ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО1.
Задание 1. Проанализируйте содержание УМК на соответствие содержанию ПРП. Результат зафиксируйте в таблице.
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП | Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
УМК Русский язык 1 класс | Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения Фонетика Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Графика Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Лексика Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Синтаксис Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Орфография и пунктуация Правила правописания и их применение: • раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; •перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста. Развитие речи Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). | Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков на письме. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме мягкого (ь) знака. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Лексика (изучается во всех разделах) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
Вывод:
В учебнике Русского языка 1 класс Канакиной В.П. Полностью соответствует тематическое планирование и требования к результатам освоения программы. Содержание учебника полностью соответствует элементам содержания примерной рабочей програмы НОО русский язык систематический курс. В учебнике Русского языка 1 класс развитие речи изучается во всех разделах и курса.
Задание 2. Проанализируйте учебные задания (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Критерии оценивания: обоснованность / необоснованность заключений о соответствии / несоответствии содержании учебного материала и методического аппарата УМК требованиям ПРП.
Оценка: зачет / незачет.
«Русский язык» 1 класс Канакина В.П. Школа России
Учебное задание | Анализ учебного задания Развитие метапредметных результатов |
Упражнение 2 страница 6 Дарья Егоровна Белова Иван Ильич Белов Оля Ольга Ивановна Белова Коля Николай Иванович Белов Прочитай имена, отчества и фамилии близких по родству людей, членов одной семьи. Заметь, что имена у всех людей разные. Прочитай фамилию каждого члена семьи. Обрати внимание, что фамилия у всех одинаковая. Прочитай отчества детей - Оли и Коли. Запомни, что отчество даётся по отцу! А почему у папы и мамы отчества разные? Догадайся, как звали папу мамы и папу папы, то есть дедушек Оли и Коли. Напишите своё имя и отчество Упражнение 5 страница 12 Чем похожи и чем различаются предложения и схемы предложений? Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания? Прочитай каждое предложение с правильной интонацией. Объясни, какая схема соответствует каждому предложению. Весна! Весна? Весна. Скоро наступит весна? Скоро наступит весна. Скоро наступит весна! Упражнение 9 страница 67 Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы. Плиты – плита, … – п..сьмо, ….- ш..ры, …- р..ка, …- ..гра, …- п..тно, …- р..са, …- м..ря. Упражнение 18 страница 102 Прочитай выразительно: - Морж спросил у кенгуру: - Как выносишь ты жару? - Я от холода дрожу! – Кенгуру сказал моржу. (Б. Заходер) Вспомни, почему перед предложением поставлен знак «тире»? Разыграй по ролям диалог. Один читает слова моржа, а другой – слова кенгуру. Придумай свой диалог, разыграй с соседом по парте. Упражнение 1 страница 113. Рассмотририсунок. Прочитай. Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи. (Л. Успенский) Какую мысль сообщил автор этих слов? Скажи, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных? Упражнение 1-2 страница 129 Прочитай названия русских народных сказок. К каким из них даны рисунки? Курочка Ряба Лисичка – сестричка и серый волк Рукавичка Мужик и медведь Лиса и журавль Лиса и заяц По щучьему велению 1.Объясни правописание слов с выделенными буквами. Какие правила тебе пришлось вспомнить? 2.Какие из этих сказок ты знаешь? Напиши название своей любимой сказки. Сделай к ней иллюстрацию. Подготовься рассказать о том, что изображено на твоем рисунке. Представь свой рисунок в классе. Оцени результат своей работы. Упражнение 4 страница 62 Познакомься с памяткой 2 на стр.120 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?» Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой - безударный. Соловьи, краски, смородина Упражнение 10 страница 114 Проверь себя: 1.Где тебе пригодятся знания о написании буквосочетаний чк,чн,чт? Приведи примеры слов на это правило. 2.Какой звук надо произносить при чтении выделенных букв в данных словах? Скучно, конечно, что 3. Какое слово в данном ряду слов лишнее? Свечка, точка, банка, гречка | 1.Познавательные УУД 1. Базовые логические: Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 2.Базовые исследовательские: Выполнение проекта и оценка результата своей работы 3.Работа с информацией Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли. 1.Общение. «Выскажи мнение: для чего нам нужна речь?» 2.Совместная деятельность. Работа в парах группах. Регулятивные УУД. 1.Самоорганизация. Планированию учебных действий с языковым материалом способствуют задания к упражнениям учебника, указывающие порядок выполнения действий, памятки, алгоритмы. 2.Самоконтроль. В заданиях и упражнениях учебника « Проверь себя» заложен самоконтроль и рефлексия. |
1