ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи | Взгляд на психологию. Основная суть | Критика |
Гераклит | Впервые различает разные уровни души и разные формы ее связи с миром | |
Алкмеон | Начинает различать мышление и ощущение. Связывает ощущение с органами чувств. | |
Демокрит | Стремится объяснить психические процессы как продукт движения атомов. Душа — это материальное вещество, состоит из атомов. | |
Аристотель | Душа и тело – неотделимы. Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. Душа есть у растения, животного, человека. Но на уровне человека душа имеет высшие потребности. Его трактат «О душе» на протяжении многих веков оставался главным руководством по психологии. | |
Платон | Выделял душу как самостоятельную субстанцию. Душа существует наряду с телом и не зависит от него. Душа – возвышенное, божественное, вечное. Тело – низменное, тленное. Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. | Разделение души и тела, духовного и материального, превращена в полный разрыв между ними. |
Р. Декарт | Основная задача психологии- анализировать сознание. Предмет психологии - сознание. Вводит понятие рефлекса и интроспекции. Изучает явление «аффект». Резко противопоставляет душу и тело. Метод интроспекции – самоотражения сознания в себе самом - был признан главным, единственным методом психологии. | Разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли. |
Ф.Бэкон | Вводит идеи, устремленные к овладению природой – мысль обращается к опыту. | |
Т.Гоббс | Развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике. Выводит все познание и волю из ощущений. А ощущение признает свойством материи. | |
Дж.Локка | Признает «внутреннее чувство», или рефлексию. Предметом психологии по Локку является внутренний опыт. Устанавливает интроспекцию как специфический, но «непогрешимый» путь психологического познания. | |
2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Ситуация | Свойство внимания |
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. | 1) устойчивость |
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. | 2) концентрация |
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. | 3) распределение |
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. | 4) объем |
д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. | 5) переключение |
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. | 6) отвлекаемость |
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». | 1) устойчивость 4) объем |
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. | 1) устойчивость |
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. | 2)концентрация |
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. | 2)концентрация |
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. | 3) распределение |
м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке | 3) распределение |
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.
Сознание
Способность к коммуникации
Наличие интеллектуальных схем
Мысленное представление и воображение действительности
Ощущение себя познающим субъектом
4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.
Типы темперамента человека:
-
Сангвиник – веселы, беззаботны. Основной «сок» жизни - кровь. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Богатая мимика, нуждается в новых впечатлениях. Не умеет строго придерживаться распорядка, системы в работе. Неусидчив, нетерпелив, внимание неустойчиво. -
Флегматик – равнодушны, вялы. Основной «сок» жизни - слизь. Низкий уровень активности, медлительны, спокойны в мимике, действиях, речи. Настойчивы, упорны, трудолюбивы, редко выходит из себя, доводит дело до конца. Экономит силы. При благоприятных условиях характеризуется выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций. -
Холерик – раздражительны, гневливы. Основной «сок» жизни – желтая желчь. Повышена возбудимость, резки, импульсивны. Темпераменты, инициативны, принципиальны. Могут быть раздражительны, несдержанны, вспыльчивы, не способны к самоконтролю. -
Меланхолик – мрачны и пугливы. Основной «сок» жизни – черная желчь. Низкий уровень активности, трудно сосредоточиться, сдержанны, застенчивы, робки, нерешительны. Глубокий, содержательный, трудоголик. Может превратиться при неблагоприятных условиях в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека.
Бланк ответов
Фамилия, имя, отчество: Филинкова Елена Эдуардовна
Возраст: 27 лет Образование: высшее
Номер | Ответы | Номер | Ответы | Номер | Ответы | |||||
№ п/п | да | нет | № п/п | да | нет | № п/п | да | нет | ||
1 | | + | 20 | | + | 39 | | + | ||
2 | | + | 21 | | + | 40 | | + | ||
3 | | + | 22 | | + | 41 | | + | ||
4 | | + | 23 | | + | 42 | | + | ||
5 | | + | 24 | | + | 43 | | + | ||
6 | | + | 25 | | + | 44 | | + | ||
7 | + | | 26 | + | | 45 | + | | ||
8 | + | | 27 | + | | 46 | | + | ||
9 | | + | 28 | + | | 47 | | + | ||
10 | | + | 29 | + | | 48 | + | | ||
11 | | + | 30 | + | | 49 | + | | ||
12 | | + | 31 | + | | 50 | + | | ||
13 | | + | 32 | + | | 51 | | + | ||
14 | | + | 33 | + | | 52 | | + | ||
15 | + | | 34 | + | | 53 | + | | ||
16 | | + | 35 | | + | 54 | + | | ||
17 | + | | 36 | + | | 55 | + | | ||
18 | + | | 37 | + | | 56 | + | | ||
19 | | + | 38 | | + | 57 | + | | ||
I: | | Э= 10 | | | Н= 9 | | | Л= 3 |
По результатам теста Г. Айзенка (вариант Б) я отношусь к типу темперамента – флегматик.
Экстраверсия – интроверсия: 10 – среднее значение,
Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность): 9 – среднее значение,
«Шкала лжи»: 3 – норма (меньше 4).
Исходя из результатов можно сделать выводы, что у человека не выражена ярко либо экстраверсия, либо интроверсия, средние показатели нейротизма, нормальный уровень лжи.
Флегматичный тип темперамента - спокоен в мимике, действиях, речи. Настойчив, упорен, трудолюбив, доводит дело до конца. Экономит силы. Характеризуется выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью.
Также мои личные наблюдения о себе: возможно в зависимости от условий, состояния темперамент меняется между сангвиником (быстро сходится с людьми, общителен. Богатая мимика, общая активность, нуждается в новых впечатлениях, весел) и флегматиком, в рамках шкалы экстраверсия-интроверсия.