Файл: 2. 1 Системы счисления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 2. Представление данных









Дата: 26.09.22

ФИО учителя: Ахилбаева С.Б.

Класс: 10Г

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

2.1 Системы счисления

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.2.1.1 переводить целые числа десятичной системы счисления в двоичную и обратно

Цели урока

  • различать виды систем счисления

  • правильно записывать числа в системах счисления;

  • применять правила перевода чисел из одной системы счисления в другие.

  • переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную используя табличный способ;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Действие учителя Действие учениказ

Ресурсы

Начало урока

2 мин

  1. Актуализация знаний.

Определение темы урока по картинке предложенного слайда

Обсудите с учащимися - Цель и задачи урока (совместное определение задач урока)

Презентация

4 мин

10 мин

3 мин

5 мин


15 мин

3 мин

3 мин

15 мин

5 мин


10 мин


3 мин


1.Что такое система счисления?

ОтветСистема счисления – это способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр.

  1. Какие бывают системы счисления?

Ответ: СС бывают позиционные и непозиционные.

  1. Сколько лет каждому из вас в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления?


Работа в паре.

Обсудите в паре что такое позиционные и непозиционные числа, выполните задание

Разряд – это позиция цифры в числе.

Основание (базис) позиционной системы счисления – это количество цифр или других знаков, используемых для записи чисел в данной системе счисления.

Позиционных систем много, так как за основание системы счисления можно принять любое число не меньше 2.

В позиционной системе счисления любое вещественное число может быть представлено в виде:

Aq = ±(an-1qn-1+an-2qn-2+…a0q0+a-1q-1+a-2q-2+…a-mq-m)

Здесь:

A – само число

q – основание системы счисления

ai – цифры данной системы счисления

n – число разрядов целой части числа

m – число разрядов дробной части числа

Представим десятичное число А = 4718,63 в развернутом виде.

В какой системе счисления записано число?

Чему равно основание данной системы счисления? (q=10)

Чему равно число разрядов целой части числа (n=4)

Чему равно число разрядов дробной части числа (m=2)

Вопрос: Какие числа записаны с помощью римских цифр?

MMIV = 1000 + 1000 + (5 – 1) = 2004

LXV = 50 + 10 + 5 = 65

CMLXIV = (1000 – 100) + 50 + 10 + (5 – 1) = 964

Вопрос: Выполните действия.

MMMD + LX = (1000 + 1000 + 1000 + 500) + (50 + 10) = 3560
Выполнить задания:

1

Какое число записано с помощью римских цифр: MCMLXXXVI?
2

Выполните действия:

MCMXL + LX
3

Правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления

  1. А10 = А,234

  2. А8 = -5678

В) А16 = 456,46

Г) А2 = 22,2
Работа в паре.

Исследовательская работа

  • Изучить алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную СС делением уголком.

  • Изучить алгоритм перевода из двоичной СС в десятичную.

  • Изучить алгоритм перевода десятичных чисел в восьмеричную, шестнадцатеричную

(взаимообмен информацией, каждый ученик обменивается информацией с другой парой)

(Учащимся можно приготовить интеллектуальную карту с готовым материалом)
Взаимооценка. (обсудить с учащимися критерии успеха, учащиеся предлагаю свои варианты)

Критерии успеха

  • освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую

  • объясняет алгоритмом перевода десятичных чисел в двоичную систему 

  • осуществлять перевод целых чисел десятичной системы счисления в двоичную и обратно

  • осуществлять перевод целых чисел десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную



Упражнение для глаз

Индивидуальная работа

Заполните и осуществите первод из одной системы счисления в другую таблицу.

(можно подготовить карточки для каждого ученика)

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

110101

 

 

 

 

247

 

 

 

 

261

 

 

 

 

4АС

Решение:

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

110101

65

53

35

10001111

217

143

8F

100000101

405

261

105

10010101100

2254

1196

4АС


Взаимопроверка

Учащиеся могут обменятся работами и проверить работы друг друга.
Дополнительные задания.

  1. В классе 11102 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?

2. Чему равен десятичный эквивалент чисел 101012 , 11012?

3. У меня 100 братьев. Младшему 1000лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое?
Практическая работа

(учащиеся могут выполнить работу на инженерном калькуляторе и в табличном процессоре)

  1. Работа на компьютере

Переведите двоичные числа:
а) 101011011;  в восьмеричную систему счисления

б) 11110111011;  в шестнадцатеричную систему счисления

в) Сохраните ответы в текстовом документе Задание № 1

Поведение итогов урока

Какова была цель нашего урока?

Достигли ли мы этой цели?

Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую:

http://inf.e-alekseev.ru/text/Schisl_perevod.html

Перевод чисел в различных системах счисления.
http://www.kolomna-school7-ict.narod.ru/st20102.htm

https://www.youtube.com/watch?v=7M7Qv8pGPNM

https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/07/25/konspekt-uroka-dlya-6-klassa-perevod-dvoichnykh-chisel-v


Конец урока

2 мин

Рефлексия

В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. «Лестница успеха»



Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности





  • Работа в группах – поддержка одноклассников.

  • Помощь учителя, если требуется.



В качестве дифференциации подготовьте ряд заданий на перевод из одной системы счисления в другую





Соблюдение правил ТБ в кабинете информатики:

- Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку

- бережное обращение с клавиатурой и мышкой

Здоровье сберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?





Скачано с www.znanio.ru