Файл: Реферат Искусство Росии. Работу Газеева Алла, учащаяся 6 " А" Булат Л. Н.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.4. ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ.

К 1890-м годам наметился кризис реалистического направления в искусстве. Рубеж 19–20 вв. был ознаменован в России господством стиля модерн. Это художественное направление, существовавшее под разными названиями почти во всех европейских странах, наиболее ярко проявилось в произведениях архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Михаил Врубель (1856–1910) является одним из представителей стиля модерн в русской живописи. Благодаря деятельности Сергея Дягилева (1872–1929) и Александра Бенуа (1870–1960) по организации художественных выставок и изданию журнала «Мир искусства» (изд. с 1898) русская публика получила возможность знакомиться с новыми течениями в зарубежном искусстве. В 1906 прошла первая выставка русского искусства в Париже, а начиная с 1909 там ежегодно проводились Русские балетные сезоны. Авторами декораций и костюмов для этих спектаклей были Лев Бакст (1866–1924) и Николай Рерих (1874–1947).

Накануне Первой мировой войны в русском искусстве появился целый ряд художественных группировок, выступавших с разными теоретическими программами. Наталья Гончарова (1881–1962) и Михаил Ларионов (1881–1964) стали создателями русского примитивизма, а в 1912 – «лучизма». В 1910 Василий Кандинский (1866–1944) написал свою первую беспредметную композицию; Владимир Татлин (1885–1953) около 1913 приступил к созданию трехмерных абстрактных конструкций и пространственных рельефов; Казимир Малевич (1878–1935) в 1915 сформулировал концепцию супрематизма.

Творческие поиски получили второе дыхание и новую энергию после революции 1917. Некоторые художники эмигрировали, в том числе Гончарова и Ларионов, но большинство деятелей авангарда приняли революцию и сыграли видную роль в «культурной революции». Искусство расценивалось как мощное средство пропаганды и существенный фактор в формировании нового общества. Императорская академия художеств была заменена децентрализованной системой автономных мастерских и теоретических институтов. Кандинский возглавил Институт художественной культуры (ИНХУК); Марк Шагал (1887–1985) и Малевич создали Экспериментальную школу искусств в Витебске, в основу которой легла теория Малевича о супрематизме.


Большую роль в создании русского авангарда сыграли женщины – Варвара Степанова (1899–1958), Любовь Попова (1889–1924) и Ольга Розанова (1886–1918). Искусство вышло на улицы; художники рисовали плакаты и оформляли площади для массовых политических акций и праздников, разрабатывали новый дизайн тканей, керамики, интерьеров; на 1920-е годы пришелся расцвет графики и книжной иллюстрации. Александр Родченко (1891–1956) работал в самых разных областях, он был живописцем, кинооператором, дизайнером мебели.

Чтобы представить, насколько разные стили сосуществовали в живописи 1920-х годов, достаточно вспомнить такие имена, как Павел Филонов (1883–1941), Кузьма Петров-Водкин (1878–1939), Александр Дейнека (1899–1969). Однако некоторые художники, например Исаак Бродский (1884–1939), вернулись к традиционному реализму.

Различные художественные организации и стили существовали лишь до конца 1920-х годов. В сложившихся политических условиях государство постепенно становилось абсолютным монополистом в сфере художественного заказа и финансирования. 



2.5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 положило конец плюрализму художественных направлений. Все художественные объединения были распущены, вместо них введены союзные и республиканские профессиональные союзы писателей, художников и композиторов. В 1934 социалистический реализм, суть которого определялась как «правдивое и исторически верное изображение действительности в ее революционном развитии», был провозглашен официальным стилем советского искусства. Произведения передвижников 19 в. было настоятельно «рекомендовано» взять за образец для подражания. Многие художники стали жертвами политических репрессий, потому что их творческие концепции не вписывались в узкие рамки государственной идеологии. В музеях значительно уменьшились экспозиции, посвященные западному искусству 20 в. Чтобы осуществлять контроль над обучением, была восстановлена Академия художеств. Цензура обеспечивала нужное направление развития истории искусств и критики. Примером официально ангажированного искусства может служить картина Александра Герасимова (1881–1963) Сталин и Ворошилов в Кремле.


