Файл: Дисциплина Русский язык и культура речи Практическое занятие 3 Обучающийся Пенер Ричард Преподаватель Пинаева Ирина Юрьевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Пенер Ричард
Преподаватель:
Пинаева Ирина Юрьевна
Задание 1.
Расставить ударения в словах.
Ответ.
а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕнезис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духовнИк, жалюзИ, жерлО, завсегдАтай, зАговор закАзник, знАмение изЫск, каталОг, квартАл, кулинАрИя ломОта, крАшение, мАркЕтинг , немотА, обеспЕчЕние озвУчение, столЯр, украИнец, придАное, ОтсвЕт ,процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль;
б) валовОй, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килогрАммОвый оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, премирОванный;
в) вчистУю, завИдно, задОлго, Издавна, издалекА, Издали, издрЕвле, исконИ, искОнно;
г) баловАть (бАловать), избаловАть, бередИть, взбодрИть, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИровать, начАть, обезУметь, облегчИть, плЕсневеть, подбодрИть, принУдить, принЯть, присовокупИть, премировАть, пломбировАть, рассердИться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.
Задание 2.
Придумать словосочетания с каждым из данных слов.
языковая - языковая, характерный – характерный, морщить – морщить
Ответ.
языковАя специальность - языкОвая колбаса
характЕрный человек – харАктерный образ
мОрщить лоб – морщИт ткань
Задание 3.
Вставить пропущенные буквы. Подобрать родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.
Образец: линейка (.линия)
Ответ.
Выбросил (бросить), уплотнить сроки (плотный),выделил (делит),уплатить деньги (оплата),отставал (отстать),затаить обиду (тайна),поливал (лить),единица (один),линейка (линия),облениться (лень),поспевал (спелый)уличённый во лжи (улика),обличенный властью (обезличенный),смятение в умах (это словарное слово),сидеть на стуле (сидя),седеть от горя (сед),скрипеть (скрип),раскалённая решётка (накал),кричать (крик),захлебнуться (взахлёб),промелькнуть (мельком),соблазниться (соблазн),ослепительный (слепнуть),липучий (липкий),неизгладимый (гладить),возить (возит),огласиться (гласный),очарование (чары),предвещало (весть),умолять о пощаде (молиться),он умаляет его заслуги (малый),
Задание 4.
Определить, какие из следующих слов являются паронимами, записать парами
Образец: адресат — адресант.
Ответ.
Удачливый – удачный
Одеть – надеть
Подозревать – подразумевать
Опровергать – отвергать
Представить – предоставить
Удивленно – удивительно
Недоумение – недоразумение
Идеальный – идеалистический
Придворный – дворовый
Крепостной – крепостник
Сокрушительно – лишнее
Задание 5.
Образовать формы слов
Ответ.
5.1 Образовать форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставить ударение.
Образец: массаж — массажа.
Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт, торт.
Вопросы Кого? Чего?
Ответ.
АрбитрАж – арбитрАжа;
БандАж – бандажА;
БрелОк – брелОка;
БюллетЕнь – бюллетЕня;
ИнструктАж – инструктАжа;
ЛюбОвь – любвИ;
Герб – гербА;
Гусь – гУся;
ГулЯш – гулЯша;
Грош – грошА;
вЫбор – вЫбора;
Кольцо – кольцА;
Порт – пОрта;
Торт – тОрта
5.2 Образовать форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставить ударение.
Образец: верный — вернее.
Длинный, красивый, удобный, веселый, сладкий, твердый.
Сравнительные степени выражают различные степени проявления того качества, которое обозначает прилагательное. Например: сильный — сильнее — сильнейший.
Ответ.
ДлИнный – длиннЕе;
Красивый – красИвее;
УдОбный – удОбнее;
ВесЁлый – веселЕе;
СлАдкий – слАще;
ТвЁрдый – твЁрже
5.3 Образовать от инфинитивов следующих глаголов формы 1гго, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.
Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит.
Влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, положить, баловаться.
Глаголы в форме 1-го лица обозначают действие, которое совершается самим говорящим (в одиночку или совместно с кем-либо); глаголы в форме 2-го лица — действие, которое совершается собеседником или собеседниками; глаголы в форме 3-го лица — действие, которое совершается
лицом (-ами) или предметом (‑ами), о которых говорят.
Ответ.
