Файл: Создание альбома с фотографиями удмуртской традиционной одежды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики
«Ижевский промышленно-экономический колледж»
(АПОУ «ИПЭК»)
Пояснительная записка к индивидуальному проекту
ТЕМА: Создание альбома с фотографиями удмуртской традиционной одежды
По учебной дисциплине: ОК проф
Специальность: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Выполнила Грушина Елизавета Алексеевна
Студентка группы Ю-18-1
Руководитель Алектрицких Татьяна Анатольевна
преподаватель
Ижевск 2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.Традиционный удмуртский костюм………………………………………...4
1.1. Понятие и изучение традиционного костюма удмуртов………………...4-7
1.2. Сравнение костюма северных, южных удмуртов и бесермян……………8
2. Создание альбома с фотографиями удмуртского национального костюма..8
Заключение………………………………………………………………………..9
Литература…………………………………………………………………….…10
Приложения…………………………………………………………………..11-13
Введение
Цель жизни каждого поколения – создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей. Я провела исследовательскую работу о традиционной одежде удмуртов. Родилась я в удмуртской семье и считаю, что мы должны знать культуру своих предков.
Я выбрала эту тему, так как считаю, что одежда занимает важное место в жизни каждого удмурта. Меня завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы. Национальная одежда создает первое зрительное впечатление о народе.
Объект моей работы - традиционная одежда удмуртов.
Предмет моей исследовательской работы – особенности традиционной одежды удмуртов.
Цель – выявить особенности национальной одежды удмуртов, изучить костюмы и сделать альбом с фотографиями.
Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:
1. Проанализировав материалы из библиотек, изучить традиционный костюм удмуртов
2. Собрать фотоматериалы.
Для изучения костюма удмуртов использовались ресурсы интернет-сайтов, а также материалы библиотек, их анализ.
Теоретическая значимость и прикладная ценность
полученных результатов заключаются в обобщении знаний об удмуртском национальном костюме.
Выдвинута гипотеза: можно предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования.
-
Традиционный удмуртский костюм
-
Понятие и изучение традиционного костюма удмуртов
Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора.
История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 году, проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них. Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов. Автор первой монографии об удмуртской одежде В. Н. Белицер выделила северный и южный костюмные комплексы. Лебедева Л. С. выделяет одежду северных, южных, срединных удмуртов и бесермян. Исследователи второй половины ХХ века расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области. Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Ныне удмуртки носят общегородскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд.
Элементами женской удмуртской традиционной одежды являются: платье, фартук, пояс, мониста, айшон, серьги, чулки, онучи (См. Приложение Б). Большое внимание в женском костюме уделялось вышивкам, украшениям, подвескам, головным уборам которые являлись в первую очередь оберегом. Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. Перевязь среди удмуртов известна в нескольких видах и под различными названиями: «камали», «бутьмар». Можно выделить четыре типа нагрудников. Каждый тип соответствует определенному назначению. Так, нагрудник, в котором основной узор — восьмиконечные звезды называется «толэзё», т. е. лунный исключительно свадебный. Иногда к основному узору — звезде — прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета. Нагрудник с крестообразной большой фигурой в центре предназначался для надевания при молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим название «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре, надевали в большие праздники и в гости.
В будничные дни надевали нагрудники с мелким или неопределенным узором. Наряду с вышивкой нагрудной части значительное место отводится нарукавной вышивке. Можно наблюдать два типа орнаментации рукава: первый — в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной двумя нашивками по бокам, и второй — в виде крупной овальной розетки на плече. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов. Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы), необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. Пельугы пропускали за ушную раковину и выпускали наружу, поверх всех головных украшений. На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус. Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Качек – плотно охватывавшая, шею снизка из мелких монет, ряда бус и белых раковин, шириной в 5 см. Лага бытует в настоящее время и состоит из полоски холста, обшитой темно-красным ситцем и украшенной мелкими бусами синего и белого цвета, монетами и раковинами, нашитыми в несколько рядов. Так же женщины носили ожерелье из крупных серебряных монет, оно покрывало шею и грудь до пояса. Широким распространением пользовалось ожерелье кироскал, состоявшее из нитки, крупных серебряных монет, мелких бус и подвешенного к ним на середине медного креста. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. Эти жетоны служили эмблемой рода, к которому принадлежала та или другая женщина, носившая часто родовое имя – Можга, Чибья, Докья и т. д. Распространенным шейным украшением были бусы (чыртывесь). Чырты весь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Бытовали чыркерттэт (представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы) и чыртыкыч (монеты нашиты на две полукруглые полосы холста). Украшения переходили по наследству от матери к дочерям-невестам. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Для того чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью.
Мужской удмуртский национальный костюм включает: рубаху; пояс или ремень; штаны. Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками.(См.Приложение Б) Её мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще - синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Верхней одеждой мужчин служил приталенный холщовый шортдэрем с отложным, стоячим или шалевым воротником. В холодное время года носили сукман из полушерстяной домотканины, суконный дукес и шубу из овчины; все они шились прямые или приталенные с отрезной спинкой и сборами, подпоясывались широким кушаком или ремнем. Отправляясь в дорогу, надевали длинный суконный или овчинный тулуп с большим шалевым воротником. Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники. Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой, тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон) широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо).
