ровным счѐтом ничего нет.
Если у вас есть характер, значит, вы выработали ригидную систему. У самой богатой, самой продуктивной творческой личности характера нет.
Фредерик Пѐрлз
Иногда я слышу: «Я не так воспитан» или «Я так воспитана, что…» Пациенты очень любят ссылаться на свой характер, на который готовы свалить все свои прегрешения. Такое впечатление, что характер – это нечто от них совершенно отдельное, само по себе существующее. Иногда даже кажется, что человек не имеет к своему характеру ровным счѐтом никакого отношения. Но ведь это не так! Если же пациент не оправдывается таким образом, а сам искренне уверен в том, что вся «загвоздка» в его злополучном характере, то это свидетельствует о полной утрате надежды на законно предназначенный ему престол.
Попытка свалить все проблемы и неадекватные реакции на свой характер – это
проявление откровенного нежелания от них избавляться, проявление малодушия и
страха перед ответственностью.
Впрочем, зачастую это не столько страх перед ответственностью, сколько неумение чувствовать себя ответственными. Нас ведь не учили этому, нам только говорили:
«Полагайся на себя», – но при этом все всегда молча решалось за нас. А мы так же молча, не ропща шли по прочерченному пути. Короче говоря, мы сталкиваемся здесь со множеством связанных друг с другом проблем, но так или иначе вопрос в одном: готовы ли мы понять, что мы предназначены к правлению собой, можем ли мы ощутить свою «богопомазанность» на это дело? Впрочем, может быть, это кажется вам очевидным? Но тогда почему мы мучаемся от тревог, безропотно следуем чужим взглядам и никак не можем избавиться от душераздирающей тоски? Значит, не все так просто.
Сейчас вы должны непременно всем своим существом осознать две вещи. Вы призваны царствовать, а вас без всяких церемоний выставили за дверь, вас лишили всего, чем вы обладали. Мы порабощены страхом и привычкой. Но ведь привычка – это наше собственное детище. Курение – это привычка, но это мы привыкли, это наша функция, как мы можем быть порабощены ею?! Сами у себя в рабстве? А ведь порабощены, целиком и полностью отдались ей во власть и не оставили себе ни одного шанса. Нас, наследных принцев и принцесс, гонят черт его знает куда! Мы не сопротивляемся, покорно впрягаемся в предложенную нам узду и идѐм.
Мы не можем выйти из дома, потому что боимся, мы не смеем признаться, а потому продолжаем врать, испытывая при этом тяжелейшую душевную муку. Мы оказались в совершенно дурацком и безвыходном положении. Но мы – это мы! Мы – наследные принцы и принцессы, черт возьми! Это нужно осознать. Мы имеем право. Более того – мы имеем все права!
Вспомните знаменитый роман Марка Твена «Принц и нищий». Все мы оказались в положении принца, которого безродные бродяги приняли за сумасшедшего, унизили и отправили спать в свинарник. Помните его мучения и терзания? Что он чувствовал, когда слышал хамскую ругань и терпел побои от пьяного сброда? Мы же ежедневно терпим побои от своих страхов, нерешительности, слабости, вины, комплекса неполноценности и т. п. И я хочу, чтобы вы осознали сейчас, кто кем погоняет. Приглядитесь, ведь «битый небитого везѐт». Мы позволили нашим проблемам управлять, а они занялись самоуправством, лишили нас даже права голоса.
Прежде мы жили со своими проблемами в состоянии своеобразного «временного перемирия». Мы словно бы заключили с ними «пакт о ненападении»: мы вам не мешаем, вы нас не убиваете. (Забавный «компромисс», не правда ли?) Пользуясь этим, проблемы паразитировали нас, использовали наши внутренние ресурсы в своих собственных интересах. Если дать им волю, они в кровожадном порыве способны даже погубить своего покровителя. У болезни нет чувства меры. Не раз мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда проблема доходила до такого уровня, что возникающая в человеке депрессия из-за такого паразитарного соседства лишала человека всякой возможности собраться с силами, чтобы выдворить болезнь за пределы себя, как persona non grata. Где же ваш благородный гнев, или вы можете, только сидя на кухне, понукать им правительство, от чего тому, о чем нетрудно догадаться, ни тепло ни холодно?!
