Файл: Утренняя гимнастика на свежем воздухе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утренняя гимнастика на свежем воздухе  является основополагающим средством оздоровления и воспитания детей в нашем детском саду. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Перед утренней гимнастикой стоят  особенные задачи, а именно: «пробудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика важна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. Круглый год , мы с детьми и педагогами делаем зарядку на улице, а значит – закаляемся, укрепляем здоровье и идём в ногу со временем!

Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой так как во время ее дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности.

Что касается усвоения кислорода тканями и органами
, то во время физических упражнений на свежем воздух этот процесс протекает интенсивнее. И в этом отношении наша получасовая утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной часовой прогулке.

Комплексы утренней гимнастики составляются воспитателем на основе имеющегося у детей двигательного опыта.На каждый месяц составляется три-четыре комплекса:

1. для хорошей погоды;

2. на случай мороза, затяжного дождя;

3. на случай порывистого ветра;

4. на случай сырой, промозглой погоды или моросящего дождя.

В соответствии с погодой воспитатель использует тот или иной вариант утренней гимнастикиУтренняя гимнастика на свежем воздухе в зимнее время проводится с малышами при температуре не ниже 16 градусов Цельсия, со старшими детьми- до минус 18.

Составляя комплексы утренней гимнастики на месяц,воспитатель руководствуется следующими соображениями:

• если погода по сезону достаточно теплая, нет ветра, то можно дать общеразвивающие упражнения;

• если сильный ветер, то лучше использовать полосу препятствий;

• если погода сырая и снаряды и оборудование мокрые, скользкие- лучше провести несколько подвижных игр;

• если в этот день работает спортивная секция, то целесообразно ввести в комплекс рекомендованные тренером подготовительные упражнения;

• если погода не дает возможности провести гимнастику на улице, то лучше всего подойдут танцевально- ритмические упражнения, которые можно организовать прямо в групповой.

Во время свободной деятельности дети занимаются на любых спортивных снарядах и физкультурном оборудовании, перемещаются по спортивной площадке по своему желанию, играют в мяч или упражняются в прыжках через скакалку. Главное чтобы дети были заняты, сумели найти занятие по душе. Это приучает их к самоорганизованности, самостоятельности. Для воспитателя это самый трудный в организационном плане момент. Не следует делать прямых указаний ребенку, если он оставляет занятие, нужно подсказать или посоветовать что-нибудь другое, пригласить принять участие в своих упражнениях. В целом утренняя гимнастикасостоит их следующих частей:

• разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленно темпе;

• бег в медленном темпе;


• расслабление

• комплекс общеразвивающих упражнений или работа на полосе препятствий, подготовительно-тренировочные упражнения;

• расслабление

• свободная деятельность детей на спортивной площадке

• подвижные игры

• расслабление

• водные закаливающие процедуры.

