Файл: Организация нештатного газоспасательного формирования на объектах.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
оборудование и снаряжение для защиты газоспасателей при работе в загазованной среде (ИСЗОД, ИСЗК); -
средства для эвакуации пострадавших из загазованной среды и оказания им первой помощи; -
средства связи и средства освещения; -
средства страховки и средства контроля уровня загазованности; -
оборудование и имущество, предназначенное для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на поверхности суши и внутренних водах.
Количество и состав технического оснащения, вошедшего в табель, позволяет не только поддерживать постоянную готовность к реагированию на аварии и инциденты, но и обеспечивает возможность проведения членами НГСФ практических занятий по тактико-технической подготовке и тренировкам в дыхательных аппаратах и защитных костюмах.
По аналогии со Структурой НГСФ Табель технического оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования создаваемого для проведения газоспасательных работ, а также локализации и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов (далее – Табель), в соответствии с требованиями п. 6 «Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 05.06.2018 согласован начальником Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу и утвержден Генеральным директором (Приложение 2).
3.5. Порядок взаимодействия с другими подразделениями и службами
Система реагирования на аварии и инциденты на объектах Общества включает не только ПГСФ и создаваемую НГСФ, а также другие службы, подразделения и организации входящие в объектовое звено РСЧС предприятия (служба тушения пожаров, медицинская служба, метрологическая служба, энергетическая служба, служба главного механика, подрядная транспортная организация, служба связи, службу по ГО, ПиЛЧС, службу охраны).
Взаимодействие профессиональных и нештатных газоспасательных формирований предприятия должно осуществляться постоянно, как при безаварийной эксплуатации (нормальном режиме), так и в случае аварии. Координация взаимодействия в нормальном режиме эксплуатации осуществляется командиром НГСФ и командиром ПГСФ или их заместителями.
Оно состоит из следующих элементов:
-
разработка планов и графиков совместных практических и теоретических занятий; -
изучение токсичных, взрывопожароопасных свойств обращающихся на объектах веществ, применяемых технологий; -
проведение совместных теоретических занятий и изучение нормативных документов по организации и ведению газоспасательных работ; -
проведение совместных учебно-тренировочных занятий на объектах химической промышленности, на учебно-тренировочном полигоне (комплексе), в газодымной камере; -
контроль со стороны ПГСФ за исправным состоянием и готовностью к применению средств индивидуальной защиты и аварийно-спасательного оборудования НГСФ; -
контроль за безопасностью и участие в проведении газоопасных работ; -
совместные профилактические обходы опасных производственных объектов предприятия.
Взаимодействие ПГСФ и НГСФ предприятия в случае аварии и инцидента состоит из следующих элементов:
-
руководство выполнением газоспасательных работ; -
информирование об обстановке в зоне аварии; -
обеспечение исправности, готовности к применению средств индивидуальной защиты и аварийно-спасательного оборудования; -
ведение связи и контроль времени пребывания отделения спасателей в загазованной зоне; -
определение наиболее эффективных методов и способов локализации и ликвидации аварии; -
выполнение совместных действий по локализации и ликвидации аварии; -
оказание первой помощи пострадавшим в безопасной зоне на газоспасательной базе; -
определение перехода аварии с уровня «А» на уровень «Б»; -
завершение газоспасательных работ.
Руководство газоспасательным работами осуществляется:
-
до прибытия ПГСФ - командиром НГСФ или, в его отсутствие, старшим по должности из числа спасателей НГСФ; -
после прибытия ПГСФ – ее командиром или, в его отсутствие, старшим по должности из числа прибывших на аварию спасателей ПГСФ.
Для выполнения действий по локализации и ликвидации аварии в состав отделения спасателей ПГСФ могут включаться наиболее опытные спасатели НГСФ, хорошо знающие технологию объекта, расположение оборудования, места передвижения, места наиболее вероятного нахождения людей, сопутствующие опасности.
Руководитель газоспасательных работ для оказания первой помощи пострадавшим в безопасной зоне может направлять на газоспасательную базу спасателей профессиональных и нештатных газоспасательных формирований.
Спасатели НГСФ аварийного объекта по решению ответственного руководителя ликвидации аварии, руководителя газоспасательных работ могут привлекаться к контролю размеров опасной зоны, ее оцеплению, определению перехода аварии с уровня «А» на уровень «Б».
