Файл: Контрольная работа контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов страховыми организациями проблемы и пути их решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



За 9 месяцев 2020 года по результатам налоговых проверок налоговыми органами Свердловской области дополнительно начислено платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации 1 862,3 млн рублей.

По результатам проведенных 1,6 млн камеральных налоговых проверок деклараций (расчетов) налогоплательщиков дополнительно начислено платежей в сумме 403,6 млн рублей.

По результатам проведенных 124 выездных налоговых проверок налогоплательщиков дополнительно начислено платежей в сумме 1 458,7 млн рублей. Уровень результативности выездных налоговых проверок налогоплательщиков составил 99,2%. Дополнительно начисленные платежи в расчете на одну проведенную проверку составили 11,8 млн рублей.

С участием органов внутренних дел проведено 45 выездных налоговых проверок налогоплательщиков, что составляет 36,3% от общего количества проведенных проверок. По результатам выездных налоговых проверок налогоплательщиков дополнительно начислено платежей в сумме 934,6 млн рублей. Сумма дополнительно начисленных платежей на одну проведенную выездную налоговую проверку составила 20,8 млн рублей.

Удельный вес дополнительно начисленных платежей в разрезе видов налогового контроля, к общей сумме дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок, составил – по результатам выездных налоговых проверок – 78,3%, по результатам камеральных налоговых проверок – 21,7%.

Основные суммы дополнительно начисленных платежей произведены по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (далее – НДС), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налогу на прибыль организаций (далее – налог на прибыль), налогу на имущество организаций (далее – налог на имущество). В совокупности данные налоги составили 90,5% в общей сумме дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок:

по НДС дополнительно начислено платежей 1 027,5 млн руб. (55,2% от общей суммы дополнительно начисленных платежей по налоговым проверкам);

по налогу на прибыль – 433,3 млн руб. (23,3%);

по НДФЛ – 111,8 млн руб. (6,0%);

по налогу на имущество – 112,1 млн руб. (6,0%).

По результатам налоговых проверок налогоплательщиков сумма убытков, заявленных в целях налогообложения, уменьшена на 804,8 млн рублей.

Сумма взысканных (поступивших) дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок составила 1 155,8 млн рублей. Уровень взыскания дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, составил 82,2%.


По результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов налогоплательщиками представлены уточненные налоговые декларации:

- с увеличением налоговых обязательств на сумму 1 720,8 млн руб.;

- с уменьшением суммы убытков, заявленных в целях налогообложения, на 1 327,5 млн руб.;

- с уменьшением суммы НДС, заявленных к возмещению, на 551,0 млн рублей.

В связи с представлением налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по результатам проведенной налоговыми органами контрольно - аналитической работы, дополнительно поступило в бюджет 1 566,3 млн рублей.


42
В целом, собираемость налогов и других платежей в пользу государства за анализируемый период осталась неизменной, однако в 2018 году был подъем на 3,8%, что объясняется вкладом НДС в общую сумму поступлений. Значительно возросла сумма поступивших средств от НДФЛ, однако сам показатель собираемости при этом снизился на 2,4% и составил 103,1%. Также обстоят дела и с налогами, сборами и платежами за пользование природными ресурсами – сама собираемость осталась на низком уровне в 60,2%, однако поступления выросли на 436 млн. руб. Налог на совокупный доход также показал отменную динамику принеся в бюджет свыше 4 млрд. руб. с собираемостью на уровне 160,7%. НДС, как всегда, бьет рекорды и все благодаря система АСК НДС-2, а также увеличению ставки по данному налогу до 20%, что по итогу дало прирост на 20 млрд. руб. или 3.4%, с собираемостью на уровне 111,3%. Также заметно и самое мало расхождение по начисленным сумам и поступившим и также у налога на добавленную стоимость и опять же по причине внедрения уже много раз выше названной системы АСК НДС-2.

Следует отметить, что по части налогов поступления превышают начисления, что связанно в погашением задолженности по уплате налогов, сборов и других платежей в пользу государства, по другой же части обратная ситуация – начисленные суммы превышают суммы поступившие, что говорит об образовании задолженности и её непогашении.