Роль и место физкультурных занятий на воздухе в системе физического воспитания дошкольников Круглогодичные занятия физкультурой на воздухе способствуют повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей, развитию движений . Контроль эффективности занятий осуществляется по следующим показателям: 1. Поведение детей в различные режимные моменты – снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит, повышение внимания и активности на общеобразовательных занятиях; 2. Желание детей заниматься физкультурой, положительный эмоциональный настрой во время проведения физкультурных занятий на открытом воздухе; 3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей – повышение кожной температуры кистей рук и стоп 257Организация физкультурного занятия на воздухе с детьми дошкольного… (теплые руки и ноги в течение дня); 4. Повышение жизненной емкости легких, мышечной силы, показателей физической подготовленности (по данным результатов времени бега на 30 м для детей 5-7 лет, 90 м – 5 лет, 120 м – 6 лет, 150 м – 7 лет, дальности прыжка с места, броска медбола); 5. Формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ; 6. Динамика заболеваемости детей по сезонам года – осень, зима, весна: а) уменьшение числа часто болеющих детей; б) число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка; в) сокращение длительности одного заболевания (в днях); г) число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год. 7. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределения по группам здоровья. Как показали исследования и многолетние наблюдения, широкое использование сочетанного влияния свежего воздуха и занятий физическими упражнениями на фоне повышения двигательной активности детей позволяет достичь выраженного оздоровительного эффекта. Дети хорошо себя чувствуют при различных меняющихся метеорологических условиях, резких перепадах температур в помещении и на открытых площадках; они не боятся холодного воздуха, воды, умеют преодолевать трудности . Положительное влияние физкультурных занятий на воздухе прежде всего сказывается на физическом и нервнопсихическом развитии ребенка, совершенствовании движений, снижении заболеваемости. Улучшаются физиометрические показатели мышечной силы и жизненной емкости легких; более чем у 70% детей улучшается осанка, в 2 раза снижается заболеваемость ОРЗ, в 3-4 раза сокращается число часто болеющих детей. Значительно снижается число заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей. Динамические наблюдения с использованием ком258Организация физкультурного занятия на воздухе с детьми дошкольного… плексной оценки здоровья детей позволили отметить положительную динамику, которая характеризуется переходом половины детей из II группы здоровья в I и 1/3 детей из III группы здоровья в I и II. Все это свидетельствует о том, что проведение физкультурных занятий на открытом воздухе в течение всего года является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего развития . Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что
особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы. Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольного учреждения: заведующей, врача, медицинской сестры, воспитателей, нянь. Должна быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями . 259Организация физкультурного занятия на воздухе с детьми дошкольного… Методика и организация физкультурных занятий в течение всего года на открытом воздухе предусматривает проведение их в средней, старшей и подготовительной группах дошкольных учреждений, т.е. с детьми 5-7 лет. Проводят занятия воспитатели групп. Медико-педагогический контроль за проведением занятий осуществляют врач, медицинская сестра и заведующая дошкольным учреждением. С целью правильной организации занятий в дошкольном учреждении необходимо предварительно провести 1-2 семинарских занятий для воспитателей и медицинских работников. В содержание этих семинаров включаются вопросы организации, методики и создания условий для проведения занятий на открытом воздухе, индивидуального подхода к детям с различным уровнем здоровья, медикопедагогического контроля за их проведением и эффективностью. Обеспечение высокой эффективности занятий может быть достигнуто только при тесном контакте коллектива дошкольного учреждения с семьей каждого ребенка. На родительских собраниях следует решать вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, проведения физических упражнений на открытом воздухе в дошкольном учреждении и в семье. Конкретно обсудить состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода . Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. В межсезонье используются площадки и дорожки с твердым покрытием (асфальтированные). В детском саду должна быть создана спортивная площадка с твердым покрытием (асфальтовым, резинобитумным, спортановым или деревянным). Вокруг площадки нужно разместить гимнастическую стенку с 8-10 пролетами, 4-6 гимнастических бревен, 4 гимнастические скамейки, 6-8 мишеней, для бросков, яму с песком для прыжков; иметь в 260Организация физкультурного занятия на воздухе с детьми дошкольного… достаточном количестве мячи, скакалки, обручи и другие физкультурные пособия. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными. Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части . Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются таким прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны. Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях . На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью,
после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного 261Организация физкультурного занятия на воздухе с детьми дошкольного… из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между повторениями короткие. В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается. При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучавшееся на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. При этом рекомендуются следующие сочетания основных движений: метание – прыжки; упражнения в равновесии – метание; лазанье – упражнения в равновесии; прыжки – лазанье. Но эта схема примерная. Очень мало движений, которые можно освоить за два занятия и закрепить на третьем. Чаще для освоения движения нужно гораздо больше занятий. В таком случае на первых двух ставится задача создания у ребенка общего, целостного представления о движении (например, о прыжке в длину с разбега). В последующих двухнедельных циклах идет уточнение отдельных элементов (разбега, отталкивания, маха ноги и рук, приземления и т. д.). Но в каждом цикле опять-таки происходит обучение элементу движения и его повторение на следующем занятии . И пока изучение не закончено, игра на третьем занятии цикла проводится с включением уже знакомого детям движения того же вида (например, прыжок в длину с места). Кроме того, планирование учебного материала в течение года предусматривает повторение наиболее сложных движений, что позволяет закрепить их более прочно. В то же время выполнение движения в разных погодных условиях способствует выработке у детей умения использовать изучаемые движения в изменяющейся обстановке. 262Организация физкультурного занятия на воздухе с детьми дошкольного… Ходьба и бег включаются в каждое занятие. Такое сочетание основных движений позволяет на одном занятии упражнять различные группы мышц. При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой. Проведение упражнений в зимний период имеет свои особенности. При обучении метанию на дальность и в цель как можно больше следует использовать снежки, спрессованные кусочки снега (снежки заготавливают сами дети на прогулке накануне занятия). При выполнении прыжков в длину и высоту с разбега дети приземляются на твердый грунт или уплотненный снег спортивной площадки. Поэтому основное внимание уделяется освоению техники прыжков: общей координации движения, мягкому приземлению, движению ног в полете и т. д. А в теплый период года, когда дети приземляются в яму с песком, все внимание сосредоточивается на увеличении дальности и высоты прыжков. Во время занятий на воздухе нужно, чтобы дети больше прыгали через различные препятствия: снежные валы, дорожки, канавки, невысокие скамейки, санки и т. п.