Файл: Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта

Ф.И.О. Лебедева М.А.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». 1/4

Цели урока: 1) обучения – ввести понятие о знаках химических элементов, раскрыть структуру периодической таблицы; 2) развития – сформировать умение определять положение химических элементов в Периодической системе; развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе, развивать память, химический язык; 3) воспитания – вызвать чувство гордости за отечественную химическую науку (разработка Д.И.Менделеевым научной классификации химических элементов – Периодической системы в форме его знаменитой таблицы), воспитывать интерес к изучению предмета.

Термины и понятия: химический знак (символ), период, группа, подгруппа

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, портрет Д.И.Менделеева, парафин, лабораторный штатив, спиртовка, фарфоровая чашка, сахар, стакан с водой, бенгальские огни, спички, презентация

Межпредметные связи: русский язык (алфавит), математика (работа с таблицами), биология (химические элементы в организме человека), география

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определение понятий: «химический знак (символ)», «группа», «период».

Уметь: записывать знаки химических элементов, называть химические элементы, описывать положение элемента в таблице Д.И.Менделеева.

Владеть: химической терминологией

Использовать: различные источники для получения информации

Познавательные – умение восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, использовать знаковое моделирование.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, управлять поведением партнера; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.

Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

2. Проверка выполнения д/з.

Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Проводит фронтальный опрос по теме: «Физические и химические явления»:

  • Какие явления происходят с веществами?

  • Какие явления называются физическими?

  • Какие явления называются химическими?

  • Как по-другому называются химические явления?

  • Чем отличаются химические явления от физических?

  • Приведите пример какого-либо вещества или тела и поясните, какие могут происходить с ним физические, химические явления.

  • Каковы признаки химических реакций?

  • Что наблюдается при горении угля? Это физический или химический процесс?

Организует индивидуальный контроль (моделирование).

Задание: Из предложенного материала самостоятельно смоделируйте физические и химические явления.

Предлагает выполнить химический диктант (см. ресурсный материал к уроку).

Зачитывает утверждения, чтобы учащиеся учились воспринимать информацию на слух.

Организует коллективную проверку выполнения заданий.



Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают мнения одноклассников.

Один обучающийся у доски моделирует физические и химические явления, соблюдая правила ТБ
Выполняют химический диктант в тетради (при ответе ставят Ф – если физическое явление, или Х – если химическая реакция).
Проверяют методом контроля по эталону

3.Актуализация знаний. Целеполагание.

Актуализация опорных знаний и умений, Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организует актуализирующую знания беседу:

  • Что такое химический элемент?

  • В каких формах он может существовать?

  • Какие неточности допущены в выражениях: «Людям, страдающим малокровием, рекомендуется пить железо», «В соке антоновских яблок много железа»?

  • В каком виде находится железо в соке яблок и лекарстве, рекомендуемом при малокровии?

Предлагает стихотворение, направленное на формулирование темы:

«Мир сложен!

Он полон событий, сомнений!

И тайн бесконечных, и смелых догадок

Как чудо природы

Является гений!

И в хаосе этом находит порядок.

Весь мир большой:

Жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Для стройности теорий химии,

Решил ученый обобщить

Все свойства, атомов сравнимые,

Что человек успел открыть».

Организует беседу по определению целей урока и плана урока.

Вопрос: о чем идет речь в этих строках, как можно выразить это явление в одном слове, о чем пойдет речь на уроке?

- Д.И.Менделеев – гениальный русский ученый, которому удалось создать строгую научную классификацию химических элементов, которой является Периодическая система. В ней расположены все известные науке химические элементы. Все многообразие окружающего мира построено из элементов, находящихся в этой таблице.

- На уроках русского языка в начальной школе вы изучали сначала буквы, потом научились читать по слогам. Предложения состоят из слов, слова – из букв. Мы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нём, как и в нашем родном, русском, мы выучим вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова – формулы и далее, с помощью последних предложения – уравнения химических реакций.

Предлагает провести аналогию между русским языком и химическим.

Объявляет и записывает тему урока.


Участвуют в коллективной беседе.

Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения, формулируют цели урока.

Проводят аналогию между русским языком и химическим языком

4.Формирование новых знаний и способов действия

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать решение задачи

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Посмотрите на Периодическую систему химических элементов, которую создал великий русский ученый Д.И.Менделеев. В каждой ее клеточке стоит символ, а рядом название элемента.

- Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово «элемент», и произошло это за пять веков до нашей эры. Правда «элементами» у древних греков считались земля, вода, воздух и огонь. В средние века учёные знали уже 10 химических элементов – золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть, серу, углерод и сурьма. Алхимики очень долго обходились без химических формул. В употреблении были странные значки, причём почти каждый химик пользовался своей собственной системой обозначения веществ, а описания химических превращений походили на сказки и легенды.

- Алхимики считали, что химические элементы связаны со звёздами и планетами, и присваивали им астрологические символы. Золото называли Солнцем, а обозначалось кружком с точкой, серебро – Луной с соответствующим символом, медь – Венерой, символом этого металла служило «венерино зеркальце», а железо – Марсом; как и полагается богу войны, обозначение этого металла включало щит и меч.

- В 18 веке укоренилась система обозначений элементов (которых было уже известно 30) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов. Этот способ изображения химических веществ придумал английский учёный Д.Дальтон.

- Однако, различать химические символы разных элементов в книгах и научных журналах было довольно трудно. А каково было работать наборщикам в типографиях? Как им было отличить знак водорода, который представлял собой три концентрические окружности, нарисованные сплошной линией и с точкой в центре, от знака кислорода – тоже трёх концентрических окружностей, одна из которых пунктирная и без точки?

