Файл: Вопрос 28 Арбитражные суды, их система и место в судебной системе Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 28 Арбитражные суды, их система и место в судебной системе Российской Федерации.
В соответствии с Законом о судебной системе и Законом об арбитражных судах арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что,во-первых, арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) федеральных судов, входящих в российскую судебную систему, а во-вторых, что в силу

подведомственности дел арбитражные суды непосредственно не связаны с другими ветвями

судебной системы — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов составляют:

1 Высший Арбитражный Суд РФ – высший суд.орган по эк-м делам; осущ-ет судебный надзор за деят-ть арбитр судов; разъясняет вопросы суд.практики;

2 федеральные арбитражные суды округов – кассац. суды, 10 шт, проверка в кассац.инстанции законности вступивших в силу решений нижестоящих арб.судов

3 арбитражные апелляционные суды– 20шт., проверка в аппел.инстанции законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции и не вступившими в силу;

4 арбитражные суды в республиках, краях, областях,городах федерального значения, автономной области,автономных округах (арбитражные суды субъектов) –суды первой инстанции.

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

-защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предприню и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных

лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

-справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;


-укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предприн-й и иной эк-кой

деят-ти;

-формирование уважительного отношения к закону и суду
Вопрос 29. Суд по интеллектуальным правам, состав, полномочия и структура

Суд по интеллектуальным правам (СпИП)является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

Порядок образования и структура:

СпИП действует в составе судей, судебных составов и президиума.

В СпИП председателем СпИП образуются судебные составы из числа судей СпИП с учетом специализации судей.

Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом СпИП сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Рассмотрение дел в первой инстанции СпИП осуществляется коллегиальным составом судей.

Рассмотрение дел в кассационном порядке СпИП осуществляется:

- президиумом- при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;

- коллегиальным составом судей- при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ, арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

1.дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2.дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:


- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

- об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

- об установлении патентообладателя;

- о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

- о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Вопрос 30. Органы юстиции Российской Федерации, их основные направления деятельности (функции).

Основными направлениями деятельности Министерства юстицииРФявляются:

- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

- государственная регистрация нормативных актов федеральных орга­нов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состоя­ния, прав на недвижимость и сделок с ней.

Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экс­пертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Прави­тельства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнитель­ной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подго­товке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступ­лении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федераль­ному закону представляет мотивированное заключение в орган государствен­ной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ ко­пии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.


Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведом­ственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституци­онным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлени­ям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой пра­вовых последствий.

Министерство юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных обществен­ных объединений, религиозных объединений. Государственной регистра­ции подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федераль­ные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистра­ции включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.
Вопрос 31. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), его структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.
Министерство юстиции Российской Федерации: функции, задачи, основные полномочия и организация деятельности

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Структура центрального аппарата Минюста России включает в себя:

– руководство Минюста России (Министра, его первого заместителя и заместителей, в том числе статс-секретаря - заместителя Министра, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра);

– помощников (советников) Министра и структурные подразделения по основным направлениям деятельности – департаменты;

– Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра.

В структурных подразделениях Минюста России образуются отделы. В штатное расписание центрального аппарата Минюста России включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.


В Минюсте России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

Минюст России осуществляет:

1. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

а) исполнения уголовных наказаний;

б) регистрации некоммерческих организаций, политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;

в) адвокатуры;

г) нотариата;

д) государственной регистрации актов гражданского состояния;

е) обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов;

ж) оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

з) территориального устройства России; организации местного самоуправления;

и) разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

4) функции по контролю и надзору в сфере:

- адвокатуры;

- нотариата;

- государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) функции по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах, включая Европейский Суд по правам человека и Суд Евразийского экономического союза.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

2) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;