Файл: Контрольная работа дисциплина История политических и правовых учений Ф. И. О студента Баскакова Наталия Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: История политических и правовых учений
Ф.И.О студента: Баскакова Наталия Владимировна
Направление/специальность 40.04.01 Юриспруденция
Направленность: Уголовно-правовое регулирование экономики
Номер группы: мЮУПРЭ21
Номер зачетной книжки: 224502
Номер варианта контрольной работы: вариант 2
Проверила: Кричевцев М. В., канд. ист. наук, доц. каф. теории и истории государства и права
Новосибирск 2022
Содержание
1. Теоретическая задача……………………………………………………………3
Обобщите представления древнегреческих и римских мыслителей о формах правления. Что понималось под круговоротом таких форм……………………………………………………………………..……………3
2. Ситуационная задача…………………………….………………………………..6
Основными течениями в русском Православии конца XV – первой половины XVI в. были течения осифлян и нестяжателей. Сопоставьте их идеи в отношении государственной власти и Церкви (на примере Иосифа Волоцкого и Максима Грека)………………………………………………………........................6
3. Используемая литература…………………………………………….................11
Глава 1. Теоретическая задача.
Обобщите представления древнегреческих и римских мыслителей о формах правления. Что понималось под круговоротом таких форм
В формировании и развитии политических и правовых учений Древней Греции обычно выделяют три этапа.
Первый этап – предфилософский (IX–VI вв. до н.э.), на котором преобладают мифологические представления о политике, праве, государстве. Этот период в истории Греции еще называют гомеровским, но имени полулегендарной личности Гомера, который дал первые представления о природе государства и права в поэмах "Илиада" и "Одиссея".
Второй этап – философский (классический) (V – первая половина IV вв. до н.э.), в рамках которого зарождается и достигает расцвета рационалистическая интерпретация политико-правовых явлений. Этот этап в период его высшего развития представлен учениями Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля.
Третий этап – эпоха эллинизма (вторая половина IV– II вв. до н.э.) – период кризиса и упадка политико-правовой идеологии, связанных с потерей независимости городов- полисов. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (во II в. до н.э.) – Римом. В этот период возникает кризис полисной коллективной морали, и, как следствие, начинается воспевание ценности индивидуальной свободы и равенства. Теоретические исследования политики в период упадка древнегреческих государств подменяются нравоучениями индивидуалистического толка.
На развитие политической и правовой мысли Древней Греции непосредственное влияние оказал сам способ организации общественной жизни. Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов – небольших, иногда даже крошечных городов-государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков, численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек. В полисе занятие политикой было нравом и обязанностью всех свободных граждан, которые, голосуя в народном собрании, участвовали в решении государственных дел. Общей чертой жизни древнегреческих полисов VII–V вв. до н.э. являлась борьба между демосом и аристократией, рабами и рабовладельцами, а также внутри правящего класса за власть. Эта борьба, являясь движущей силой развития политико-правовой идеологии в Древней Греции, стимулировала поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами.
Как и в других странах древности, политическая идеология Древней Греции формировалась в процессе разложения мифа. Мифологические представления уже не были способны объяснить новый уровень развития общественной и экономической жизни свободных граждан греческих полисов. В Древней Греции как особая – теоретическая – форма мировоззрения зарождается философия. В состав философского мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания: натурфилософия; теология; этика; политическая теория и др. В рамках общефилософских учений начинают разрабатываться и политико-правовые концепции.
В отличие от религиозно-мифологических форм, преобладавших на Востоке, философская форма политико-правовой идеологии представляет собой рациональный способ объяснения окружающего мира, исключающий сверхъестественное начало как источник, причину и форму развития всего сущего. Философское мировоззрение стремится выявить закономерности возникновения и функционирования государства и права, их формы и описать их с помощью системы понятий.
Древнегреческие философы дали первые в истории определения государства и закона, сделали первые шаги по осмыслению политической свободы. В произведениях греческих мыслителей впервые разрабатывается классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.). Эта классификация в своей основе оказалась вполне жизнеспособной, дожила до наших дней и вошла в понятийный аппарат современной правовой и политической науки.
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось глубокой преемственностью в развитии культуры античной Греции и Древнего Рима.
Древний Рим долгое время оставаясь на периферии античного мира, был вынужден подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян.
При разработке политических концепций римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др. Вместе с тем политические воззрения римских мыслителей обладали новизной и оригинальностью. На своеобразие римских политико-правовых воззрений оказали влияние философия стоиков, христианская религия, зародившаяся в Римской империи, а также практическая деятельность римских юристов, результатом которой явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний.
Глава 2. Ситуационная задача
Основными течениями в русском Православии конца XV – первой половины XVI в. были течения осифлян и нестяжателей. Сопоставьте их идеи в отношении государственной власти и Церкви (на примере Иосифа Волоцкого и Максима Грека)
Кто такие иосифляне
Главой течения в Русской православной церкви конца XV — середины XVI веков являлся Иосиф Волоцкий, канонизированный в 1579 году.