- Наконец, в 1814 г. появились символы и названия химических элементов, которыми химики пользуются и по сей день.

- Кто является автором славянской письменности – алфавита? (Болгарские просветители Кирилл и Мефодий).

- А вот отцом химической письменности является шведский учёный Я.Й. Берцелиус.

-Каждый химический элемент обозначают собственным химическим знаком, или символом, который наряду с названием химического элемента записан в таблице Д.И.Менделеева.

Шведский химик Я.Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой (или первой и одной из последующих) латинского названия элемента. Русские названия многих элементов звучат совсем иначе, чем латинские.

Знакомит обучающихся с символами химических элементов (работа с таблицей 1, на с.35 учебника)

Предлагает записать в тетрадях знаки химических элементов.

Знакомит с этимологией названий химических элементов.

- Как вы думаете, что может быть отражено в названии химических элементов?

- В названиях одних химических элементов отражены важнейшие свойства простых веществ, образованных химическими элементами, например:

  • Фтор – «разрушающий»;

  • Бром – «зловонный»;

  • Фосфор – «несущий свет»;

  • Азот – «безжизненный».

- Какие химические элементы названы в честь планет?

- В честь небесных тел или планет Солнечной системы названы:

  • Селен – в честь Луны:

  • Теллур – в честь Земли;

  • Уран – в честь Урана.

- Попробуйте найти те химические элементы, названия которых взяты из мифологии?

  • Тантал – в честь героя, испытавшего нестерпимые муки голода и жажды;

  • Прометий – от имени мифологического героя Прометея, похитившего у Зевса огонь и передавшего его людям. За что был наказан: огромный орёл каждый день выклёвывал ему печень;

  • Титан – в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Земли – Геи;

  • Ванадий – в честь скандинавской богини любви и красоты Ванадис.

- Какие химические элементы названы в честь государств?

  • Рутений – в честь России;

  • Германий – в честь Германии;

  • Полоний – в честь Польши;

  • Галлий, Франций – в честь Франции;

- Какие химические элементы названы в честь городов?

  • Дубний – в честь г. Дубна в России;

  • Лютеций – в честь г. Париж;

  • Берклий – в честь г.Беркли в США;

  • Гафний – в честь г.Копенгагена.

- Какие химические элементы названы в честь частей света?

  • Европий – в честь Европы;

  • Америций – в честь Америки;

  • Скандий – в честь Скандинавского полуострова.

- Найдите химические элементы, названные в честь великих учёных.

  • Кюрий – в честь Пьера и Марии Кюри;

  • Эйнштейний – в честь Альберта Эйнштейна;

  • Фермий – в честь Энрико Ферми;

  • Менделевий – в честь Д.И.Менделеева.

Подводит обучающихся к выводу о необходимости знаний химических формул.

- Подобно тому, как 33 буквы русского алфавита образуют десятки тысяч слов, так и эти химические элементы в различных сочетаниях создают более 25 миллионов различных веществ. для того чтобы научится составлять химические формулы, нужно выучить эти буквы – символы химических элементов.

А после этого перед вами откроется мир веществ, мир химии.

Знакомит со структурой периодической системы химических элементов.

- ПСХЭ представляет собой общий дом всех элементов, имеющий 7 «этажей» - периодов (малых – I,II,III, больших - IV и V, сверхбольших - VI и VII. 8 «подъездов» - групп, каждая из которых состоит из двух подгрупп (главной, образованной элементами и малых и больших периодов, и побочной – из элементов только больших периодов). У каждого элемента своя отдельная «квартира» (клетка). Каждая клетка имеет свой номер (порядковый номер элемента), который находится в верхнем правом углу.



Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Ученик приводит историческую справку о шведском ученом Берцелиусе.

Записывают в тетрадях символы химических элементов.
Выдвигают предположения

Знакомятся со слайдами презентаций.


Предлагают свои варианты, работая с таблицей Д.И.Менделеева

Работают с Периодической таблицей, изучают её структуру.

5. Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Предлагает игру «Координаты»; назовите элементы:

  • 6 период, I группа, главная подгруппа

  • 2 период, VII группа, главная подгруппа

  • 4 период, 5 ряд, II группа

  • 4 период, V группа, побочная подгруппа

  • 5 период, III группа, побочная подгруппа

  • 3 период, IV группа, главная подгруппа

Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний.


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Записывают найденные в ПСХЭ символы химических элементов в тетрадь

Осуществляют взаимоконтроль, обмениваются мнениями по правильности определения координат химических элементов.

7. Закрепление и самопроверка знаний.

Организовать деятельность по применению новых знаний

Организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся.

Задание 1.Определить положение «координаты» химических элементов из таблицы №1 (стр.31-32 учебника) по плану:

  1. порядковый номер

  2. номер периода с указанием его типа (большой или малый)

  3. номер группы

  4. номер подгруппы с указанием типа последней (главная или побочная)

Задание 2. Выберите символы и названия химических элементов главных подгрупп ПСХЭ:

а) натрий; б) Mn; в) медь; г) S; д) серебро; е) Cl.

Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает вовлечённость обучающихся в работу на уроке.

Называют ключевые моменты нового материала: и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

9.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания. Объясняет учащимся, что для лучшего закрепления материала нужно прочитать §5 и ответить на все вопросы, используя различные источники для получения соответствующей информации; выучить наизусть русские названия и обозначения химических элементов (таблица 1, на стр.31-32 учебника), а также их произношение, упр.5 (письменно). Найти в дополнительной литературе сообщение о том, почему

  • сурьма называлась – «антимонахин»

  • фтор – «химический агрессор»

  • аргон – «благородным газом»

  • упр.4, по желанию

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.