Файл: Магистрант 1 курса специальности Менеджмент Евразийского Национального университета им. Л. Н. Гумилева Научный руководитель доктор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Көшербек Азамат Амангельдыұлы
Магистрант 1 курса специальности «Менеджмент»
Евразийского Национального университета им. Л.Н. Гумилева
Научный руководитель – доктор PhD,
профессор кафедры «Менеджмент» Курманов Н.А.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ В СФЕРЕ ОРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация
В статье рассмотрено управление качеством услуг в сфере образования. Рыночные условия функционирования всей сферы услуг, и, в частности, учреждений сферы образования резко повышают теоретический и практический интерес к исследованию вопросов повышения конкурентоспособности и качества услуг в условиях нарастающей конкурентной борьбы. Динамичное развитие макросреды учреждения, оказывающего образовательные услуги, диктует необходимость постоянного контроля складывающейся ситуации и внесения соответствующих корректив в свою деятельность, что позволит сохранить и укрепить конкурентные позиции. Создание единого образовательного пространства требует применения новых методов управления, способствующих повышению конкурентоспособности и качества услуг образовательного учреждения. Осознание человека, его знаний, компетенций, креативности в выборе и принятии нетривиальных решений как достижения наивысшей общественной ценности является характерной чертой современной действительности всех государств и регионов.
Ключевые слова: управление, качество услуг, сфера образования, образовательные услуги, конкурентные позиции
Annotation
The article discusses the quality management of services in the field of education. Market conditions for the functioning of the entire service sector, and, in particular, educational institutions, sharply increase theoretical and practical interest in the study of issues of increasing competitiveness and quality of services in the context of increasing competition. The dynamic development of the macro-environment of an institution providing educational services dictates the need for constant monitoring of the current situation and making appropriate adjustments to its activities, which will preserve and strengthen its competitive position. The creation of a unified educational space requires the use of new management methods that contribute to improving the competitiveness and quality of educational institution services. The awareness of a person, his knowledge, competencies, creativity in choosing and making non-trivial decisions as achieving the highest social value is a characteristic feature of the modern reality of all states and regions.
Keywords: management, quality of services, education, educational services, competitive positions
Сентябрьское Послание Главы государства К. К. Токаева народу нашей страны «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» ориентирует нас на такие основные цели, как развитие экономики и решение социальных проблем. А ведь и там, и там одним из важнейших условий является качественное образование. Поэтому не случайно, что первым же направлением в четвертом приоритете Послания (Новый этап социальной модернизации) стало именно повышение качества образования[1].
В Казахстане принят новый национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», который призван системно решать самые насущные проблемы образования: дефицит ученических мест, развитие сельских школ, реализацию подушевого финансирования, подготовку педагогов, доступность детских садов, колледжей и так далее. При этом новый проект не оторван от предыдущих программ и продолжает осуществлять ранее невыполненные задачи[5].
Новый проект на площадке СЦК презентовал министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. По его словам, в проекте отражена вся образовательная политика страны. В частности, обеспечение доступности и качества дошкольного воспитания и обучения, повышение качества среднего образования, сокращение разрыва между регионами, городскими и сельскими школами, обеспечение школ комфортной безопасной средой, реализация доступного и качественного технического и профессионального образования, повышение конкурентоспособности вузов.
Документ состоит из 4 направлений, 5 задач, 15 показателей и 26 мероприятий.
«Особенностью проекта является то, что он сконцентрирован на конкретных и самых важных задачах. Если вы сравните с госпрограммой развития образования и науки РК на 2016-2019 гг., то здесь почти в 10 раз меньше мероприятий. Это не говорит о том, что проблем меньше будет решаться, здесь государство концентрируется на основных достижимых, самых необходимых задачах», – пояснил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов.
Годы реализации проекта – 2021-2025 гг. При этом он будет действовать совместно с концепцией развития образования, которую планируется утвердить до конца текущего года. Чтобы решить все спорные вопросы, документ в ходе разработки прошел детальное обсуждение с экспертами, общественниками и отработан со всеми заинтересованными госорганами.
Асхат Аймагамбетов подробнее остановился на задачах нацпроекта «Качественное образование «Образованная нация».
Первая задача – обеспечить доступность и качество дошкольного воспитания и обучения. Для выполнения этой задачи будет продолжена работа по развитию сети дошкольных организаций через размещение госзаказа путем ваучерного финансирования по принципу «деньги за ребенком». В результате к 2025 году охват детей дошкольным образованием в возрасте от 2 до 6 лет достигнет 95%, от 3 до 6 лет – 100%.
Кроме того, в рамках поручения Главы государства во всех дошкольных организациях будет внедрена новая модель развития ребенка. Будет изменен государственный стандарт на основе принципа «обучение через игру».
Вторая задача – повышение качества среднего образования. В частности, будет продолжено сокращение разрыва в качестве обучения между регионами, городскими и сельскими школами (PISA). Поэтому большое внимание будет уделяться повышению качества обучения, будут приняты комплексные меры по снижению разрыва в качестве знаний учащихся. Также будут продолжены работы по переходу на 12-летнее обучение. С этого года планируется размещение госзаказа на дополнительное образование. Этот процесс будет проходить на конкурсной основе и в частных организациях.
