Файл: Введение. Моя тема называется личностная культура и пути ее формирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение. Моя тема называется личностная культура и пути ее формирования. Но чтобы перейти к понятию личностная культура мы должны понять, что такое просто культура. Итак говоря простыми словами культура это все то, что создает непосредственно человек . Литература, искусство, философия являются наиболее бесспорными компонентами культуры, поскольку это все создается человеком для самосознания и преобразования человечества.
Личностная культура – это культура группы людей, объединяющихся для достижения своих личных интересов. В основе личностной культуры лежит идея о том, что организация не является основой по отношению к личности, индивидуальным возможностям человека.
Основная часть. В настоящее время существует такая проблема как совершенствования личности является, над которой работают видные ученые. За последние 15 лет произошел значительный прогресс в изучении личности в психологических науках. Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, зарождённая в отечественной педагогике естественнонаучной парадигмой, перешла к идеям самоопределения, саморазвития и самореализации. В результате это привело к сильному внедрению концепций развития, относящихся к гуманитарным наукам. В ходе изучения разнообразных аспектов этой проблемы была создана концепция ценности и смысла, которая определяет сущность культурного развития человека.
Понятие «культура личности» включает в себя множество характеристик: знания, качества, привычки, способы достижения целей, ценностные ориентации, творческие успехи, что позволяет каждому из нас жить в гармонии с общенациональной культурой, развивать общество и личность. Личностную культуру изучали множество ученных и мыслителей. К примеру, как Г. Тард, В. Вундт, О. Шпенглер, Ф. Ницше, В. П. Зинченко, Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн и многие другие работали в этом направлении. Но мне понравилось высказывание Рубинштейна, который считал, что подрастающий человек создает свой «жизненный путь», утверждая неповторимую индивидуальность, сознательно ставя личную позицию в обществе, вступая в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих возможностей
может быть реализован на творческом уровне, проявляя универсальность и оригинальность . По этому направлению так же были написаны множество трудов в которых были описаны пути формирования личностной культуры. Например работы : М.М. Бахтин (его идея диалога культур), Л.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), В.С. Библер (культура как диалог), Г.С. Батищев и М.М. Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения).
В трудах великих представителей гуманистической психологии Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта раскрываются условия, необходимые для гуманизации культуры как конструктивного изменения любых межличностных отношений. Неоцененное положительное принятие другого человека, его активное слушание и искреннее самовыражение в общении с ним. Культура личности по Ч. Роджерсу, формируется не извне, а строится как раз таки изнутри, на основе внутреннего опыта личности. Предлагая человеко-центренный подход к образованию, он говорил , что в основе гуманистической инновации в образовании хранится совокупность ценностей, связанных с личным образом.
А. Маслоу определяет как основную идею личностной реализации развитие, на пути становление личности, раскрытие ее возможностей и способностей, непрерывный поиск самореализации. Огромный вклад в понимание развития культуры личности внес В. Франкл, который определил, что культура личности выстраивается на основе внутреннего диалога, голоса совести как «органа чувств». Ученый составил три группы ценностей, которые необходим для развития личностной культуры: ценности творчества, ценности опыта и ценности мироощущения.
Так, во второй половине двадцатого века в психолого-педагогической науке сформировалось представление о том, что развитие культуры личности должно основываться на гуманистических принципах, смысл которых заключается в признании безусловной ценности человека, к полной реализации своих способностей и интересов. Развитие культуры личности раскрывается в таких категориях как традиции, на высшие нравственные и духовные ценности, которые, по сути, являются гуманистическими.
Еще бы я хотел затронуть такую тему как развитие культуры личности у учащихся. Влияние личности преподавателя в процессе совместной выработки ценностей и развитие жизненной позиции имеет особое значение для развития личностной культуры учащихся. При таком подходе развитие личностной культуры учеников на уроках и во внеурочной занятиях начинается не с постановки перед детьми конкретным стремлением, а с совместной разработки целей для самоопределения в жизни. Это также связано с необходимостью очень грамотно определить требования к каждому ученику для определения своего образа жизни и развития способности к культурному самоопределению.
Недавно я провел опрос у своих родителей. Спросил у них, что для вас значит личностная культура? Мама ответила, что для нее личностная культура – это воспитание. К примеру: не грубить старшим, при встрече здороваться и так далее. Бабушка же сказала, что личностная культура для нее означает воля. Стремление достигать поставленных целей и всегда стремиться к новым вершинам. Для отца личностная культура означает знания. Он считает, что чем больше знаний ты приобретаешь, тем больше дорог и возможностей будет открыты для тебя в бедующем. Ну, а для дяди личностная культура это умение общаться с людьми. Уметь всегда подержать разговор, быть душой компании, иметь много друзей с которыми всегда можно поговорить и обсудить важные темы. Ну, а для меня личностная культура это просто быть самим собой. Уметь общаться с людьми, вежливо разговаривать со взрослыми , заниматься любимыми делами и стремиться узнать что-то новое.
Но что будет если не развивать личностную культуру? Если человек не будет развивать личностную культуру, то он станет совсем никому не нужный. У него не будет знаний следовательно он не сможет устроиться в какую либо сферу работы. Он будет безграмотен и не сможет подержать разговор и тем более начать его сам. У него не будет никаких навыков и умений, чтобы создавать что-то новое. Поэтому личностную культуру необходимо развивать, чтобы не быть в таких ситуациях.
Вывод. Подводя итог можно сказать, что для каждого человека понятие личностная культура это что-то свое, что-то уникальное. Не существует единого четко сформулированного понятие личностная культура, ибо каждый человек сам ее формирует на протяжении всей своей жизни. Даже я спросивший у родителей не услышал единого мнения. Но не смотря на это я считаю, что личностную культуру необходимо развивать каждому из нас
, потому что человек не имеющий личностную культуру теряет смысл своего существования.