Руководитель газоспасательных работ совместно с командиром НГСФ, исходя из состояния аварийного объекта, возможности возобновления факторов аварии, в связи со спецификой объекта, определяют возможность завершения газоспасательных работ.
Взаимодействие ПГСФ, НГСФ, администрации предприятия с другими службами объектов, а также подрядными организациями (третьими лицами) при организации и поддержании в постоянной готовности системы реагирования, локализации и ликвидации аварий на уровнях «А», «Б», «В» включает следующие элементы:
-
планирование совместных мероприятий по поддержанию в постоянной готовности системы реагирования, локализации и ликвидации аварий; -
контроль за исправностью и готовностью средств противоаварийной защиты, инженерных защитных сооружений, системы оповещения об аварии; -
проведение комплексных учений по локализации и ликвидации аварий.
Контроль за исправностью и готовностью средств противоаварийной защиты, инженерных защитных сооружений, системы оповещения об аварии включает их проверку и, в необходимых случаях, ремонт и отладку, в том числе работу: системы аварийной сигнализации, вентиляции, пожаротушения, молниезащиты, электроснабжения, защиты от статического электричества, автоматического управления технологическим процессом и остановом, оповещения, обеспечения паром, теплом, киповским воздухом, водоснабжения, коллективной защиты, охраны; метрологическую поверку, исправность транспортных средств, достаточность средств медицинской помощи и другие вопросы обеспечения работоспособности системы реагирования, локализации и ликвидации аварий.
В учебно-тренировочных занятиях и комплексных учениях для отработки взаимодействия принимают участие органы управления и силы объектового звена РСЧС Общества, включая и подрядные организации (третьи лица).
По их результатам составляются мероприятия по повышению уровня готовности системы реагирования, локализации и ликвидации аварий на уровнях «А», «Б», «В», вносятся, при необходимости, уточнения и изменения в планы действий.
4. Заключение
Как уже было сказано в разделе 3 Реферата, необходимость создания нештатных аварийно-спасательных (газоспасательных) формирований на опасных производственных объектах обусловлена требованиями абз. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В случае аварии с выбросом химически опасного или взрывопожароопасного вещества для выполнения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварии привлекаются ПГСФ, однако вместе с тем в случае аварийной остановки технологического процесса их знаний и подготовки будет не достаточно и потребуется привлечение производственного персонала владеющего знаниями и навыками по осуществлению этого процесса. При обычных условиях выполнить это не представляется возможным так как, в соответствии с требованиями
Федерального закона от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» привлечение производственного персонала в случае возникновения опасности для жизни и здоровья (что мы и имеем во время аварийной ситуации) запрещено. Выходом из этой ситуации будет привлечение производственного персонала, который прошел обучение, имеющего квалификацию «спасатель» и аттестованного на право ведения газоспасательных работ, в том числе в условиях, связанных с угрозой для жизни и здоровья. В этом несомненный плюс создания на опасном производственном объекте нештатных аварийно-спасательных формирований. Но где плюсы, там есть и минусы. Работники объектов, занимая различные должности производственного персонала, входят в состав НГСФ на добровольной основе и обязанности спасателей НГСФ для них не являются основными, вследствие чего время, уделяемое для их обучения и тренировок, будет меньше по сравнению со штатными спасателями ПГСФ. Из-за этого уровень подготовки спасателей НГСФ будет ниже уровня подготовки спасателей ПГСФ.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемым вариантом создания и функционирования системы предупреждения и ликвидации аварий и инцидентов, связанных с выбросом химически опасных и взрывоопасных веществ будет совместная деятельность ПГСФ (как собственных, так и по договору оказания услуг) и НГСФ предприятия.
Приложение 1
Приложение 2
Список литературы
-
Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; -
Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» -
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; -
Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»; -
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных службы, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей»; -
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»; -
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»; -
«Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ», согласован Госгортехнадзором России от 16.05.2003 № АС 04-35/373; -
«Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ», утвержденные Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке в 2012 году; -
«Методические рекомендации по организации нештатных аварийно-спасательных формирований на химических и взрывопожароопасных объектах», утвержденные ОАК № 5/6 (протокол № 8 от 28.05.2009), ВОАК № 16/1-9 (протокол № 4 от 28.03.2011), Ученым советом ГОУ ДПО «НИПК» в качестве методических рекомендаций.