Файл: Урок 13 Раздел Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе Тема Общество как сложная система Тема урока Общество и природа Рассмотрим следующие вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первая промышленная революция имела большое значение в истории человечества. Удешевление промышленных товаров в период производственной революции приводит к разорению мелких мастерских, и многие бывшие ремесленники становятся наемными рабочими на фабриках. Значительный рост промышленного производства, ставший возможным благодаря внедрению в производство машин, привел к притоку рабочей силы в города. Для обслуживания все более усложняющегося промышленного производства требовалось много специалистов, что привело к увеличению количества технических учебных заведений. Большая часть достижений того времени – удачные технические решения изобретателей и инженеров, полученные скорее в результате применения метода проб и ошибок, чем теоретического обоснования эффективности применения тех или иных технологий на производстве.

Вторая промышленная революция связана с началом использования новых источников энергии, развитием химической промышленности и металлургии. Благодаря изобретению недорогого промышленного производства высококачественной стали развивается тяжелое машиностроение. На смену углю приходит газ и нефть. Появляются эффективные двигатели внутреннего сгорания, которые со временем начинают вытеснять паровые двигатели. Изучается явление электричества, исследуются способы выработки электричества и его передачи на большие расстояния. Изобретается телеграф и телефон, радио и телевидение.

Важные изменения произошли также и в организации производства. Вместе с разделением труда на предприятиях начинает развиваться научная система управления производством – менеджмент. Широкое распространение получает идея стандартизации, которая изначально предполагала утверждение стандартов производства деталей механизмов для возможности их взаимозаменяемости и повторного использования. В 1875 году была принята Международная метрическая конвенция и учреждено Международное бюро мер и весов.

Если первая промышленная революция стала возможна благодаря изобретательской деятельности инженеров-практиков, то в ходе второй промышленной революции промышленные технологии становятся более наукоемкими. Благодаря деятельности ученых в области химии и физики был совершен ряд открытий, которые впоследствии нашли применение в промышленности и широком потреблении. Государство и частные предприниматели начинают активно финансировать научные разработки, таким образом, формируя стимул для более активного развития науки и технологий. Особенно важными с точки зрения дальнейшего технического прогресса стали научные разработки в военной промышленности, которые впоследствии нашли свое применение и мирных целях.


Однако у промышленной революции можно наблюдать негативные последствия. Деятельность человека оказывает разрушительное влияние на окружающую среду – прокладывая дороги, человек изменят ландшафт местности, выхлопные газы загрязняют атмосферу, отходы химической промышленности отравляют водоемы. Неумеренное производство товаров приводит к истощению невозобновимых ресурсов. Как и производство товаров, разрушение биосферы происходит в промышленных масштабах.

Информационная революция

Информационная революция середины XX века является наиболее значащим событием последнего столетия. Создание первого транзистора, процессора, компьютера, сети ARPANET, которая впоследствии переросла в глобальную сеть Интернет – эти события изменили жизнь миллиардов людей. В этот переломный период времени началось активной внедрение вычислительной техники и информационных технологий в жизнь человека.

Созданию компьютеров предшествовал этап исследования и совершенствования полупроводниковых транзисторных технологий. Однако первые транзисторные процессоры занимали несколько стоек в помещении, отличались высоким тепловыделением и низким быстродействием. Только благодаря революционному прорыву в технологиях создания интегральных схем и микропроцессоров, в которых на одном полупроводниковом кристалле располагаются все блоки процессора, появилась возможность построения недорогих, компактных и эффективных вычислительных машин. Миниатюризация и удешевление вычислительных машин способствовали их широкому распространению и использованию.

Именно с момента создания компьютеров начинается период истории человечества, когда наибольшую ценность как ресурс начинает представлять информация. Одним из свойств информации является то, что ее ценность со временем уменьшается. Таким образом, отсутствие методов эффективного хранения и передачи информации на ранних этапах развития человечества нивелировало ценность информации либо делало ее очень дорогостоящей, хотя она и не рассматривалась как ресурс. С развитием компьютеров и телекоммуникационных сетей появилась возможность передавать, обрабатывать и хранить огромные массивы данных со скоростями, близкими к скорости света. Рост ценности информации как ресурса привел к появлению целой отрасли предоставления услуг – IT-индустрии, где основным продуктом является информация, средства для ее представления, передачи, обработки и хранения.

