Файл: Перспективы развития безопасности жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Охрана труда и окружающей среды»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Безопасность жизнедеятельность"
на тему
«Перспективы развития безопасности жизнедеятельности. »
«Охрана труда как раздел безопасности жизнедеятельности. Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда.»
Выполнил ст. гр. ИБ262511 С.П.Смирнов
Проверила к.т.н., доц. М.В.Ларина
Тула 2022
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Негативное воздействие опасностей на человека в наибольшей степени проявляется в крупных городах и промышленных центрах. Картографическое описание патологии человека в регионах – одна из важнейших задач медицины в ближайшем будущем. Данные о характере заболевания населения будут одним из основных показателей для принятия решений в области безопасности жизнедеятельности.
Здоровье человека и информационная стратегия. Для достоверной оценки показателей негативности техносферы необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующая на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, получаемой при активной выявляемости заболеваний. Для иллюстрации сказанного достаточно сопоставить следующие цифры: у нас в стране ежегодно диагностируется около 7 тыс. случаев профессиональных заболеваний, а в США – более 450 тыс.
Данные свидетельствуют о низком уровне профилактических осмотров, проводимых сегодня на промышленных предприятиях. Что касается регулярных профилактических осмотров городского населения, то они практически отсутствуют.
Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в ближайшем будущем будет играть информация об опасностях среды обитания. Такая информация должна содержать значения и прогноз величины критериев безопасности и показателей негативности среды обитания как в производственных помещениях, так и в регионах техносферы. Аналог подобной информации – прогнозы метеослужб. Наличие информации о среде обитания позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, рационально пользоваться методами и средствами защиты от опасностей.
Задача сложная, но определенные успехи в этом направлении имеются: публикации (правда, нерегулярные) в газетах о состоянии окружающей среды; действующие в ряде городов (Вена и др.) специальные табло с указанием концентраций некоторых примесей в атмосферном воздухе и т.п.
Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т.п.), поэтому необходим постоянный контроль за параметрами выбросов, стоков и т.п., а также мониторинг состояния среды обитания по контролируемым вредным факторам.
Мониторинг – слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях.
Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:
– регулярную информацию об опасностях среды обитания;
– регулярную информацию о токсикологических выбросах производства в окружающую среду;
– регулярную информацию работающих о негативных факторах производства и о их влиянии на здоровье;
– информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;
– информацию о методах и средствах защиты от опасностей;
– информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.
Внедрение указанных походов является чрезвычайно актуальным и своевременным. В настоящее время очевидно, что человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и должно приоритетно рассматриваться в ряду других ресурсов государства, таких как леса, почва, воды, полезные ископаемые и т.п.
Научные, технические и организационные задачи. К перспективным научно-техническим задачам в области БЖД относятся:
–описание жизненного пространства в критериях безопасности путем составления карт опасностей (карты концентраций токсичных веществ (рис. 0.9.), карты полей энергетического воздействия, карты полей риска);
– разработка требований экологичности к техническим системам с учетом состояния техносферы в зоне использования технических систем;
–совершенствование и разработка новых методов и способов обращения с отходами всех видов (выбросы, сбросы, энергетические поля и излучения), поступающими в техносферу;
– совершенствование и разработка новых средств экобиозащиты от опасностей.
К организационно-техническим задачам в области БЖД относятся:
– совершенствование экспертизы проектов по критериям безопасности и экологичности;
– совершенствование контроля показателей экологичности технических систем и безопасности среды обитания;
– оптимизация системы управления безопасностью жизнедеятельности на региональном и государственном уровнях.
Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Несомненно, что она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах.
Общее направление деятельности в области БЖД должно соответствовать программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), положившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее–это комплексно решить проблемы развития экономики и сохранения окружающей среды. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемирная экономия ресурсов, безопасные и экологичные технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности.
Охрана труда как раздел безопасности жизнедеятельности. Основные законодательные акты и нормативные документы по охране труда.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………6
Глава1.Государственная политика и требования в области охраны труда………………………………………………………………………..........8
1.1 Законодательство по охране труда…………………………………..…….8
1.2 Нормативная и нормативно-техническая документация…………….…..12
Глава2.Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда……………………………………..…..17
2.1 Права и обязанности работодателя по организации охраны труда…….17
2.2 Права и обязанности работника по охране труда……………….………20
2.3 Ответственность за нарушение требований охраны труда……………..24
Глава3.Организация охраны труда…………………………………………...33
3.1 Организация и функции служб охраны труда на предприятии………...33
Заключение…………………………………………………………………….40
Список используемой литературы…………………………………………...43
Введение
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст.37 Конституции РФ)[11].
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.
Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.[2]
Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретикоправовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить государственную политику и требования в области охраны труда;
-определить обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
-рассмотреть организации охраны труда:
Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны
труда
1.1 Законодательство по охране труда
Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, были определены ст.37 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», (в дальнейшем – Основы).[3]
При подготовке Трудового кодекса Российской Федерации (в дальнейшем – ТК РФ[4]) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.
Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д.
Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.
При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.