Осознав свою царственную роль, вы обретаете внутреннюю опору, ту самую
главную точку, с которой все и начинается , – свой внутренний стержень, вы
опираетесь на свою сущность – самую сокровенную частичку вашей души. Вы
получаете к ней доступ, а в ней находится неисчерпаемый источник внутренней
энергии.
Он действительно неисчерпаем, я убедился в этом в процессе психотерапевтической работы и с безнадѐжно больными раком, и с наркоманами, и с людьми, понѐсшими невосполнимую утрату. Здесь я на деле убедился, что человек при любой ситуации, что бы ни случилось, может сохранять бодрость духа, веру и любовь.
Не каждый проявляет себя таким образом, но это не значит, что такая позиция доступна лишь единицам, в этом я глубоко уверен. Если есть желание жить, вы поборете любую боль, любой страх, любое подавление, вы останетесь человеком, и, если вам суждено погибнуть, вы уйдѐте с миром и добротой в сердце. Человек – чрезвычайно живучее существо! Наши резервы поистине неисчерпаемы. В концентрационных лагерях люди умудрялись сохранять человеческое лицо перед лицом пыток, голода и рабского труда, люди были милосердны.
Знающие боль могут прощать самое страшное, они способны любить, несмотря ни на какие запреты и препятствия. И все это есть в вас, потому что вы – Человек. Просто нужно найти ключ к этому великому запаснику. И это просто, нужно опереться на самого себя и взять на себя ответственность.
Запомните одну простую вещь: вы нужны сильными тем, кого вы любите, потому
что они нуждаются в вас и надеются на вас.
Конечно, вы можете предъявить им точно такие же требования, но должен же кто-то начать? Кроме того, вы ведь нужны сильными самому себе, поскольку только от вас зависит ваше счастье. Счастье определяется вовсе не внешними обстоятельствами, в этом мне тоже пришлось убедиться. Я не раз видел людей, терзаемых душевными муками, пребывающих в неслыханном богатстве, и тех, кто в бедности и болезни сохранял светлое отношение к жизни. Впрочем, и обратная ситуация мне тоже знакома. Возьмите на себя ответственность за самого себя, здесь страшен только первый шаг, а дальше вы увидите, что это замечательно и что это единственно возможная позиция.
Сейчас мы должны осознавать своѐ предназначение, как Александр Македонский ощущал своѐ право владеть миром, как Жанна д'Арк осознала свою миссию спасти
Францию, как Пѐтр I сделал себя императором великой державы. Осознайте своѐ право на царство. Взгляните в лицо своим проблемам: от самой маленькой до самой большой.
Курение должно быть осознано вами как ваша привычка, которая вас поработила и сделала вас зависимыми, то есть лишила вас свободы. То же самое и страх, он тоже поработил вас, лишил возможности радоваться жизни и дышать полной грудью. То же самое и ваша нерешительность, которая фактически лишает вас всего, на что вы надеетесь и чего желаете.
Осознайте сейчас, кто ваш хозяин, и низвергните его одним своим взглядом. Вы избраны на царство, и, кроме вас, нет и не может быть претендентов. Осознайте свою великую миссию и переходите к третьему шагу.
Зрелость – это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя.
Фредерик Пѐрлз
* * *
Третий шаг – один из самых сложных. Я называю его «восхождением». Если вам когда-нибудь приходилось видеть картины, посвящѐнные коронации (этот сюжет достаточно популярен, а его героями оказывались и Алексей Михайлович, и Наполеон Бонапарт), то вы могли заметить одну общую для них закономерность. Обычно престолонаследник изображается восходящим на какой-то специальный помост. Он не стоит, он движется, он поднимается на какую-то вершину. В этом художественном приѐме заложен огромный смысл. Да, мы избраны на трон, предназначенный нам и только нам. Но мы должны взойти на него, должны сделать это сами и ощутить свою ответственность. Ведь мы берѐм в свои руки власть, а это не только великое право, но и великая ответственность. А как мы знаем, отсутствие ответственности у невротика, да и вообще у людей – это самое слабое место.
Поэтому третий шаг – это вступление во власть, а значит, принятие на себя
ответственности.
Почувствуйте себя ответственным за собственную жизнь, за собственное здоровье
и за своѐ счастье. Никто не принесѐт нам этого на блюдечке. Если чудеса и бывают, то
только не здесь, точнее, не без нашего участия.
