Файл: Урок 13 Раздел Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе Тема Общество как сложная система Тема урока Общество и природа Рассмотрим следующие вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок № 13
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема 1.2. Общество как сложная система

Тема урока: Общество и природа
Рассмотрим следующие вопросы:

1. Общество и природа.

2. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.

3. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Цели:

Образовательная: продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; восприятию и первичному усвоению учебного материала; развитию навыков анализа ситуаций запоминание основных фактов, понятий, терминов; развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся формирования толерантности, бережного отношения к природе экологического самосознания; привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления.

Оборудование:

1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. «Обществознание» 10 класс.

учебник.- М.: Просвещение, 2014. – 350 с.

Бегенеева Т. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1. Оглашение темы цели задачи урока

2. Актуализация опорных знаний:
III. Изучение нового материала

У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь.


Жан Дорст
1. Общество и природа

Слово преподавателя

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Беседа с обучающимися

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.

  • Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.

  • Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.


Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.

В широком смысле слова под природой понимается все существующее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.

Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты, а так же оно выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.

Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований.
Общественная жизнь включает в себя:

  • материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;

  • духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.

Слово преподавателя

Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие.

Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.


Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество.

Конспект

Основные формы взаимодействия общества и природы:

- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
2. Значение техногенных революций:

аграрной, индустриальной, информационной
Слово преподавателя (с краткими записями)

Техногенная революция (или производственная) — это понятие, которое употребляется для обозначения трех наиболее важных хозяйственно-экономических переворотов в истории человечества: аграрной революции (или неолитической); 2) индустриальной (или промышленной); 3) научно-информационной (или научно-технической).

Аграрная революция

Согласно археологическим исследованиям аграрная революция началась независимо в 7-8 регионах, один из ранних центров возник около 10 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке. Именно в этот период отдельные племена начинают переходить от охоты и собирательства к новой в то время форме производства – земледелию и скотоводству. Человек начинает активно изменять окружающую природу, приспосабливая ее под свои нужды. С ростом производительности труда растет количество пищи, добываемой одним человеком, что способствует росту численности населения. Возле обрабатываемых полей образуются крупные поселения. Приручены первые домашние животные – тягловая сила одних использовалась для обработки полей, других животных начали разводить для добычи мяса, молока и кожи. Появляются и совершенствуются орудия труда, созданием и ремонтом которых занимаются ремесленники, а впоследствии ремесленные мастерские, в которых мелкое производство было основано на индивидуальном мастерстве работника.


Таким образом, переход к оседлому образу жизни заложил основу для дальнейшего роста и развития поселений, земледелие со скотоводством позволили значительно увеличить запасы пищи, тем самым создав почву для роста населения. Разделение труда усилило социальные отношения в племенах. Появляется понятие собственности, усиливается товарообмен, происходит централизация власти. Ремесленное производство долгое время остается основным способом производства орудий труда, со временем преобразовываясь в цеховое производство и мануфактуры.

Благодаря аграрной революции совершился переход к систематическому увеличению выхода полезной биомассы с единицы, эксплуатируемой человеком территории и на этой базе произошел переход к сложному общественному разделению труда. Эта революция связана также с использованием новых источников энергии (силы животных) и материалов. В результате промышленной революции основное производство сосредоточилось в промышленности и стало осуществляться при помощи машин и механизмов. «Смысл» этой революции не только в замене ручного труда машинным, а биологической энергии — водной и паровой, но и в том, что она открывает в широком плане процесс трудосбережения (не только в физическом труде, но также и в учете, контроле, управлении, обмене, кредите, передаче информации).

Промышленная революция

Промышленную революцию можно разделить на два этапа – на первом этапе осуществился переход от ручного труда к машинному, на втором этапе произошло освоение новых видов топлива, развитие химической промышленности и металлургии.

В середине XVIII века в Европе преобладало мануфактурное производство. Мануфактуры представляли собой эволюцию ремесленных мастерских и цехов, в которых использовался ручной труд наемных рабочих, однако уже практиковалось производственное разделение труда – каждый рабочий непрерывно выполнял одну и ту же операцию, создавая производственную цепочку. В ходе первой промышленной революции мануфактурное производство сменяется фабричным, где основную работу выполняют не люди, а машины. Такой переход стал возможен после изобретения Джеймсом Уаттом эффективного парового двигателя. По сравнению с предыдущими разработками, паровой двигатель Джеймса Уатта имел в 5 раз большую мощность в сочетании с более стабильной работой, позволял преобразовывать поступательное движение поршня во вращательное, что было удобно для использования во многих видах производства, например текстильной промышленности и на мельницах. В дальнейшем сфера применения паровых двигателей расширялась – они нашли свое применение в транспорте. Создание пароходов и паровозов позволило увеличить товарооборот, повысить скорость сырьевых и пассажирских перевозок, что дало возможность сделать производство еще более эффективным.