Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Гребенева Лира Вячеславовна
Преподаватель:
Харланова Юлия Викторовна
Задания по теме 2.2. Обучение дошкольников счетной и вычислительной деятельности
Задание 1. Проанализируйте самостоятельно разработанное занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу:
Знакомство с числами до трех: Число 3.
Цель занятия:
- знакомить детей с взаиморасположением тел в пространстве, формирование понятий «перед», «после», «между»;
- знакомить с числами 1,2,3 и учить соотносить числа с пальцами рук;
- формировать умение выполнять действия по заданной теме (работа с карточками);
- учить работать по образцу;
-развивать внимание и моторику рук;
-знакомить с названиями основных цветов.
Ход занятия.
-
Игра в бруски.
Перед детьми ряд из шести брусков, выстроенных лесенкой. Дети называют цвет каждого бруска. Затем они закрывают глаза, а воспитатель прячет один брусок. Дети открывают глаза и называют какого цвета брусок был спрятан. Педагог ставит брусок обратно как бы «ошибаясь», дети поправляют воспитателя, показывают между какими брусками должен стоять спрятанный брусок. Следует добиваться, чтобы дети, не покидая своих мест, называли цвет и расположение бруска, а также использовали в речи понятия «между», «после», «до», «перед».
-
Игра «Число»
Детям дается одно колечко, воспитатель просит надеть колечко на пальчик назвать цвет колечка и говорит:» Одно колечко». Затем педагог просит убрать колечки на место.
-
Физкультминутка «Зарядка по карточкам».
Воспитатель под музыку показывает карточки со схематичным изображением движений, которые дети выполняют.
-
Игра «Выложи палочками».
Педагог раздает счетные палочки и заранее подготовленные листочки,на которых распечатана схема «домика». Дети под музыку выкладывают счетные палочки по образцу, при необходимости педагог помогает.
В конце занятия дети встают со своих мест и смотрят, какие красивые домики у них получились.
Вопросы | Возрастная группа 3-4 года. | |
Комментарий | ||
Соответствие занятия перспективному плану | + | |
Соответствие поставленных на занятии задач | возрастным психологическим особенностям детей группы | +Занятие соответствует возрасту 3-4 лет |
требованиям учебной программы дошкольного образования | + соответствует | |
Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие) | +задачи занятия направлены на развитие, обучение и воспитание детей. | |
Подготовка к занятию | Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.) | Занятие построено с учетом санитарно- гигиенических требований |
Эстетичное оформление наглядных материалов | + красочные наглядные материалы | |
Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов | + все материалы необходимы для определенных целей | |
Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования | + все средства наглядности находятся в свободном доступе | |
Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм | коллективная | |
Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.) | + на занятии используется сюрпризный момент, поисковый метод, используются приемы такие как : показ объяснение,напоминание,указание | |
Реализация здоровьесберегающего подхода | Индивидуально-дифференцированный подход к детям | + оказание помощи с помощью наводящих вопросов, индивидуальная помощь |
Оптимальная длительность занятия | + длительность занятия соответствует возрасту | |
Интеграция разных видов детской деятельности | + речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие | |
Использование физкультминутки, смена поз | + использована игра «Зарядка по карточкам» | |
Контроль за правильностью осанки | +педагог следит за осанкой детей | |
Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте) | Интерес | + |
Активность | + | |
Проявление инициативы | + | |
Полнота ответов | Присутствовали ответы хором | |
Умение адекватно оценивать собственную работу | _ | |
Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности | Не требовалось | |
Рефлексия | + в конце занятия педагог хвали детей и спрашивает про понравившиеся моменты. |
Задание 2. Составьте конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности.
Фрагмент занятия по обучению счетной вычислительной деятельности.
Задачи занятия:
- обучение вычислительной деятельности;
-знакомство с цифрой и числом 0;
- закреплять знания о взаимном расположении чисел на числовом луче;
- учить отвечать на вопрос «На сколько больше?».
Ход занятия:
1. Сказка о Нуле.
-Жило было Число. И решило оно пригласить к себе в гости цифры. Назовите их по порядку.