Третья задача – обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой. Для сокращения дефицита ученических мест к 2025 году запланировано строительство 1000 школ. В результате ожидается ликвидация трехсменных и сокращение доли аварийных школ до 0,1%.
К 2025 году будут модернизированы 5 тысяч школ в малых городах, районных центрах и селах. В организациях образования будут созданы безопасные и комфортные условия для обучения детей. В планах – обеспечение высокоскоростным интернетом, обновление школьной мебели, модернизация школьных библиотек и столовых. 90% школ будут оснащены предметными кабинетами, 100% школ обеспечены системой безопасного доступа, охраны и контроля.
Четвертая задача – обеспечение доступным и качественным техническим и профессиональным образованием. К 2025 году 100% молодежи будут обеспечены бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям.
Продолжится работа по оснащению учебно-производственных мастерских колледжей современным оборудованием. На базе колледжей в рамках проекта «Жас маман» будут созданы 20 центров компетенций. В результате увеличения охвата ожидается снижение доли молодежи категории NEET.
«По высшему и послевузовскому образованию тоже стоят конкретные задачи, индикаторы. Это создание 20 центров академического превосходства (15 региональных и 5 педагогических вузов), создание двух региональных вузов по опыту Назарбаев Университета», – подчеркнул министр[5].
Вместе с тем, до конца 2025 года планируется открытие 5 филиалов зарубежных вузов, что позволит сократить отток молодежи.
Пятая задача – повышение конкурентоспособности казахстанских вузов.
Система образования готовит целые поколения людей к самостоятельной жизни, формирует личность человека и успех этого формирования, во многом обусловлен качеством предоставляемых услуг образовательных учреждений.
В настоящее время коллективы образовательных учреждений самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определённых законами Республики Казахстан. В связи с чем, актуальным является вопрос контроля и управления качеством услуг, предоставляемыми учреждениями образовательной деятельности, соответствия её предъявляемым требованиям государственного образовательного стандарта в сфере образования.
Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством.
Качество образования – это совокупность характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и эффективное формирование компетентности и профессионального сознания.
Понятие «качество образования» включает 3 блока:
• Качество основных условий образовательного процесса.
• Качество реализации образовательного процесса.
• Качество результатов образовательного процесса.
Можно выделить три группы характеристик:
• качество потенциала достижения цели образования,
• качество процесса формирования профессионализма
• качество результата образования.
Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество педагогического состава, качество обучающихся, качество информационно-методической базы.
Качество процесса формирования профессионализма - это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения обучающихся к образованию, интенсивность образовательного процесса, управление образованием[3].
Качество результата образования - осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей обучающихся, овладение методологией самообразования, знания, практические навыки, трудоустройство выпускников их карьера.
Контроль качества образования вызван необходимостью создания единого образовательного пространства в Казахстане, что позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений. Кроме того, повышение качества образования, призвано обеспечить общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности.
Для того чтобы оценивать качество образования, надо установить состав характеристик, которые его отражают и дают возможность комплексной оценки. Качество - многофакторное явление, и поэтому его характеризует множество параметров.
Весь комплекс характеристик можно представить в пяти группах: профессиональные знания, готовность к профессиональной деятельности, структура индивидуально-профессиональных качеств, самосознание профессионализма и группа дополнительных качеств, отражающих общекультурный потенциал успешной профессиональной деятельности. По каждой из этих групп можно установить как минимум по четыре наиболее важные характеристики. Получится двадцать характеристик качества образования. Их можно использовать как для контроля качества образования, так и для анализа, и исследования качества.
Существуют измерители (средства) и методы оценки этих характеристик, методы, которые бы отражали идеологию качества образования и конкретный механизм управления качеством, основанный на измерении качества в соответствующей количественной оценке.
В Казахстане качество высшего образования контролируется государством, независимой аккредитацией и сертификацией квалификаций по регулируемым профессиям. Государство обладает разнообразными механизмами такого контроля. К ним относятся законодательное обеспечение, лицензирование, государственный заказ (образовательные гранты), ГОСО, обеспечение качества учебных материалов, государственный контроль (в том числе за выполнением законодательства).
В сфере образования в Казахстане уже многое сделано и делается. Идет всестороннее, в том числе и законодательное, совершенствование образовательной системы, ее вклада в развитие экономики и общества, что для нас особенно важно. Одновременно есть и ряд вопросов по качеству образования, еще не до конца осмысленных и решенных.
Главные цели и требования к качеству образования можно характеризовать следующим образом:
1. В дошкольном воспитании – получить качественную подготовку к школе.
2. В среднем образовании – получить достаточно системное понимание азов наук и начальные навыки их использования в жизни.
3. В техническом и профессиональном образовании (ТиПО) и вузах – получить знания, умения и навыки, конкурентоспособные на международном уровне и реально востребованные экономикой и обществом.
Так, по сведениям МОН РК, часть дошкольных организаций размещается в недостаточно приспособленных помещениях. Во многих организациях имеется недостаток квалифицированных кадров, а в некоторых даже отмечается отсутствие образовательного компонента. А ведь дошкольные организации, согласно типовым правилам, должны, кроме воспитательной работы, проводить и организованную учебную деятельность по таким направлениям, как здоровье, коммуникация (речь, литература, основы грамоты), познание (начала математики, естествознание), социум (самопознание, окружающий мир, основы экологии). Закрывать глаза на это, решив