В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Обувь включала лапти русского и татарского типа, зимой — валенки. На ногах носили онучи, шерстяные вязаные носки. Традиционным головным убором мужчин был сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями. Зимой носили шапки из овчины, круглые или в виде малахая (изьы).
-
Сравнение костюма северных, южных удмуртов и бесермян
На костюм северных удмуртов оказали влияние русские, а южных удмуртов и бесермян татары. Поэтому эти костюмные комплексы отличаются, как и особенности диалекта, быта.(См.Приложение А)
-
Создание альбома с фотографиями удмуртского национального костюма.
Для создания альбома мне понадобится:
Материалы | Количество (шт) | Цена (руб) |
Фотоальбом | 1 | 70 |
Фотографии | 15 | 105 |
Для создания альбома нужно: 175 рублей |
Заключение
В результате работы проведено изучение традиционного костюма удмуртов, сравнение костюма северных, южных удмуртов и бесермян.
История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века. Автор первой монографии об удмуртской одежде В. Н. Белицер, которая выделила северный и южный костюмные комплексы. Лебедева Л.С. дала более полное описание и выделяет одежду северных, южных, срединных удмуртов и бисермян.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. Удмуртская народная одежда – ценнейший памятник творчества, нуждающийся в изучении и сохранении.
В дальнейшем работа будет продолжена в виде дополнения к фотоальбому и она обогатит знания о традиционном удмуртском костюме и его разновидностях.
Литература
1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.
2. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце ХIХ – начале ХХ в. Ижевск, 2000.
3. Лебедева Л.С. Удмурт калык диськут. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008.
4. Лебедева Л.С., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.
5. Напольских В. В. Удмуртские материалы Д. Г. Мессершмидта. Ижевск, 2001.
6. Христолюбова Л. С. Эволюция одежды и её современное бытование // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
7. Христолюбова Л. С., Никитина Г. А. Национальная одежда: традиции и инновации // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов). Чебоксары, 1991.
Интернет источники:
8 Богатырева И. Оригинальный удмуртский национальный костюм. http://fb.ru/article/272170/originalnyiy-udmurtskiy-natsionalnyiy-kostyum
9 Загребин А.Е., «Национальный костюм удмуртов» статья, УИИЯЛ УрО РАН http://www.finnougoria.ru/community/folk/detail.php?ELEMENT_I
Приложение А
Таблица 1. Сравнение костюма северных, южных удмуртов и бесермян.
Костюм северных удмуртов | Костюм южных удмуртов | Костюм бесермян |
Территория распространения Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики Одежда северных удмуртов ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области. Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких - население поломской и чепецкой культур. Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой. Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие. Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Передник (айшет, азькышет или ашшет), обшитый кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике. | Территория распространения Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан. Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно, южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась). Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сзул, итэт, карта) в 12-15 см, а между нею и станом - узорную полоску. Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саезтэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки. | Территория распространения Юкаменский, Балезинский, Ярский районы УР (бывшая территория Глазовского уезда Вятской губернии) Народный костюм бесермян имеет общие черты с одеждой удмуртов и в то же время в нем есть черты, уходящие своими корнями еще в булгарскую эпоху. В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник, головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), шапка кашпу. В ХХ в. он встречался двух видов: из белых некрашеных холстов домашнего изготовления, из пестряди в полоску или клетку; оба варианта уже в начале века бытовали одновременно. При этом белый считался более ранним, встречался в повседневной сфере, но дольше сохранялся как праздничный и ритуальный вид одежды. Для изготовления одежды использовались и фабричные ткани — сатин и ситец, преимущественно красного, синего цвета или с цветочным рисунком для женской одежды. Мужской костюм бесермян был из домотканой пестряди или сукна и включал рубаху дэрэм, штаны, пояс и верхнюю суконную одежду из некрашеного холста или пестряди. Рубахи были туникообразного кроя, в нагрудной части имели вышивку по периметру разреза и ворота. Он состоял из длинной белой рубахи с отложным воротником, с красной тканой или вышитой отделкой на рукавах, подоле и вороте, широких красных шаровар. |
Северные головные уборы: шапка; покрывало; полотенце; повязка. Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки. Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. | Южные головные уборы Шапочки: пелькышет. Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг. Полотенце: йыркышет или чалма. Айшон. Платки. Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор. На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника. Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей. Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее - красный до самой старости. | Бисермянский головной убор. На голову женщины завязывался къшет – платок из белого ситца, в старину – полоса белого негрубого домотканого холста. Поверх этого платка замужние бесермянки надевали в праздничные дни кашпу – женский матерчатый головной убор шлемообразной формы. Передняя часть шапочки и полоса ткани под подбородком украшены кораллами и металлическими бусинами, серебряными монетами, металлическими пластинками, мелкими пуговицами. |