Представители этого течения считали, что монастыри имеют право владеть землёй и материальным имуществом, украшать церкви богатыми росписями и иконостасами, чтобы показать значимость и авторитет Русской церкви.
Иосифляне резко осуждали еретическое движение
, поддерживали монархическую власть, как Богом данную и считали православную церковь Русского государства главной преемницей Византии.
Главной задачей монастырей иосифляне считали просветительскую и благотворительную деятельность, помощь населению во время неурожаев и других бедствий.
Кто такие нестяжатели
Нестяжание в русском монашестве означает произвольную нищету, то есть отказ от земных благ, прощение раскаявшихся, чистота духа и помыслов. Только при таких условиях можно стать гражданином Царствия Небесного.
Именно движение нестяжателей, возникшее в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, стало главным оппонентом иосифлян.
Нестяжатели выступали против монастырского землевладения, касались важных этических вопросов, связанных со взглядами на православие, раскаявшихся еретиков и др.
Духовными лидерами нестяжателей стали ученики преподобного Нила Сорского (нестяжателя, основателя скитского жительства на Руси) инок Вассиан (князь Патрикеев) и религиозный писатель и публицист Максим Грек.
Конфликт между иосифлянами и нестяжателями
Серьёзное столкновение взглядов обоих течений впервые было официально задокументировано на поместном Соборе Русской церкви 1503 года.
Кроме дисциплинарных, на Соборе разгорелся спор о двух главных вопросах:
- о монастырских вотчинах (царь Иван III был заинтересован в секуляризации (изъятии) церковных земель в пользу государства);
- об отношении к раскаявшимся еретикам.
Как иосифляне победили нестяжателей
Лидеры движения нестяжателей – Нил Сорский, позднее Максим Грек и Вассиан открыто критиковали церковных патриархов и обвиняли их в растущих аппетитах на землю и прочее материальное имущество, ведь это противоречило нормам христианской морали. Доставалось и светским властям, что привело к их опале и обвинению в ереси. Их обоих заточили в Иосифо-Волоцком монастыре, держали в суровых условиях.
Это свидетельствовало о победе иосифлян, решительно отвергших на Стоглавом соборе 1551 года программу нестяжателей, направленную на ограничение монастырского землевладения. Такая позиция иосифлян явилась началось появления опричнины.
Кого поддерживало государство в разные периоды
В противостояние между указанными религиозными течениями выступили и монархи.
Иван III поддерживал нестяжателей в вопросе о секуляризации церковных земель. Царю нужны были земли для поощрения подданных. Несмотря на разногласия с Волоцким в земельном вопросе, царь Иван не отправил его в опалу, а прислушался к его теориям о божественном происхождении великокняжеской власти.
Ещё при жизни Ивана III, «помогал» ему в управлении государством сын Василий (будущий царь Василий III), попавший под влияние Иосифа Волоцкого. В результате многие еретики были обречены на смерть. Карательная машина сжигала и гноила в тюрьмах вольнодумцев и тех государственных деятелей, которые имели прогрессивные взгляды и поддерживали ересь, а иосифляне приобрели большое влияние в государстве.
Иван Грозный руководствовался идеями иосифлян, утверждающими абсолютную царскую власть во главе с царём – помазанником Божим. Идеи иосифлян легли в основу официальной государственной идеологии Московского царства.
Историк Ключевский писал, что в свете иосифлянских преставлений о церкви и государстве Иван Грозный посчитал себя святыней и голос Церкви для него уже ничего не значил: он дошёл до того, что в церковных стенах был замучен митрополит Филипп.
Страшный период в истории Московского царства – опричнина – была порождением победивших идей иосифлянства.
Пётр I, строивший государство по-западному (а не Византийскому) образцу, вёл активную борьбу против самостоятельности церкви и её подчинения царской власти. Предприняв попытки реформирования Русской церкви, он лишил последователей Иосифа Волоцкого поддержки. Своими указами Пётр сокращал самостоятельность и независимость духовенства. Хозяйство монастырей отдавалось под надзор Монастырского приказа. Церковь превратилась в четвёртое сословие по Табели о рангах, что способствовало становлению абсолютизма (цезарепапизма – как проповедовали иосифляне в начале своей деятельности).
При Екатерине II продолжалась политика лишения церкви земель и собственности и ослабление власти церкви и духовенства. При вступлении на престол иосифлянская верхушка церкви поддержала будущую императрицу, надеясь сохранить свою собственность. Но в благодарность Екатерина провела политику секуляризации церковного имущества и нанесла окончательный удар по идеям Иосифа Волоцкого.
Как оценивают спор между иосифлянами и нестяжателями современные историки