Во время хрущевской «оттепели» наряду с теми, кто продолжал прославлять успехи советской промышленности, небывалые урожаи и передовиков производства, появилась целая плеяда мастеров, которые стали обращаться к личным, общечеловеческим темам. Некоторые произведения авангарда 1920-х годов, находившиеся под запретом, стали появляться в залах музеев. Цензура была ослаблена, отдельные художники и направления в искусстве прошлого были реабилитированы. СССР стал более открытым для остального мира обществом. В 1957, во время Международного фестиваля молодежи и студентов, и в 1959, на первой американской выставке в Москве, было показано новое, неизвестное ранее искусство. Как результат большей творческой свободы наступил расцвет неофициального искусства, существовавшего параллельно с государственным заказом.

Годы пребывания у власти Л.И.Брежнева (1964–1982) были связаны с экономическим застоем и продолжением политики государственного контроля над искусством. Выставка, устроенная под открытым небом художниками-нонконформистами в Москве осенью 1974, была сметена бульдозерами; после этого некоторые крупнейшие мастера современного искусства, в т.ч. скульптор Эрнст Неизвестный (р. 1926), решили эмигрировать.

Истинный плюрализм в искусстве наступил только с приходом к власти М.С.Горбачева (1985–1991). Его попытка оживить социализм при помощи гласности и перестройки принесла свободу художественного творчества и пробила железный занавес. Вместе с проведением реформ, направленных на создание свободного рынка, закончилась эпоха государственного контроля в сфере искусства. Начиная с персональных выставок Малевича и Филонова, проходивших в 1988, музеи стали постепенно доставать из своих запасников произведения, находившиеся под запретом с начала 1930-х годов. Не контролируемые более цензурой, начали появляться статьи и художественные издания, посвященные культурной жизни России 20 в. и первых лет революции. Проведение в июле 1988 в Москве международного аукциона произведений русского искусства 20 в. под эгидой Министерства культуры СССР положило конец эпохе государственной монополии в области культуры.

После распада СССР в 1991 и крушения коммунизма перед российскими художниками открылись новые возможности. Государственный контроль над преподаванием искусства в школах, над профессиональным образованием и идеологическим содержанием уступил место полной свободе объединений и творческого самовыражения. Появились художественные группировки и частные галереи, многие из которых пользуются спонсорской поддержкой банков и коммерческих предприятий. Что касается стиля, то в
современном искусстве можно найти все: от неопримитивизма и стилизаций под народные промыслы до сюрреализма и абстракционизма. Кардинальное изменение системы ценностей привело к глубокому кризису в умах людей. Многих сейчас занимает вопрос, не исказит ли новый дух коммерции то высокое призвание, на которое в культурной и политической жизни России всегда претендовало искусство.

Глава 3. Заключение.

Итак, исходя из вышесказанного и изученного, мы видим, что многообразием контрастов сочетается лицо современного искусства в России. Начало XXI века - это тот некий переходный момент в истории искусств, когда происходит процесс переосмысления художественного наследия и намечаются линии дальнейшего развития изобразительного искусства. Мы живём в период, когда не только изживает себя уклад жизни прошлого поколения, но и как следствие меняется духовная составляющая. Люди и их мысли проходят своего рода обновление, и всё это является преддверием новой эпохи.
Роды новых идей, как и всегда в такие моменты истории, плодотворны, но как никогда явно выделяются среди имеющих художественный и идейный вес плодов, те, которые отражают неоднозначное, непривычное и подчас несерьёзное отношение художника к значению живописи, как к духовному поиску.


Возможно, бытующее мнение не вполне объективно и данный период стоит осмыслять только после полного его сформирования, ведь никто не исключает мысль о том, что живописи суждено стать чем-то другим и приобрести новое значение в лице концептуализма. Но это было бы не естественно для живописи, и вместе с этим большинство современных исследователей искусства говорят о том, что тенденции нового концептуального искусства, явившиеся очередным возрождением авангардной живописи начала XX века, являются разрушительными для продолжения линии “классической” живописи. По своей природе авангард отрицает традиции и тем самым губительно сказывается на роли "смысловой" живописи, в этом значении он предстаёт её врагом. Но само по себе мало изведанное, а значит, актуальное, авангардное течение отхватило себе часть нити истории развития живописи начала XXI века в образе концептуального искусства.

