Файл: Л. Н. Толстой Стрекоза и Муравьи К. Д. Ушинский Ветер и солнце.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Кригер Юлия Сергеевна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна


Задание 1.

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

 

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

1. «Школа России» Авторы:  Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

1

 «Гуси-Лебеди» Русская народная сказка. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Дудочка и кувшинчик». Л. Н. Толстой «Стрекоза и Муравьи»
К. Д. Ушинский «Ветер и солнце». К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон»

 1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Бытовые сказки.


2

 Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька». Русская народная сказка «Царевна Лягушка». В. Бианки «Как Муравьишка домой добирался», «Аришка-трусишка», «Кто чем поет?».

 
1. Волшебные сказки.
2. Бытовые сказки.
3.Сказки о животных.

3

  •  Николай Носов  « Заплатка », « Ступеньки». А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». М. Лермонтов« Ашик-Кериб ». А.Чехов «Мальчики» П. Ершов «Конёк-Горбунок». И.Крылов  «Волк и журавль»,  «Квартет»




 1. Приключения
2. Волшебные сказки
3. Бытовые сказки
4. О животных

4

 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе» П.П. Бажов «Серебряное копытце» С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» Д.Свифт « Путешествие Гулливера» Г.Х. Андерсен «Русалочка» М.Твен « Приключения Тома Сойера».

 1. Волшебные сказки.

2. Приключения.

3. Бытовые сказки.

«Начальная школа XXI века»
Авторы: Вербицкая М. В., Оралова О. В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.

1

 В. Сутеев « Под грибом» Н.Сладков « Сорока и заяц» Ш.Перро « Красная шапочка» К.Чуковский « Муха-Цокотуха» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

 1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

2

 Л.Пантелеев « Две Лягушки» В.И.Даль «Девочка Снегурочка» К. Ушинский « Плутишка кот» Р. Киплинг «Рики-тики-тави». Л.Лагин «Старик Хоттабыч.» С. Прокофьева «Ученик волшебника». Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». 

 1. Приключения
2. Волшебные сказки
3. Бытовые сказки
4. О животных

3

 А.С Пушкин « Сказка о царе Салтане» С.Я. Маршак « Кошкин дом» А.И. Куприн « Синяя звезда» Ш.Перро « Подарки феи» Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»

 1. Приключения
2. Волшебные сказки
3. Бытовые сказки
4. О животных

4

 С.Я. Маршак « Двенадцать месяцев». А. Куприн « Четверо нищих». А.С. Пушкин « Сказка о золотом гребешке». В.П. Катаев «Сын полка». И. Куприн «Скворцы» В.А Жуковский « Сказка о царе Берендее» П.П.Ершов « Конек-Горбунок».

 1.Волшебные сказки.

2.Сказки о животных.

3.Бытовые.



 

 

 


 

После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1.      Каково назначение сказок по каждой программе?

2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

  1. Назначение сказок в программе «Начальная школа XXI века» это  умение отвечать на вопросы по произведениям, прочитанным в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (главных лиц) и героев, отвечать на вопросы по содержанию текста, давать характеристику героям произведения; получать возможность овладевать приёмами инсценировки несложных произведений. Назначение сказок в программе «Школа России»- это овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, как базовым навыком в системе образования младших школьников. Совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге. Формирование кругозора и приобретение опыта в выборе книг.

    а) Развитие творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений. Формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
    б) Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы. Формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности. Воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов России и других стран.

    в) Литературное чтение, как систематический курс начинается с 1 класса, сразу после обучения грамоте.

2. Особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе определяют способы работы с литературным произведением. Необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Особенности жанра сказки: Сказка — жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: победы добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокостью, ума над хитростью и т. д.  Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция. В соответствии со сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок: волшебные, о животных, бытовые. В зависимости от происхождения: народные и литературные.

Задание 2. 

 

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:



1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

Анализ.

1.   Катаев В. П. «Цветик – семицветик». 2 класс.

2. Цветик семи цветик»- это история о девочке Жене. Она была доброй и весёлой девочкой, но был у неё один недостаток: она любила считать ворон. Однажды Женю отправили в магазин. Попросили купить баранок для всей семьи. Девочка заблудилась и заплакала. Тем временем перед ней появляется старушка-волшебница. Волшебница пожалела Женю. Подарила ей из своего садика необычный цветок. Цветок мог исполнить только семь желаний. Для этого нужно было оторвать лепесток, бросить на землю и произнести волшебные слова. Лепестки были разноцветные. Цвета были как у радуги. Женя сначала загадывала желания, которые помогли найти выход из сложной ситуации. Как известно, ей нужно было купить баранок, а баранки съела собака. Поэтому, чтобы выполнить поручение, Женя просит первый лепесток, доставить её домой с баранками. Второе желание было направлено на то, чтобы мама не ругалась и не расстраивалась из-за разбившейся любимой вазы. Девочка при помощи волшебного лепестка её склеила. Ещё два лепестка Женя тратит на свои детские капризы. В другой раз Жене не дали поиграть понравившейся куклой. И она загадывает себе игрушки всего мира. Еще два желания ни к чему хорошему не привели. На северном полюсе было очень холодно. И её чуть не съел белый медведь. В итоге Женя тратит ещё два лепестка на возвращение с северного полюса, а также возвращение игрушек в магазины. В общем, у неё остался один последний лепесток. Женя тщательно обдумывала, как бы его потратить. И вдруг заметила на лавочке мальчика Витю. Она предложила ему поиграть в салочки. Но мальчик был хромым, и не мог играть в подвижные игры. Тогда Женя, не задумываясь, при помощи волшебного лепестка, исцеляет Витю. Они начинают весело играть друг с другом.
Главная героиня девочка Женя. Сказка написана как притча. Но всё-таки это сказка. В ней есть сказочный зачин и волшебство. Кроме того  в произведении используется народный фольклор.