Дети встают и хором называют: 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
-Сколько всего цифр? – Десять. И сказало Число цифрам: «Хочу увеличиться!» Достало Число из сундука знак «плюс» (педагог показывает карточку) и стало складываться с каждой цифрой, обозначающей число. Что происходило с Числом, когда к нему прибавляли цифры? –Оно увеличивалось! Но вот к числу подошел Ноль и прибавился. Что произошло с Числом? – Оно не изменилось! Не понравилось это Числу. «А теперь я хочу уменьшаться!»,- сказало Число и достало из сундука знак «минус» (педагог показывает карточку). Что произошло с Числом, когда отнимались цифры? Правильно! Оно уменьшалось! Но вот к Числу подошел Ноль и отнялся. Что произошло с Числом? Да, оно не изменилось. Опять не понравилось это Числу! Рассердилось оно и прогнало Ноль. Пошел Ноль гулять по свету сам по себе. А Число снова говорит всем цифрам: «Хочу, чтобы из цифр числа получились!» Позвало оно число 12, прибежали цифры…1 и 2. Позвало число 20, прибежало только 2. Позвало число 100, прибежала только … 1. Как так? Пришлось Числу срочно искать цифру Ноль и больше никогда не выгонять.
Игра «Живые числа».
Группа делится на две команды. Каждой команде раздается набор карточек с цифрами от 0 до 9. Воспитатель называет двухзначное число. Выходят два ребенка, у которых на карточках изображены числа, входящие в состав названного двухзначного числа. Дети становятся рядом, в правильном порядке. Команда, которая первая верно составила число, получает очко. Выигрывает та команда. Которая наберет больше всего очков. В конце дети выясняют на сколько очков больше у команды- победителя.
Игра «Покажи число пальцами»
Воспитатель показывает число при помощи пальцев рук, дети хором его называют. Следует показывать, как можно больше вариантов одного и того же числа. Например, число 7: 4 пальца левой руки и 3 пальца правой руки, 5 пальцев правой руки и 2 пальца левой руки. Затем, педагог называет число, а дети показывают его пальцами.
Задания по теме 2.3. Развитие представлений о величине и способах её измерения
Цель: закрепление знаний о развитии представлений о величине и способах её измерения, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 3. Разработайте 2-3 упражнения (игры) на развитие представлений о величине и способах ее измерения для применения на занятии по формированию математических представлений.
Игры для развития представлений о величине.
-
«Уложим кукол спать.»
Возраст: средняя группа.
Цель: формировать умение сравнивать два предмета по высоте, длине, ширине путем приложения друг к другу.
Материалы и оборудование: две куклы, разные по росту, две кроватки разной длины, две простыни и два одеялка разной длины и ширины, игрушечная посуда, продукты.
Ход игры: Две куклы приходят в гости к детям. Дети знакомятся с куклами, играют с ними, угощают вкусным печеньем, чаем, фруктами. Они и не заметили, как куклы устали и им пора отдохнуть. Их нужно уложить в кроватку. Так как кукла разные по величине, им нужно правильно подобрать кроватки и постель. С помощью воспитателя дети выполняют это задание. Они достают из коробки простыни и одеяла, сравнивают их и застилают кроватки. Затем укладывают кукол в правильные кроватки. Педагог следит за речью детей, обращает внимание на то, чтобы дети использовали слова: «длиннее-короче», «шире – уже», «выше – ниже».
2. «Дерево»
Цель: учить сравнивать два предмета с помощью мерки.
Материалы: наклеенные на лист два одинаковых дерева, полоска цветной бумаги – мерка, ножницы и карандаш.
Ход игры: Воспитатель показывает детям два дерева, которые наклеены на лист бумаги.
- Дети, как нам узнать, какое дерево выше?
Для того, чтобы узнать, какое дерево больше, нужно использовать третий предмет – полоску бумаги. Педагог показывает детям, как выполнять задание. Из данной полоски вырезают мерку, которая в точности соответствует длине одного из деревьев. С помощью этой полоски, приемом наложения, дети определяют длину дерева. Затем дети сравнивают высоту, прикладывая мерку сначала к одному дереву, потом к другому. Измеряют по одному из деревьев, ставят метку карандашом и отрезают лишнее.
Примеряя мерку к другому дереву, вместе с педагогом делают вывод, что мера короче или длиннее, чем другое дерево. Лишнее отрезают.
Задание 4. Разработайте проблемные ситуации для измерения длины, емкости и площади с помощью условной мерки.
Проблемная ситуация для измерения емкости.
Цель: учить определять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Материалы для занятия: миска с пшеном (не больше 6 стаканов), стакан, одна пустая миска, кубики.
