Файл: Практическое задание 3, Модуль Теория и технологии воспитания слушатель Варсицкая Евгения Николаевна Преподаватель Сапронова Светлана Александровна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Учитель физкультуры. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)
Дисциплина: Педагогика
Практическое задание 3, Модуль 3. Теория и технологии воспитания
Выполнил:
слушатель Варсицкая Евгения Николаевна
Преподаватель:
Сапронова Светлана Александровна
г. Москва - 2023
1. Воспитательный процесс имеет ряд специфических особенностей, которые обеспечивают его качественное своеобразие. Изучите по материалам лекций сущность этих особенностей и подготовьте аргументированные ответы на вопросы и задания:
Почему учителю-воспитателю необходимо знать и помнить о непрерывности воспитательного процесса?
Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе. Воспитание как процесс представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога (воспитателя) с его воспитанниками. Такое взаимодействие определенным образом организовано, оно управляется и контролируется. Итогом воспитательного процесса будет являться сформированная личность, которая станет полезна и нужна обществу.
Воспитание представляет собой непрерывный процесс. Как важное звено в педагогическом процессе, воспитание представляет собой систематическое взаимодействие педагога (воспитателя) с воспитанниками. В случае если процесс воспитание является нерегулярным, то усвоенный воспитанником опыт забывается, и тогда возникает необходимость повторного усвоения.
Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие длительность воспитательного процесса.
Воспитательный процесс отличается длительностью, по сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при его хорошей организации рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Докажите, что воспитание – активный процесс.
Воспитание - особый вид деятельности человека. В конце XIX века оно имело весьма точное и понятное для того времени определение (что едва ли можно сказать о конце XX века). Воспитанию отводилась роль силы, направляющей развитие человека. Считалось, что развитие ребенка делилось на два больших этапа: пассивный - когда ребенок не проявляет активности в процессе собственной социализации, и активный - когда ребенок начинает проявлять самостоятельность и осознанно реагировать на воспитательные воздействия. Только через активные действия с окружающей средой ребенок сможет приобрести навыки общения, самость и научится адекватно реагировать на внешние факторы.
3.2. Задачей деятельности учителя в процессе реализации технологии педагогической поддержки выступает процесс совместного с учеником преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать результатов.
Представьте, что Вы, став в новом учебном году классным руководителем пятого класса общеобразовательной школы, обратили внимание на то, что один ученик этого класса часто конфликтует с одноклассниками, предъявляет им не всегда обоснованные претензии, но не замечает при этом своих неверных поступков по отношению к другим детям. Вы решили, опираясь на технологию педагогической поддержки, провести работу с этим школьником по приобщению его к самопознанию с целью расширения кругозора о самом себе и выявления им причин подобного отношения к одноклассникам.
Сконструируйте содержание различных видов препятствий, которые могут возникать в этом процессе.
Препятствие – не понимание существующей проблемы конфликтным учеником.
Не желание исправлять свое поведение в положительную сторону
Препятствие – н желание одноклассников идти на сближение с этим учеником, одноклассником.
Продумайте тактикипедагогической поддержки, способствующие преодолению этих препятствий.
Педагогические поддержки
- разъяснительные беседы,
- тематические классные часы
- совместные игры
- совместные походы
- совместная деятельность.
Аргументируйте свой выбор тактик педагогической поддержки в каждом случае. Заполните таблицу. Педагогические поддержки
- разъяснительные беседы, в ходе беседы прояснятся те моменты из-за которых происходят эти конфликтные ситуации и станет понятно как дальше выстраивать работу по примирению коллектива.
- тематические классные часы, классные часы помогут в непринужденной обстановке взаимодействовать.
- совместные игры, в играх дети раскрываются с другой стороны, возможно игры дадут возможность ребятам(и конкретно конфликтному ученику) по другому смотреть на некоторые вещи
- совместные походы, поход тоже дает определенное ощущение свободы и дает возможность оценивать ситуацию по другому.
Приведённый пример содержания одного из видов препятствий и используемой учителем тактики педагогической поддержки можно либо включить в свой ответ, либо заменить, основываясь на собственном видении данной проблемы.
Содержание препятствий, возникающих в процессе приобщения ученика к самопознанию | Тактики педагогической поддержки и аргументация их выбора |
1. Я - препятствия: 1.1.Отсутствие ориентации ПРИМЕР: У ученика нет чёткого представления о необходимости самопознания, что порождает у него неуверенность в успешности познания себя. 1.2. Препятствие –школьная тревожность | 1.1.Тактика помощи: учитель отвечает на вопросы ученика о назначении самопознания и его роли в развитии личности. Эта тактика позволит понять важность самопознания, повысит интерес к познанию себя и создаст условия для активности школьника. 1.2.Тактика помощи: учитель проводит беседы, классные часы, совместные игры, в следствие чего у ребенка меняется представление об окружающей действительности, уменьшается тревожность и выключается защитная реакция, ученик становится спокойнее. . |
2. Они - препятствия 2.1.отсутсвие желания идти на сближение | 2.1.Тактика учителя: учитель объясняет ученикам о важности совместного взаимодействия и говорит о важности идти на компромисс. |
3. Препятствия в сфере организации образовательного процесса 3.1.отсутствие времени совместного времяпровождения | 3.1. Тактика учителя: учитель во внеурочной деятельности проводит дополнительную работу с классом на предмет сближения. |
3.3. В современной школьной практике всё большее распространение получают нестандартные формы взаимодействия учителя и родителей. Изучите по материалам лекций сущность и специфику каждой из таких форм.
Подберите по одной теме для проведения родительских чтений, родительских вечеров, родительского ринга (класс на выбор); дайте обоснование педагогической целесообразности этой тематики для каждой из указанных нестандартных форм взаимодействия учителя и родителей. Заполните таблицу.
Нестандартные формы | Тематика | Обоснование педагогической целесообразности данных тем |
Родительские чтения | О воспитании мальчиков и девочек | Даная тема не теряет своей актуальности и поло ролевое воспитание расширяет кругозор слушателей |
Родительские вечера | Наши семейные традиции | Обсуждение семейных традиций произведет расслабляющий эффект даст возможность приблизится к прошлому и перенять опыт. |
Родительский ринг | Изучение проблемного поля воспитательных затруднений родителей и педагогических запросов родителей | Расширит взгляд участников на данную проблему и создаст возможность найти компромиссные решения. |