Вы только что осознали, в какой ситуации оказались, поддавшись обстоятельствам, проблемам и своему неврозу, вы также поняли, что вы «Государь», «Помазанник», вы – это
«ВЫ». Теперь нужно идти дальше, нацельтесь на перспективу и вспомните о том, к чему вы стремитесь, что вам по-настоящему дорого и ценно, что соответствует вашим истинным желаниям. Возьмите себя в руки и действуйте. Почувствуйте себя ответственными за свою жизнь, другого пути нет. Ответственность – залог удачи, поэтому остановимся на этом вопросе подробнее. Что такое ответственность?
Ответственность – это отношение между кем-то и кем-то или между кем-то и чем-то.
Ответственность предполагает наличие отвечающего и того, перед кем он несѐт ответственность, так что ответственность – это своего рода внешняя, социальная, если хотите, категория. Но у всякой внешней функции должно быть и своѐ внутреннее основание.
Не может же она, грубо говоря, висеть в воздухе, ни на чем не основываясь. А каково еѐ психологическое основание? Что в нас, в нашей психике делает ответственность возможной?
Одно-единственное – уверенность. Если вы не уверены в своих силах, разве можете вы взять на себя ответственность? Если вы не уверены, что сможете вбить гвоздь, разве возьмѐтесь вы за капитальный ремонт? Нет, конечно. С другой стороны, если вы чувствуете себя уверенным, как опытный хирург ощущает себя в преддверии очередной операции, разве его ответственность не дорогого стоит?
Нет ответственности без уверенности. Ответственность без чувства уверенности
– это блеф. Чтобы взять на себя ответственность, нужно чувствовать себя уверенным.
Итак, в задачах настоящего этапа стоят не столько тягостные и зачастую бесперспективные попытки взять на себя ответственность, сколько естественная необходимость почувствовать себя уверенным. Можете ли вы справиться с тем, что вас мучит? Просто, как говорится, пораскиньте мозгами и уясните для себя: вы «неизлечимо больны» и «горбатого могила избавит» или все-таки «все проходит» и «есть ещѐ порох в пороховницах». От вашей позиции зависит все. Если вы маетесь от депрессии уже десять лет, поверьте, это ещѐ ровным счѐтом ни о чем не говорит. Но если вы искренне считаете, что вам от этого никогда не избавиться, что я могу вам на это сказать? Не потеряйтесь между этими двумя точками, выберите одну, и если это точка силы, она даст вам необходимую уверенность.
А подумать действительно нужно. Расскажу вам один почти фантастический случай.
Молодой человек учился на третьем или на четвѐртом курсе медицинского института. Он болел нейроциркуляторной дистонией (еѐ ещѐ называют вегетососудистой дистонией). Она нещадно мучила его сердечными болями, сильными подъѐмами артериального давления, головными болями и многими другими неприятными вещами. Но он знал, что его заболевание функциональной природы, то есть вызвано душевными переживаниями и фиксацией на симптомах, но не имеет под собой органической основы (нет непосредственного повреждения органов). Все врачи говорили: «Да, ты болен. Но ты в этом не виноват, это болезнь такая». А он рассуждал прагматично. Он подумал: «Если никакие органы у меня не повреждены, а я болею, что тому причина? Значит, сам что-то напутал, надо исправить». И исправил.
Ответственность означает способность отвечать: способность быть живым, чувствовать, воспринимать.
Фредерик Пѐрлз
Он придумал замечательную фразу: «У меня нет ничего серьѐзного, так что бояться нечего, от этого не умирают, все это ерунда, и все от головы, а все настоящие болезни, пожалуйста, после 50 лет – я так решил». И теперь всякий раз, когда появлялся какой-то из симптомов, он повторял эту фразу. Если вы внимательно приглядитесь, то увидите в ней и чаепитие с тревогой, и прыжок с лезвия бритвы, и планирование и завершение ситуаций, и ещѐ многое, о чем мы говорили с вами в этой книге. Раньше при появлении болей он начинал бояться, паниковать, автоматически рождались самые нелепые и ужасные прогнозы, от чего состояние только ухудшалось. А теперь при появлении симптома он всякий раз вовремя хватал за хвост эту патологическую цепочку, поддерживающую его болезнь, брал на себя ответственность и за сердечные боли, и за подъѐмы артериального давления и отправлял всю эту компанию восвояси на 30 лет вперѐд…
Как мы видим, он ощутил себя виновным в своѐм заболевании (хотя никто бы никогда не упрекнул его в том, что он страдает от нейроциркуляторной дистонии), что сделало его