Ход занятия: Воспитатель говорит, что у нее есть миска с пшеном. Нужно сосчитать, сколько стаканов пшена в этой миске. Педагог вызывает детей по одному. Ребенок выходит, набирает стакан, воспитатель обращает внимание, что стакан должен быть полным. Затем он высыпает стакан в пустую миску и ставит рядом кубик, чтобы не запутаться в счете: стаканов с пшеном столько же, сколько и кубиков.
Далее педагог вызывает других детей. Дети считают так же, пока пшено не закончится. Воспитатель считает с детьми кубики – их шесть.
- Дети, сколько получается стаканов с пшеном?
- Шесть стаканов с пшеном.
Нужно следить за тем, чтобы дети давали полный ответ: называя количество мерок, обязательно говорили название отмериваемого материала.
Проблемная ситуация для измерения длины.
Цель: учить измерять длину предмета с помощью мерки.
Материалы: лента, мерка,кубики.
Ход занятия: Воспитатель закрепляет горизонтально ленту на доске.
- Посмотрите, какая красивая ленточка на доске! Мы из неё будем делать бантики — вот такой длины (показать мерку). Интересно, сколько бантиков из неё у нас получится? Как узнать?
Дети отвечают.
Педагог показывает, как нужно измерять.
Нужно начинать мерить с самого края ленты, отметить конец мерки. После того, как мерка уложится полностью, поставить кубик, чтобы не запутаться. Переносим мерку, повторяем действия, продолжаем измерение.
Когда измерение закончилось, дети считают сколько кубиков получилось. Значит столько бантиков они сделают из этой ленты. Лента разрезается по количеству кубиков. Воспитатель следит, чтобы ответы детей были полными.
Проблемная ситуация для измерения площади с помощью условной мерки.
Цель: формировать представление о новом способе измерения и сравнения площадей в помощью условной мерки.
Материалы: Два листа с распечатанным планом площади теплиц.
Ход занятия: Воспитатель спрашивает детей, любят ли они цветы. (любят) Когда люди дарят друг другу цветы? (на праздники). Где люди берут цветы для праздника? (в цветочном магазине) А где выращивают цветы? (в теплицах) Их выращивают цветоводы.
- Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Вам интересно, что в письме? (интересно) Мне тоже интересно! Давайте вместе откроем его и прочтем.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам цветоводы из теплицы «Крона», которая находится в г. Волгограде. Нам очень нужна ваша помощь. Из нашей теплицы все цветы увезли в цветочный магазин. Нам нужно посадить новые. Помогите нам определить бОльшую площадь для посадки роз, а на меньшей – посадим тюльпаны.»
- Ну что, поможем цветоводам? (поможем). У нас есть два плана площади: красный и зеленый. Как будем определять, какая площадь больше, какая меньше? (слушает ответы детей) Мы определим это путем наложения этих площадей друг на друга. (накладывает площади друг на друга) Какая площадь больше, какая меньше? ( красная больше, зеленая меньше).
-Делаем вывод: на красной площади цветочницы посадят розы, а на зеленой –тюльпаны.
-Спасибо вам, ребята, за вашу отзывчивость.
Задания по теме 3.2. Развитие пространственных представлений дошкольников
Цель: закрепление знанийо развитиипространственных представлений дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 5. Разработайте комплекс заданий (не менее 4) по развитию временных и пространственных представлений у детей подготовительной группы, используя наглядные средства.
Комплекс заданий по развитию временных и пространственных представлений у детей в подготовительной группе.
Задачи:
- продолжать формировать пространственные и временные представления у детей;
- закреплять последовательность времен года и месяцев;
Материалы и оборудование:
Игрушка среднего или маленького размера, коробка, карточки с фигурами.
Ход занятия:
-
«Продолжи».
Воспитатель говорит фразу, а дети ее продолжают.
- «Рисовать мы будем…» (сегодня)
- «В спортивный зал мы пойдем…» (завтра)
- «Занятие по математике у нас было…» (сегодня)
- «На прогулку мы ходили …» (вчера).
И т. д.
-
«Где игрушка?»
Педагог берет игрушку, кладет ее на стол и спрашивает детей «Где игрушка?» (на столе). Затем прячет под стол: «Где игрушка?» (под столом). Игрушку кладет в коробку: «Где игрушка?» (в коробке), достает игрушку и ставит за коробкой: «Где игрушка?» (за коробкой) и т.д.
-
«Где находится фигура?»
Педагог показывает заранее приготовленные карточки