Отдельное место среди всей информации занимает научная и техническая информация, поскольку именно эти формы информации являются основой научно-технического прогресса. Такая информация обладает наибольшей ценностью. Информационная революция позволила еще больше ускорить темпы развития науки и техники, поскольку появилась возможность проводить исследования, которые ранее совершить было невозможно, из-за того огромного количества данных, которые необходимо было обработать. В качестве примера можно привести коллайдеры, которые после каждого эксперимента производят петабайты данных [4]. Обработку такого количества информации еще 20 лет назад трудно было представить.



Появление быстрого и доступного транспорта, сетей связи и Интернета способствует ускорению процесса культурной, политической и экономической глобализации. Это выражается в упрощении хозяйственных взаимоотношений между государствами, обеспечивает экономию ресурсов, ускоряет мировой прогресс. Но процесс глобализации имеет как своих приверженцев, так и критиков. По их мнению, глобализация может использоваться более развитыми странами для достижения собственных экономических и политических целей, навязывания собственных правил ведения международной деятельности менее развитым государствам.

В результате научно-информационной революции появились мощная информационная техника и технология, стали использоваться новые материалы и виды энергии, распространилась автоматизация. Но основные результаты этой революции ещё впереди.

Каждая производственная революция имеет свой собственный цикл, который состоит из двух этапов мощных качественных изменений, между которыми лежит период распространения результатов первого этапа на значительное число новых обществ.

Схема двух этапов производственных революций выглядит так:

Аграрная революция: первый этап — переход к примитивному ручному (мотыжному) земледелию и скотоводству; второй — переход к ирригационному или плужному неполивному земледелию.

Промышленная революция: первый этап начинается в XV—XVI вв. мощным развитием мореплавания и торговли, техники и механизации на основе водяного двигателя, усложнением разделения труда в мануфактуре и других формах. Второй этап — промышленный переворот XVIII — первой трети XIX вв., связанный с внедрением различных машин и паровой энергии.

Научно-информационная революция: первый этап начался в 40-50-е годы ХХ века прорывами в автоматизации, энергетике, в области синтетических материалов, но особенно выразился в создании электронных средств управления, связи и информации. Однако вполне реально говорить о неизбежности второго её этапа.

3. Противоречивость воздействия людей

на природную среду

Слово преподавателя

Окружающая среда - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и т. д.), включая объекты живой и неживой природы.


Словосочетание окружающая среда, как правило, применяется к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем и их взаимодействию с человеком. В таком значении термин используется в международных соглашениях.

Человек – биосоциальное существо. Он является неотъемлемой частью природы. Человеку, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции.
Беседа с обучающимися

Противоречия

Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой.

Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

Термин “экология”, впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений с их средой обитания

Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически имеем в виду социальную экологию — науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.







С началом космических полетов проблемы экологии переместились и в открытое космическое пространство. Не утилизированные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружили многочисленные обломки и остатки от искусственных спутников Земли, посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о проблеме космической экологии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на появление озоновых дыр в атмосфере Земли.

Таким образом нужно решать экологические проблемы. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.). Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.



С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней. Обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
IV. Закрепление полученных знаний

1. В чем заключается обособление природы от общества?

2. В чем состоит суть обособленности общества от природы?

3. Назовите основные формы взаимодействия общества и природы.

4. Каково значение аграрной революции?

5. Каково значение промышленной революции?

6. Каково значение информационной революции?

7. Что называют окружающей средой?

8. В чем заключаются противоречия между человеком и природой?

9. Что означает термин «экология»?

10. Назовите пути решения экологических проблем.
V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

1. Выучите записи в тетради.

3. Подготовиться к устному опросу.

4. Подготовить доклад по теме «Проблемы экологии».