Файл: Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 14.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта
Ф.И.О. Лебедева М.А. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». 1/4 | |||
Цели урока: 1) обучения – ввести понятие о знаках химических элементов, раскрыть структуру периодической таблицы; 2) развития – сформировать умение определять положение химических элементов в Периодической системе; развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе, развивать память, химический язык; 3) воспитания – вызвать чувство гордости за отечественную химическую науку (разработка Д.И.Менделеевым научной классификации химических элементов – Периодической системы в форме его знаменитой таблицы), воспитывать интерес к изучению предмета. | |||
Термины и понятия: химический знак (символ), период, группа, подгруппа | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, портрет Д.И.Менделеева, парафин, лабораторный штатив, спиртовка, фарфоровая чашка, сахар, стакан с водой, бенгальские огни, спички, презентация | |||
Межпредметные связи: русский язык (алфавит), математика (работа с таблицами), биология (химические элементы в организме человека), география | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определение понятий: «химический знак (символ)», «группа», «период». Уметь: записывать знаки химических элементов, называть химические элементы, описывать положение элемента в таблице Д.И.Менделеева. Владеть: химической терминологией Использовать: различные источники для получения информации | Познавательные – умение восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, использовать знаковое моделирование. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, управлять поведением партнера; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Организационный момент. Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу | Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке | |
2. Проверка выполнения д/з. Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция | Проводит фронтальный опрос по теме: «Физические и химические явления»:
Организует индивидуальный контроль (моделирование). Задание: Из предложенного материала самостоятельно смоделируйте физические и химические явления. Предлагает выполнить химический диктант (см. ресурсный материал к уроку). Зачитывает утверждения, чтобы учащиеся учились воспринимать информацию на слух. Организует коллективную проверку выполнения заданий. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. Один обучающийся у доски моделирует физические и химические явления, соблюдая правила ТБ Выполняют химический диктант в тетради (при ответе ставят Ф – если физическое явление, или Х – если химическая реакция). Проверяют методом контроля по эталону | |
3.Актуализация знаний. Целеполагание. Актуализация опорных знаний и умений, Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Организует актуализирующую знания беседу:
Предлагает стихотворение, направленное на формулирование темы: «Мир сложен! Он полон событий, сомнений! И тайн бесконечных, и смелых догадок Как чудо природы Является гений! И в хаосе этом находит порядок. Весь мир большой: Жара и стужа, Планет круженье, свет зари – Все то, что видим мы снаружи, Законом связано внутри. Для стройности теорий химии, Решил ученый обобщить Все свойства, атомов сравнимые, Что человек успел открыть». Организует беседу по определению целей урока и плана урока. Вопрос: о чем идет речь в этих строках, как можно выразить это явление в одном слове, о чем пойдет речь на уроке? - Д.И.Менделеев – гениальный русский ученый, которому удалось создать строгую научную классификацию химических элементов, которой является Периодическая система. В ней расположены все известные науке химические элементы. Все многообразие окружающего мира построено из элементов, находящихся в этой таблице. - На уроках русского языка в начальной школе вы изучали сначала буквы, потом научились читать по слогам. Предложения состоят из слов, слова – из букв. Мы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нём, как и в нашем родном, русском, мы выучим вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова – формулы и далее, с помощью последних предложения – уравнения химических реакций. Предлагает провести аналогию между русским языком и химическим. Объявляет и записывает тему урока. | Участвуют в коллективной беседе. Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения, формулируют цели урока. Проводят аналогию между русским языком и химическим языком | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать решение задачи | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Посмотрите на Периодическую систему химических элементов, которую создал великий русский ученый Д.И.Менделеев. В каждой ее клеточке стоит символ, а рядом название элемента. - Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово «элемент», и произошло это за пять веков до нашей эры. Правда «элементами» у древних греков считались земля, вода, воздух и огонь. В средние века учёные знали уже 10 химических элементов – золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть, серу, углерод и сурьма. Алхимики очень долго обходились без химических формул. В употреблении были странные значки, причём почти каждый химик пользовался своей собственной системой обозначения веществ, а описания химических превращений походили на сказки и легенды. - Алхимики считали, что химические элементы связаны со звёздами и планетами, и присваивали им астрологические символы. Золото называли Солнцем, а обозначалось кружком с точкой, серебро – Луной с соответствующим символом, медь – Венерой, символом этого металла служило «венерино зеркальце», а железо – Марсом; как и полагается богу войны, обозначение этого металла включало щит и меч. - В 18 веке укоренилась система обозначений элементов (которых было уже известно 30) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов. Этот способ изображения химических веществ придумал английский учёный Д.