Влечь – влекУ, влечЕшь, влечЕт
Дремать – дремлЮ, дрЕмлешь, дрЕмлет
Звонить – звонЮ, звонИшь, звонИт
Изменить – изменЮ, измЕнишь, изменИт
Катить – качУ, кАтишь, кАтит
Колебать – колЕблю, колЕблешь, колЕблет
Положить – положУ, полОжишь, полОжит
Баловаться – балУюсь, балУешься, балУется
Задание 6.
Сделать стилистическую правку предложений.
Ответ.
1. Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно о воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Конструкторы установили сверхмощный двигатель. 7. Все это доказывает, что эти обвинения необоснованны. 8. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой. 9. Запретить курение в здании института. 10. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии будет проходить с 8 сентября по 8 октября (объявление).
Задание 7.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные определения.
Ответ.
1. Вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. (Т.) 2. Она протянула мне свою нежную, бледную руку. (Т.) 3. Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.) 4. Фёдору подвели вороного шустрого жеребца. (Фурм.) 5. В гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (Г.) 6. Bсё спало крепким, неподвижным здоровым сном. (Г.) 7. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.) 8. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (Кор.) 9. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. (//А) 10. Громкий хохот оглашал снежные окрестные поля. (Акс.) 11. Солнце скрылось за передовым, низким, разорванным облаком, (Л. Т.) 12. Мальчик очутился в горячих, душистых, нежных объятиях тёти. (Кат.) 13. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями. 14. Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора напоминает вид моря. (Т.) 15. Темны июльские беспредельные степные ночи. (Сер.)
Задание 8.
Переписать, расставляя недостающие знаки препинания.
Ответ.
1. Дети - народ любопытный и наблюдательный. (Кат.)2. Наше знанье - сила и оружие. (М.)3. Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. (М,)4. Въезжая улица - это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.)5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины - таков результат проведённого партизанами боя. (Сурк.)6. У Акима было четверо детей, у Петра - никого. (Л. Т.)7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик. (Кат.)8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. (Г.)9. Каких бричек и повозок там не было!
Одна - зад широкий, а перёд узенький, другая - зад узенький, а перёд широкий. (Г.)10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны - порохом. (Т.)11. Илюша - к воротам, но из окна послышался голос матери. (Гонч.)12. Вы, сударь, камень, сударь, лёд. (Гр.)13. Нам не очень было ловко, но охотники - народ неразборчивый. (Т.)14. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же- к людям, к обществу. (Т.)15. Пусторослеву за верную службу- чижовскую усадьбу, а Чижова- в Сибирь навечно. (А. Т.)
Задание 9.
Прочитать тексты, письменно определить принадлежность к стилю.
Ответ
9.1. Аллергия – это, изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами- (Научный)
9.2. Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры дирекция в настоящее время не имеет возможности удовлетворить заявку вашего предприятия. (Официально – деловой)
9.3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала. (Публицистический стиль)
9.4. -А сколько ей лет-то?
-Девятнадцать.
- Вот щас в феврале будет девятнадцать.
- А-а- А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому что…знаешь, разные люди бывают.
- А она смеётся в трубку и мне то-ко всё «да- да- нет» (Разговорный)
9.5. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. (Художественный)
9.6. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. Красота – это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство. (Художественный)
9.7. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания. (Официально – деловой)
9.8. Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом. (Научный)
Задание 10. Заменить выражения книжного стиля нейтральными вариантами.
Ответ.
10.1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону.
Футболисты французской команды уверенно оборонялись.
10.2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов.
Российские хоккеисты в очередной раз проиграли финнам.
10.3. В финальной игре корейская команда взяла верх.
В финальной игре корейская команда победила.
10.4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии.
В Чемпионате мира по футболу победа досталась команде из Германии.
10.5. Этот профессор читает лекции по современному изобразительному искусству.
Этот профессор читает лекции по современной живописи.
10.6. Мастерство зодчих Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран.
Мастерство архитекторов Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран.
10.7. Я давно не был в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Я давно не был в Пушкинском музее.
10.8. Молодые супруги решили провести отдых за границей.
Молодые супруги решили отдохнуть за границей.
10.9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру вручили ценный подарок.
Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру преподнесли ценный подарок.
10.10. Сколько высших учебных заведений в столице Вашей республики?
Сколько вузов в столице Вашей республике?
10.11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить среднее учебное заведение.
В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все должны окончить школу.
10.12. В новом районе города недостаточно детских дошкольных учреждений.
В новом районе города недостаточно яслей и детских садов.
Пермь - 2023