Файл: Правила употребления иностранных и русских антропонимов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа

3 семестра

Дисциплина: Русский язык и культура общения, часть 2

Письменные задания

Тема: «Правила употребления иностранных и русских антропонимов»

Выполнил(а):

Абсаттаров Ернар Нургалиевич

(Ф.И.О. студента)

Юриспруденция гр. ЮНК-1121(2)

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата)

Омск 2022 г.

  1. Письменное задание «Правила употребления иностранных и русских антропонимов»:

Вам предложены пять иноязычных и русских имен и фамилий известных в своей профессиональной деятельности людей. Просклоняйте каждое из них, с учетом правил словоизменения некоторых имен собственных в русском языке. Результаты впишите в таблицу.

N.B. Предварительно ознакомьтесь с краткими биографиями указанных личностей (в том числе – для определения гендерной принадлежности антропонима в «трудных» случаях).


ПАДЕЖ




ИМЕНА И ФАМИЛИИ




Им. п.

Сергей Шамбинаго

Отто Шмидт

Соронзонболдын Батцэцэг

Алексей Крученых

Ирина Хакамада

Род. п.

Сергея Шамбинаго

Отто Шмидта

Соронзонболдыной Батцэцэг

Алексея Крученых

Ирины Хакамады

Дат. п.

Сергею Шамбинаго

Отто Шмидту

Соронзонболдыной Батцэцэг

Алексею Крученых

Ирине Хакамаде

Вин. п.

Сергея Шамбинаго

Отто Шмидта

Соронзонболдыну Батцэцэг

Алексея Крученых

Ирину Хакамаду

Тв. п.

Сергеем Шамбинаго

Отто Шмидтом

Соронзонболдыной Батцэцэг

Алексеем Крученых

Ириной Хакамадой

Пред. п.

О Сергее Шамбинаго

Отто Шмидте

Соронзонболдыной Батцэцэг

О Алексе Крученых

О Ирине Хакамаде





  1. Письменное задание «Языковые и внеязыковые факторы этики общения»: Перед вами – различные (с точки зрения пола, возраста, социального положения и т.д.) субъекты деловой коммуникации. Вам необходимо разобраться, кто из коммуникантов (в зависимости от своего статуса и «роли») должен первым:

а) устно поприветствовать коллегу;

б) подать руку собеседнику;

в) представить другого сотрудника.

Заполните таблицу, отмечая знаком «+» требуемые («первые», ведущие) позиции. Допускается, при необходимости, вместе со знаком «+» использовать формулировку «в соответствии с ситуацией (контекстом)». В случае отсутствия необходимости в приветствии, рукопожатии или представлении – оставить ячейку таблицы пустой.


п/п

Субъекты коммуникации.

Ситуация (контекст) встречи сотрудников

Первым осуществляет:

приветствие

рукопожатие

представление

1

Мужчина

+




+

Женщина




+




2

Старший по возрасту




+

+

Младший по возрасту

+







3

Старший по должности




+

+

Младший по должности

+







4

Проходящий мимо группы

+

+

+

Стоящий в группе










5

Входящий в комнату

+

+

+

Находящийся в комнате




+




6

Обгоняющий идущего

+










Обгоняемый










7

Руководитель делегации, входящей в комнату

+

+

+

Руководитель делегации, находящейся в комнате














  1. Письменное задание «Стилистическая парадигма»:

Как известно, нейтральные языковые средства, вступая в синонимические отношения со стилистически окрашенными, образуют так называемую «стилистическую парадигму» (термин М.В. Панова). Входящие в эту парадигму словоформы, как правило, имеют общее лексическое и грамматическое значение, но различаются функциональности левой окраской, а также отсутствием экспрессии в первой («нейтральной») форме и ее наличием во второй.

На первую букву вашей фамилии подберите не менее пяти нейтральных словоформ (любой части речи) и добавьте к ним в пару стилистически окрашенные синонимы. Не забудьте указать стилистическую помету напротив экспрессивно выраженного синонимичного варианта (разговорное, просторечное, высокое, художественное, бранное и пр.).
Пример выполнения задания:


СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ФОРМА

СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ФОРМА СЛОВА

1

Побежал

Втопил(просторечное)

2

Девушка

Дева (высокое, художественное)

3

Артист

Гастролер (просторечное)

4

Армия

Дружина (разговорное, устаревшее)

5

Азарт

Страстность (народное)




  1. Письменное задание «Оформление личной документации»:

Найдите в приведенных ниже примерах (тексты заявления и доверенности) ошибки в оформлении
, а также случаи нарушения лексических и грамматических норм. Отдельно укажите на каждый вид ошибки и перепишите оба документа в соответствии с нормами русского языка и правилами оформления личной документации.


1)

Декану факультета очного обучения СИБИТА

Екатерины Алексеевны Филимоновой от Ивана Петровича Сидорова,

студента СИБИТА по специальности

«Прикладная информатика»
Заявление.
Убедительно вас прошу разрешить мне не приходить на пары с 18.09.2020 года по октябрь. Причина – я участвую в сборах команды «Иртыш» из Омска в Арабских Эмиратах, так как играю на позиции нападающего и должен тренироваться, иначе со мной расторгнут контракт.
С уважением – И. Сидоров

15.09.2020 год.

2) доверенность
Я, Алиев МамедРзаоглы, учусь на специальности юриста в СИБИТе, первый курс и прошу доверить другому юристу второго курса, моему брату Алиеву ДжахангируРзаоглы мою стипендию за ноябрь сего года.
Алиев Д.Р. подпись верна

5. Письменное задание «Текст публичного выступления»:

Подготовьте, в строгом соответствии со всеми основными этапами классического риторического канона, текст выступления на тему «Научное знание в XXI веке: прогресс или упадок?». Определитесь, какую точку зрения вы будете отстаивать:

  1. Наука в новом столетии переживает невиданный прогресс, и это является несомненным благом для человечества (увеличение медицинских новаций, появление новых технологий, цифровизация общества и др.);

  2. Невзирая на то, что наука в новом столетии переживает очевидный прогресс, это не может являться несомненным благом для человечества, так как духовное развитие последнего вступает в явное противоречие с самой идеей технического и научного прогресса; человек в XXI веке – одинок.

Аргументируйте свою позицию. Предполагаемое время для выступления – 10 минут.
Развитие технологий и достижение индустриализации цивилизации создало стойкий миф о господстве человека над силами природы. Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Ныне человек способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых ещё сравнительно недавно не смел и мечтать. Уровень развития техники и технологии стали рассматриваться в ХХ веке в качестве важного критерия общественного прогресса .


XX век был веком особенно интенсивного внедрения в жизнь новых технических средств, объектов, технологий. Но многие нововведения были не всегда обдуманными и часто не сопровождались анализом их последствий. Только на пороге нового века человечество пришло к пониманию того, что дальнейшее безоглядное стремление к удовлетворению своих все возрастающих потребностей может привести к негативным последствиям для нашей планеты и самого человека. Прежде всего, это приводит к разрушение здоровья человека как биосоциального существа . Оказалось, что научно-технический прогресс имеет еще и антропологическое измерение .

За последние сто лет в человеческой культуре произошли два важных сдвига. Во-первых, резко увеличилась численность населения Земли. Ныне оно постепенно приближается уже к 8 миллиардам. Во-вторых, ещё более резко выросло промышленное производство, производство энергии и продуктов сельского хозяйства. Эти два фактора привели к тому, что человечество стало оказывать заметное воздействие на функционирование всей биосферы в невиданно больших масштабах.