Дальтон. - Однако, различать химические символы разных элементов в книгах и научных журналах было довольно трудно. А каково было работать наборщикам в типографиях? Как им было отличить знак водорода, который представлял собой три концентрические окружности, нарисованные сплошной линией и с точкой в центре, от знака кислорода – тоже трёх концентрических окружностей, одна из которых пунктирная и без точки? - Наконец, в 1814 г. появились символы и названия химических элементов, которыми химики пользуются и по сей день. - Кто является автором славянской письменности – алфавита? (Болгарские просветители Кирилл и Мефодий). - А вот отцом химической письменности является шведский учёный Я.Й. Берцелиус. -Каждый химический элемент обозначают собственным химическим знаком, или символом, который наряду с названием химического элемента записан в таблице Д.И.Менделеева. Шведский химик Я.Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой (или первой и одной из последующих) латинского названия элемента. Русские названия многих элементов звучат совсем иначе, чем латинские. Знакомит обучающихся с символами химических элементов (работа с таблицей 1, на с.35 учебника) Предлагает записать в тетрадях знаки химических элементов. Знакомит с этимологией названий химических элементов. - Как вы думаете, что может быть отражено в названии химических элементов? - В названиях одних химических элементов отражены важнейшие свойства простых веществ, образованных химическими элементами, например:
- Какие химические элементы названы в честь планет? - В честь небесных тел или планет Солнечной системы названы:
- Попробуйте найти те химические элементы, названия которых взяты из мифологии?
- Какие химические элементы названы в честь государств?
- Какие химические элементы названы в честь городов?
- Какие химические элементы названы в честь частей света?
- Найдите химические элементы, названные в честь великих учёных.
Подводит обучающихся к выводу о необходимости знаний химических формул. - Подобно тому, как 33 буквы русского алфавита образуют десятки тысяч слов, так и эти химические элементы в различных сочетаниях создают более 25 миллионов различных веществ. для того чтобы научится составлять химические формулы, нужно выучить эти буквы – символы химических элементов. А после этого перед вами откроется мир веществ, мир химии. Знакомит со структурой периодической системы химических элементов. - ПСХЭ представляет собой общий дом всех элементов, имеющий 7 «этажей» - периодов (малых – I,II,III, больших - IV и V, сверхбольших - VI и VII. 8 «подъездов» - групп, каждая из которых состоит из двух подгрупп (главной, образованной элементами и малых и больших периодов, и побочной – из элементов только больших периодов). У каждого элемента своя отдельная «квартира» (клетка). Каждая клетка имеет свой номер (порядковый номер элемента), который находится в верхнем правом углу. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Ученик приводит историческую справку о шведском ученом Берцелиусе. Записывают в тетрадях символы химических элементов. Выдвигают предположения Знакомятся со слайдами презентаций. Предлагают свои варианты, работая с таблицей Д.И.Менделеева Работают с Периодической таблицей, изучают её структуру. | |
5. Первичная проверка понимания Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Предлагает игру «Координаты»; назовите элементы:
Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Записывают найденные в ПСХЭ символы химических элементов в тетрадь Осуществляют взаимоконтроль, обмениваются мнениями по правильности определения координат химических элементов. | |
7. Закрепление и самопроверка знаний. Организовать деятельность по применению новых знаний | Организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся. Задание 1.Определить положение «координаты» химических элементов из таблицы №1 (стр.31-32 учебника) по плану:
Задание 2. Выберите символы и названия химических элементов главных подгрупп ПСХЭ: а) натрий; б) Mn; в) медь; г) S; д) серебро; е) Cl. | Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы. | |
8. Подведение итогов. Рефлексия. Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: - Что нового и интересного вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает вовлечённость обучающихся в работу на уроке. | Называют ключевые моменты нового материала: и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | |
9.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания. Объясняет учащимся, что для лучшего закрепления материала нужно прочитать §5 и ответить на все вопросы, используя различные источники для получения соответствующей информации; выучить наизусть русские названия и обозначения химических элементов (таблица 1, на стр.31-32 учебника), а также их произношение, упр.5 (письменно). Найти в дополнительной литературе сообщение о том, почему
| Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |