Файл: Практическое задание 1 Задание. Познакомьтесь с учебным материалом по литературным источникам. Составьте таблицу Методы возрастной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1
Задание. Познакомьтесь с учебным материалом по литературным источникам. Составьте таблицу «Методы возрастной психологии».
Название метода | Цель и назначение метода | Достоинства метода | Недостатки метода | Возрастные особенности применения |
Опрос | Метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Опрос может быть устным и письменным. | - охватывает массовую аудиторию; - позволяет получить информацию о субъективных аспектах жизни людей; - позволяет получить информацию не только о настоящем, но и о прошлом и будущем респондента; - очень гибкий метод (в процессе опроса возможна корректировка задач и инструментов); - при опросе достаточно легко осуществить повторные исследования объекта. | -респонденты не всегда хотят или могут дать необходимую информацию - респонденты не всегда готовы (хотят) отвечать о личных чувствах, мотивах | - дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы. |
Тестирование | Позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например, поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста. | -стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнители; -оперативность, экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест- не более часа, может тестироваться вся группа; Дробность шкалы и стандартизированность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. | - опасность «слепых» (автоматических) ошибок; - опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой; - потеря индивидуального подхода. | Тест предназначен для различных возрастных групп. |
Беседа | Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания. | -помогает наладить контакт; -дает полную и конкретную информацию. | -может занять много времени; -возникновение затруднений в сборе и систематизации информации; -может оказаться дорогостоящим; -нельзя исключать влияние интервьюера. | Наиболее эффективен после младшего школьного возраста |
Проективный метод | совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать | выявляются подсознательные мотивы; - более свободное поведение; - повышение достоверности ответов. | - субъективность интерпретации; - необходима высокая квалификация исследователя; | Тест предназначен для различных возрастных групп. |
Метод продольных (лонгитюдных) срезов | предполагает изучение одного человека или группы людей в течение длительного времени. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки и фиксируют изменения в развитии личности. | -ориентация на выявление индивид-ых характеристик человека в ходе развития, происходящее у разных людей разными путями и с различной скоростью; - выявление генетических связей между отдельными фазами жизни; -возможность научно-обоснованного прогноз-ия дальнейшего хода психического развития. | -полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы людей, поэтому распространять подобные данные на большое количество людей представляется некорректным. | Тест предназначен для различных возрастных групп. |