Файл: Урок 13 Раздел Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе Тема Общество как сложная система Тема урока Общество и природа Рассмотрим следующие вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок № 13
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Тема 1.2. Общество как сложная система
Тема урока: Общество и природа
Рассмотрим следующие вопросы:
1. Общество и природа.
2. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
3. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Цели:
Образовательная: продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; восприятию и первичному усвоению учебного материала; развитию навыков анализа ситуаций запоминание основных фактов, понятий, терминов; развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.
Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся формирования толерантности, бережного отношения к природе экологического самосознания; привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления.
Оборудование:
1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. «Обществознание» 10 класс.
учебник.- М.: Просвещение, 2014. – 350 с.
Бегенеева Т. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся
1. Оглашение темы цели задачи урока
2. Актуализация опорных знаний:
III. Изучение нового материала
У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь.
Жан Дорст
1. Общество и природа
Слово преподавателя
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Беседа с обучающимися
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.
Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:
-
В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. -
Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. -
Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.
В широком смысле слова под природой понимается все существующее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.
Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты, а так же оно выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.
Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований.
Общественная жизнь включает в себя:
-
материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности; -
духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.
Слово преподавателя
Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие.
Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.
В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество.
Конспект
Основные формы взаимодействия общества и природы:
- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;
- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
2. Значение техногенных революций:
аграрной, индустриальной, информационной
Слово преподавателя (с краткими записями)
Техногенная революция (или производственная) — это понятие, которое употребляется для обозначения трех наиболее важных хозяйственно-экономических переворотов в истории человечества: аграрной революции (или неолитической); 2) индустриальной (или промышленной); 3) научно-информационной (или научно-технической).
Аграрная революция
Согласно археологическим исследованиям аграрная революция началась независимо в 7-8 регионах, один из ранних центров возник около 10 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке. Именно в этот период отдельные племена начинают переходить от охоты и собирательства к новой в то время форме производства – земледелию и скотоводству. Человек начинает активно изменять окружающую природу, приспосабливая ее под свои нужды. С ростом производительности труда растет количество пищи, добываемой одним человеком, что способствует росту численности населения. Возле обрабатываемых полей образуются крупные поселения. Приручены первые домашние животные – тягловая сила одних использовалась для обработки полей, других животных начали разводить для добычи мяса, молока и кожи. Появляются и совершенствуются орудия труда, созданием и ремонтом которых занимаются ремесленники, а впоследствии ремесленные мастерские, в которых мелкое производство было основано на индивидуальном мастерстве работника.
Таким образом, переход к оседлому образу жизни заложил основу для дальнейшего роста и развития поселений, земледелие со скотоводством позволили значительно увеличить запасы пищи, тем самым создав почву для роста населения. Разделение труда усилило социальные отношения в племенах. Появляется понятие собственности, усиливается товарообмен, происходит централизация власти. Ремесленное производство долгое время остается основным способом производства орудий труда, со временем преобразовываясь в цеховое производство и мануфактуры.
Благодаря аграрной революции совершился переход к систематическому увеличению выхода полезной биомассы с единицы, эксплуатируемой человеком территории и на этой базе произошел переход к сложному общественному разделению труда. Эта революция связана также с использованием новых источников энергии (силы животных) и материалов. В результате промышленной революции основное производство сосредоточилось в промышленности и стало осуществляться при помощи машин и механизмов. «Смысл» этой революции не только в замене ручного труда машинным, а биологической энергии — водной и паровой, но и в том, что она открывает в широком плане процесс трудосбережения (не только в физическом труде, но также и в учете, контроле, управлении, обмене, кредите, передаче информации).
Промышленная революция
Промышленную революцию можно разделить на два этапа – на первом этапе осуществился переход от ручного труда к машинному, на втором этапе произошло освоение новых видов топлива, развитие химической промышленности и металлургии.
В середине XVIII века в Европе преобладало мануфактурное производство. Мануфактуры представляли собой эволюцию ремесленных мастерских и цехов, в которых использовался ручной труд наемных рабочих, однако уже практиковалось производственное разделение труда – каждый рабочий непрерывно выполнял одну и ту же операцию, создавая производственную цепочку. В ходе первой промышленной революции мануфактурное производство сменяется фабричным, где основную работу выполняют не люди, а машины. Такой переход стал возможен после изобретения Джеймсом Уаттом эффективного парового двигателя. По сравнению с предыдущими разработками, паровой двигатель Джеймса Уатта имел в 5 раз большую мощность в сочетании с более стабильной работой, позволял преобразовывать поступательное движение поршня во вращательное, что было удобно для использования во многих видах производства, например текстильной промышленности и на мельницах. В дальнейшем сфера применения паровых двигателей расширялась – они нашли свое применение в транспорте. Создание пароходов и паровозов позволило увеличить товарооборот, повысить скорость сырьевых и пассажирских перевозок, что дало возможность сделать производство еще более эффективным.