Список использованной литературы:

  1. Агитационно-массовое искусство Октября. Оформление праздников. М., 1984.

  2. Акимова И. Г. Советская жанровая живопись. М., 1962.

  3. Александр Родченко. Варвара Степанова.. Будущее- единственная наша цель… Под общ. ред. П. Невера. Вступ. статьи А. Лаврентьева и А. Фелькер. Мюнхен, 1991.

  4. Алексеева Т. В. В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX в. М., 1975.

  5. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1958.

  6. Алпатов М. В. Александр Иванов. Жизнь и творчество. В 2 т. М., 1956.

  7. Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959.

  8. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974.

  9. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1967.

  10. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1967. Т. II.

  11. Бенуа А. Н. А. Бенуа размышляет... М., 1968.

  12. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1901. Ч. 1.

  13. Борисова Е. А, Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.. 1990.

  14. Брюсова В. Г. Живопись XVII века. М., 1984.

  15. Вагнер Г. К. От символа к реальности. М., 1980.

  16. Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.

  17. Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1969.

  18. Валков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977.

  19. Владимир Татлин. Ретроспектива. Составители А.Стригалёв, Ю.Хартен. Кёльн, 1993–1994.

  20. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1965.

  21. Всеобщая история искусства. В 6 т. М., 1960–1966.

  22. Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. М., 1964.

  23. Грабарь И. Э. В. А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1965.

  24. Грабарь И. Э. История русского искусства. В 6 т. 1909–1916.

  25. Грабарь И. Э. Репин. В 2 т. М., 1963–1964.

  26. Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.

  27. Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963.

  28. Дмитриева Н. Врубель. М., 1984.

  29. Е. Деготь. История русского искусства ХХ века. М., 2000.

  30. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М., 1987.

  31. Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. М., 1951.

  32. Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

  33. Ильина Т. В. И.Я. Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979.

  34. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.

  35. Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. М., 1984.

  36. История русского и советского искусства/Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1979; М., 1989.

  37. История русского искусства. В 13 т./Под ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева и B. C. Кеменова. М., 1953–1969.

  38. История русского искусства. В 2 т./Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева, М. Г. Неклюдовой, М. Б. Милотворской. 2-е изд. М., 1979–1981.

  39. Каганович А. Л. Антон Лосенке и русское искусство середины XVIII столетия. М., 1963.

  40. Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970.

  41. Л.Зингер. Советский живописный портрет. 1917-1930. М., 1978.

  42. Л.Зингер. Советский живописный портрет. 1930е-60е годы. М., 1989.

  43. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

  44. Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

  45. Лапшина Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977.

  46. Лебедев Г. Е. Русская живопись первой половины XVIII века. Л., М., 1938.

  47. Лебедев Г. Е. Русская книжная иллюстрация XIX века. М., 1952.

  48. Леонов А. Симон Ушаков. Русская живопись XVII века. М., Л., 1945.

  49. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.

  50. Пятьдесят лет советского искусства. Живопись. 1917-1967. М., 1967.

  51. Пятьдесят лет советского искусства. Скульптура. 1917-1967. М., 1967

  52. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века/Под ред. А. Леонова. М., 1952.

  53. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века/Под ред. А. Леонова. М., 1954.

  54. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX в./Под ред. А. Леонова. В 5 т. М., 1962, 1971.

  55. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX в. М., 1989.

  56. Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х – начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971.

  57. Советское изобразительное искусство. 1917–1941. М., 1977.

  58. Советское изобразительное искусство. 1941–1960. М., 1981.

  59. Советское изобразительное искусство. М., 1962.

  60. Суздалев П. K. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965.

  61. Традиции и истоки отечественного дизайна. Труды ВНИИТЭ, вып, 21. М., 1979.

  62. Традиции и истоки отечественного дизайна. Труды ВНИИТЭ, вып, 21. М., 1979.

  63. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века. М., 1953.

  64. Ю. И.Голомшток. Тоталитарное искусство. М., 1994.