Файл: Содержание Стр. Введение 34 Основная часть История школьного портфеля 5 Осанка 56 Как выбрать правильный портфель 67 Гигиенические требования к портфелям и учебным изданиям 7 Практическая часть 811 Заключение 12 Список литературы 13 Приложение Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Влияние веса школьного портфеля на осанку младших школьников»

Содержание

Стр.

  1. Введение 3-4

  2. Основная часть

    1. История школьного портфеля 5

    2. Осанка 5-6

    3. Как выбрать правильный портфель 6-7

    4. Гигиенические требования к портфелям и учебным изданиям 7

  3. Практическая часть 8-11

  4. Заключение 12

  5. Список литературы 13

Приложение


  1. Введение

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

В. Берестов

Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни.Поэтому покупка портфеля на новый учебный год — это важное событие, особенно для будущих первоклассников

Школьные ранцы, напичканные учебниками, - первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.

Американский педагог Банкрофт  в  своей книге «Осанка школьника» (1867)писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...».

Обратите внимание, что изменилось за последние сто лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний, связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.А школьные ранцы не стали легче.Значит,эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день

Таким образом, наша работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.  

Цель: изучить соответствие школьного ранца требованиям ГОСТа и антропометрическим данным,обучающихся нашей школы.

Задачи:

1.     Изучить литературу по теме.

2.     Изучить портфели обучающихся 1 классов на соответствие требованиям ГОСТа.

3.     Получить информацию об антропометрических данных обучающихся 1- 4 классов.


4.     Составить вопросы анкеты и провести анкетирование родителей обучающихся 1 классов.

5.     Составить рекомендации по выбору правильного портфеля.

Объект исследования: школьный портфель учащихся 1 класса.

Предмет исследования: ученики 1 классов школы МАОУ ИСЕТСКАЯ СОШ №2

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.

2. Основная часть.

2.1. История школьного портфеля

Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Так как кожаный портфель стоит достаточно  дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века, былисделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям.

Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем.

Параллельно с портфелем, школьной сумкой, был ранец. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzenнаёмные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку.  

Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, и теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.

Старшеклассники во второй половине 80–х  обзавелись «дипломатами» - жесткими  узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.

Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце.


На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные. Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».

 Рюкзак [нем. Rucksack], заплечный мешок для вещей, используемый туристами. Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги.

2.2.Осанка.



Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Уменьшение двигательной активности, ухудшения питания, дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что в ряде школ растёт число детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует развитию неправильной осанки

Осанка – это поза, характерная для стоящего человека в непринужденной позе, в расслабленном состоянии (без напряжения мышц). Осанка должна быть ровной, и зависит это от формы дисков, обеспечивающих подвижность позвоночника

В детском и подростковом возрасте главная задача–профилактика сколиотической  болезни.

Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это ещё не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки.
2.3. Итак, ранец или рюкзак? Но как сделать правильный выбор?


Разница между ранцем и рюкзаком — в том, что у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.
Рюкзаки всеми эти достоинствами не обладают — их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотнённой спинкой. Стоит отметить, что в последнее время производители все чаще выпускают на рынок модели, представляющие собой своеобразный симбиоз ранца и рюкзака. Такой ход позволяет снизить вес изделия и предложить оригинальный, запоминающийся дизайн. Главное, чтобы он отвечал основным требованиям к школьным ранцам.

2.4. Гигиенические требования к ранцам и учебным изданиям.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей.

Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.


Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

  • для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг,

  • 3-4-х классов - более 2 кг,

В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более 300 гр. – для 1-4 классов

Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами».

 

  1. Практическая часть

В ходе своего исследования мы провели ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки.По данным, полученным от врача нашей школы, мы узнали, что 35% учащихся начальной школы имеют нарушения осанки.


Мы решили выяснить, соблюдаются ли требования СанПин при изготовлении портфелей школьников. Первый этап нашего исследования заключался в том, чтобы в научных целях выяснить, какие портфели предпочитают учащиеся нашей школы. Было опрошено 30 учащихся, на вопрос какой портфель вы предпочитаете учащиеся первого класса отвечали – ранец, мнения учащихся 2-4 классов школы разделились пополам: 50% - рюкзак, 50% - сумку.

Занимаясь этой частью исследования, мы сделали несколько фотографий, которые подтверждают актуальность нашей исследовательской работы.


Далее необходимо было взвесить школьные портфели учеников 1Б и 1А классов. Результаты нас просто поразили. Детям приходится ежедневно носить такие неподъемные сумки, которые не каждый взрослый сможет носить в течение учебного дня.

Вес школьного портфеля (сравнительная таблица)

класс

пустой

полный

девочки

мальчики

девочки

мальчики

1А класса

750гр

800гр

3.15кг

3.25кг

1Б класса

550гр

850гр

2.95кг

3.10кг