Обобщив сказанное, можно говорить о том, что проводимые в последнее время налоговые реформы положительно сказались на динамике поступлений налогов и сборов.
Таблица 4 Результаты выездных проверок УФНС по Свердловской области в по состоянию 01.01.2021


Наименование показателей

Код строки

Количество

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени)

Из графы 2: налогов

А

Б

1

2

3

Камеральные проверки

3010


2074894

1 458 809

932 586

из них: выявившие нарушения

3020

82 715

XXX

XXX

Штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ

3030

XXX

1 271

XXX

Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой

3040

167

2 044 790

1421618

из них: выявившие нарушения

3041

165

XXX

XXX

из строки 3040: проверки организаций

3045

149

1 954 113

1359203

из них: выявившие нарушения

3046

148

XXX

XXX

из строки 3040: проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

3050

18

90 677

62 415

из них: выявившие нарушения

3051

17

XXX

XXX

Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой)

3055

4

4 231

3 134

из них: выявившие нарушения

3056

4

XXX

XXX

Всего - выездные проверки организаций и физических лиц

3060

171

2 049 021

1424752


из них: выявившие нарушения

3061

169

XXX

XXX

Контрольная сумма

3065

2 158 621

7 602 912

5 203 708
































По результатам данной таблицы проведенных 470,6 тыс камеральных налоговых проверок деклараций (расчетов) налогоплательщиков дополнительно начислено платежей в сумме 690,2 млн рублей.

По результатам проведенных 36 выездных налоговых проверок налогоплательщиков дополнительно начислено платежей в сумме 790,5 млн рублей. Уровень результативности выездных налоговых проверок налогоплательщиков составил 100%. Дополнительно начисленные платежи в расчете на одну проведенную проверку составили 22,0 млн рублей.   

С участием органов внутренних дел проведено 10 выездных налоговых проверок налогоплательщиков, что составляет 27,8% от общего количества проведенных проверок. По результатам выездных налоговых проверок налогоплательщиков дополнительно начислено платежей в сумме 563,8 млн рублей. Сумма дополнительно начисленных платежей на одну проведенную выездную налоговую проверку составила 56,4 млн рублей.

Удельный вес дополнительно начисленных платежей в разрезе видов налогового контроля, к общей сумме дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок, составил – по результатам выездных налоговых проверок – 53,4%, по результатам камеральных налоговых проверок – 46,6%.  

Основные суммы дополнительно начисленных платежей произведены по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (далее – НДС), налогу на прибыль организаций (далее – налог на прибыль). В совокупности данные налоги составили 91,9% в общей сумме дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок:

по НДС дополнительно начислено платежей 1 195,7 млн руб. (80,8% от общей суммы дополнительно начисленных платежей по налоговым проверкам), больше показателя 1 квартала 2020 года на 881,6 млн руб. или в 3,8 раза;  

по налогу на прибыль – 165,7 млн руб. (11,2%), больше показателя 1 квартала 2020 года на 7,4 млн руб. или на 12,8%.

По результатам налоговых проверок налогоплательщиков сумма убытков, заявленных в целях налогообложения, уменьшена на 364,2 млн рублей.

Сумма взысканных (поступивших) дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок составила 312,3 млн рублей. Уровень взыскания дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок составил 21,1%.

По результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов налогоплательщиками представлены уточненные налоговые декларации:

с увеличением налоговых обязательств на сумму 355,4 млн руб.;


с уменьшением суммы убытков, заявленных в целях налогообложения, на 146,4 млн руб.;

с уменьшением суммы НДС, заявленных к возмещению, на 61,4 млн рублей.   

В связи с представлением налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по результатам проведенной налоговыми органами контрольно - аналитической работы, дополнительно поступило в бюджет 280,8 млн рублей.


3. Проблемы организации контрольной работы налоговых органов за исчислением и уплатой налогов страховыми организациями в Российской Федерации


Большинство схем с участием страховых компаний направлено на уклонение от уплаты НДФЛ и ЕСН. Это прежде всего схемы с использованием договоров страхования жизни, когда под видом страховых премий организации фактически перечисляют страховым компаниям зарплату своих работников. Такую возможность предоставляет подпункт 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Здесь сказано, что не облагаются ЕСН «суммы взносов налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей». При этом работники получают зарплату как часть возвращаемых страховых взносов, ранее уплаченных по договору страхования[10, С.102].

Во-первых, выплаты страхователю осуществлялись независимо от наступления страхового случая. Во-вторых, сами работники организации не вносили суммы страховых взносов, хотя договорами страхования это было предусмотрено.

При этом уплаченные взносы по договорам личного страхования возвращались страховой организаций на основании писем организаций-клиентов, в которых они просили уменьшить страховые суммы. Но в договорах страхования это не оговаривалось. Однако страховая компания «шла навстречу пожеланиям своих клиентов» и уменьшала страховые суммы практически на весь размер уплаченных страховых взносов за вычетом своего вознаграждения[42, С.41-45].

С 1 января 2020 года эта схемы с использованием договоров страхования жизни стали менее выгодной в части уклонения от уплаты НДФЛ. Согласно новой редакции статьи 213 НК РФ если договор добровольного страхования жизни расторгается до истечения пятилетнего срока, то выкупная сумма, возвращаемая физическому лицу (за вычетом взносов), учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ и облагается налогом у источника выплаты[3].

В последние годы широкое распространение получили также схемы по уклонению от уплаты налога на добавленную стоимость. В этом случае прибегают к заключению договоров добровольного медицинского страхования, а также договоров перестрахования.