Главная мысль произведения - это умение находить счастье и делить его с другими.
Учит история быть добрым, не жадничать, быть внимательным и не зазнаваться. Подходит для детей в возрасте 6-10 лет.
Сказка «Цветик-семицветик» учит тщательно обдумывать то, что собираешься делать, чтобы не допускать и потом не исправлять неприятные последствия сделанного. Сказка так же учит состраданию, милосердию, рассудительности, великодушию и человечности. Цветик-семицветик символизирует жизнь. Если мы устанавливаем правильные жизненные ориентиры, то каждый ее лепесток дарит нам возможность получить желаемое для улучшения нашей жизни и самосовершенствования. Мораль сказки: Если жизнь дает нам шанс, использовать его нужно разумно, во благо себе и другим. Главная мысль сказки Цветик-семицветик обязательно заставит задуматься каждого над жизненными приоритетами. Она помогает понять, что стремиться только к материальным ценностям и личной выгоде, значит лишать себя чего-то большего. Исполнить какое заветное желание попросите вы у цветика-семицветика?

3. Само творчество автора многокрасочно, как лепестки цветика-семицветика. Уже в самых первых произведениях проявился его талант. В сказке мне понравилась главная героиня, девочка Женя. Она хоть и наделала ошибок с выбором желаний, но все-таки ее последнее желание оказалось самым правильным – оно помогло мальчику Вите стать здоровым человеком. Так же понравилось, что на пути Жени попалась такая добрая, внимательная старушка-волшебница, которая помогла понять девочке, как важно думать о других и совершать добрые поступки.

Прекрасная книжка. Чудесная книжка. Иллюстрации просто восхитительные. Именно так я себе и представляю сказки Катаева. И качество на высоте. На мой взгляд, самое лучшее издание этого автора.
Иллюстраций в книгах много. Без "картинок" всего пару разворотов. Немного отличается цветовая гамма рисунков.
На мой взгляд, произведения Катаева обязательны к прочтению детям 6-10 лет. Они учат детей доброте, трудолюбию, скромности.
Сказку можно читать несколько раз, потому, что очень интересно наблюдать за развитием событий. 

4. Сказка, первоначально сочинённая автором для детей, научит отличать правильные поступки от неправильных, видеть главное в жизни, откликаться на боль другого - даже если нет под рукой цветика-семицветика. Ценность книги в том, что В. П. Катаев создал для детей особый мир семьи, праздника, любви. И всё это он смог передать с остротой детского восприятия. Здесь его детские воспоминания, личные эмоции и переживания.


5. Как альтернативу данной книги я бы предложила сказки и рассказы Валентины Осеевой. Книга называется «Синие листья». В этой книге, очень много поучительных рассказов и сказок для детей. Такие рассказы, как «Просто старушка» и «Случай». В первом рассказе мальчик бескорыстно помогает старушке подняться, когда она упала. А во втором рассказе мальчик Коля раздал всем свои цветные карандаши, так как они кому-то были нужнее. Конечно, в этих рассказах нет никого волшебства, но они учат детей добру, помощи другим, состраданию, желанию помочь ближнему и многому другому. Мне очень понравились сказки и рассказы В. Осеевой. Они очень интересны будут детям для прочтения и ознакомления.

Задание 3. 

 

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      общая характеристика сказки;

2.      время, место написания;

3.      фольклорная и литературная основа;

4.      главные герои;

5.      основной конфликт;

6.      тема, идея сказки.

1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» рассказывает о превосходстве душевной красоты перед внешностью, а также о том, что любовь творит чудеса.

Для того чтобы показать силу внутренней красоты, А.С.Пушкин противопоставляет двух героинь: молодую царевну и злую царицу.

Обе они невероятно красивы, разница заключена в их характерах. Молодая царевна скромна, хорошо воспитана, любезна со всеми и совершенно не гордится своей красотой. А ее мачеха злая, своенравная, ревнивая, ставит свою внешность на первое место и очень коварна.

На протяжении всей сказки эти две героини проявляют свой характер при решении жизненных проблем.

Злая мачеха использует приказы для своей служанки, а после запугивает ее рогаткой, то есть пытками. Страх и угрозы — ее главное оружие воздействия на других персонажей и достижения своих целей.

Молодая царевна наоборот добра и ласкова со всеми, и это не раз спасает ей жизнь. В лесу она умоляет чернавку отпустить ее, обещая простить ее поступок, и служанка отпускает ее.

Затем она попадает в дом к богатырям, где ведет себя очень скромно, услужливо, извиняясь за свое появление. И богатыри принимают ее к себе.

В последней части произведения мы наблюдаем финальное противостояние добра и зла. Мачеха передает девушке отравленное яблоко, и пёс защищает девицу от него. Даже животные в сказках Пушкина на стороне добрых сил.