ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Б. Акунин: «Одно из самых захватывающих зрелищ на свете - смотреть, как работает Мастер, и не суть важно, чем именно он занимается. Пишет картину, рубит мясо, чистит ботинки - не имеет значения. Когда человек выполняет дело, ради которого родился на свет, он великолепен».
Вопросы:
1. К какой стадии становления профессионала (по Е.А. Климову) может относиться этот отрывок?
Важным результатом деятельности человека является его становление и развитие, со временем у него возникают новые представления о будущем, приобретается опыт и развиваются способности. Причастность человека к профессии накладывает «отпечаток» на его душевный склад (миропонимание, интересы, структуру опыта, отношения к разным сторонам действительности и подобное). Климовым Е.А. в учебном пособии «Путь в профессионализм» выделены следующие фазы профессионального становления: фаза оптации, фаза адепта, фаза интернала, фаза мастера, фаза авторитета и фаза наставничества.
Отрывок из книги Б. Акунина «Кладбищенские истории» по градации предложенной Е.А. Климовой можно отнести к стадии авторитет. «Авторитет как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами. В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. Именно так описывает в своей книге авторитетного мастера-профессионала Б. Акунин.
2. Какие личностные качества необходимы, чтобы достичь этой стадии по вашему мнению?
В качества профессионального развития личности и прежде всего специализации (мастерства) в своей определенной профессионально области, необходимо задействовать ряд личностных качеств. Здесь также необходимо отметить факт того, что в разных областях мастерства они могут быть абсолютно разные, но также существует ряд личностных качеств которые присутствуют абсолютно у всех профессионалов (мастеров) своего дела. Прежде всего это, самоподгтовка, анализ, адекватная оценка собственных способностей, упорство, самостоятельность, самосовершенствование, творческий посыл, умение принимать решения.
3. Предложите возможную стратегию личного и профессионального развития для достижения этой стадии становления профессионала.
Профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно, как в процессе профессионального обучения, так и при осуществлении профессиональной деятельности.
Возможной стратегией личного и профессионального развития в становлении личности как профессионала, может быть следующая:
- Планирование (на данной стадии индивид планирует в какой именно профессиональной отрасли он может специализироваться, учитываются возможности, желания, интерес);
- Мотивация (здесь нужно определить стимул для каких целей будут предприниматься усилия, деньги, самомнение, авторитет);
- Самоподготовка (саморазвитие) (на этой стадии индивид путем поиска старается начать свой профессиональный путь, это может быть определенная литература или например наставничество более профессионального коллеги, ментора и т.д.).
- Анализ (оценка) (на этом этапе индивид уже может оценить какие-либо приобретенные качества, провести анализ и оценку своих способностей и разработать план дальнейших действий, либо отказаться от задуманного).
- Самосовершенствование (путь самосовершенствования на котором оттачиваются приобретенные навыки, «шлифуется» мастерство) как правило на этой стадии мастер выполняет свою работу «легко и непринужденно отточенными движениями», то есть профессионально.
2. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Кандидат А: Рационален и любопытен. Нет склонности к материализму и лучшим результатом своей деятельности скорее посчитает не наличие денег, а какое-то новое научное открытие.
Кандидат В: Абсолютно непрактичен и непоследователен, склонен к импульсивным решениям, обладает богатым воображением и оригинальностью. От монотонной деятельности впадает в уныние.
Вопрос:
-
Какой тип личности по Дж. Холланду наиболее свойственен каждому кандидату?
Дж. Холландом выделены шесть разновидностей личности, которые влияют не только на профессиональное самоопределение, но и на самоопределение личностное:
Кандидат А, относится к типу личности Исследователь. Вот как А. Холланд описывает исследователя: «Хороший аналитик. Рационален и любопытен. Нет склонности к материализму и лучшим результатом своей деятельности скорее посчитает не наличие денег, а какое-то новое научное открытие».
Кандидат Б, относится к типу личности Артист: «Данный тип личности можно назвать противоположным реалисту типом. Обычно, абсолютно непрактичен и непоследователен, склонен к импульсивным решениям, обладает богатым воображением и оригинальностью. От монотонной деятельности впадает в уныние».
2. Какому больше подойдут инженерные профессии? Кому социальная сфера? Кому творческие профессии?
В данном случае инженерные профессии, а также профессии социальной сферы больше подходят кандидату А, так как данные профессии требуют рациональности, упорства, тяги к новым открытиям.
Кандидату Б, вследствие его импульсивности и наличия богатого воображения больше всего подойдут творческие профессии.
3. Какой вы тип личности по Дж. Холланду? Соответствует ли ваша профессия вашему типу?
В силу своей профессиональной деятельности, финансовый аналитик, считаю, что по типу личности мне больше подходит «исследователь», т.к. моя работа требует упорства и рациональности.
3. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Иванов работает в отделе снабжения уже 5 лет, находится на хорошем счету у руководителя и очень хорошо справляется со своими обязанностями. Руководитель отдела собрался уходить на пенсию, и Иванов ждал, что его повысят. Однако, когда руководитель отдела ушел на заслуженный отдых, на его место взяли нового сотрудника.
Вопросы:
1. Какой кризис становления профессионала скорее всего испытывает Иванов?
По условиям задания Иванов отработал в отделе снабжения уже 5 лет, следовательно к этому времени им были освоены основные принципы работы, он продуктивно (производительно и качественно) выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.
Тем не менее, несмотря на свой профессиональный рост на место на которое рассчитывал Иванов в последствие приняли другого работника, соответственно динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития, потребность в самоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью.
На данном этапе осознанно или неосознанно Иванов испытывал потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста он испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии. Таким образом, у Иванова наблюдается кризис профессионального роста, т.к. все его достижения руководством не были оценены в должной мере.
2. Какие факторы этого кризиса вы можете назвать? Как они проявляются?
Основными факторами профессионального кризиса могут быть: неудовлетворенность своим положением, статусом, неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд), психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»), чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм, изменение жизненной ситуации.
Кризис профессионального роста проявляется в неудовлетворенности занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребности в дальнейшем повышении квалификации, ухудшении финансовых возможностей, все эти факторы «давят» на работника, что может в дальнейшем привести к ухудшению здоровья, неудовлетворенностью жизнью, чувству невостребованности.
3. Предложите возможные пути профессиональной реабилитации.
Возможными путями профессиональной реабилитации для Иванова могут стать: разработка стратегии профессионального роста, прохождение тренингов личностного и профессионального роста, рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста, профилактика профессиональной дезадаптации; овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций, повышение квалификации или переход на новую квалификационную категорию или должность, смена места работы.
4. Посмотрите видео. Полностью ли вы согласны с мнением известного психолога? С чем согласны, а с чем - нет? Напишите небольшое (500-1000 слов) эссе.
Ссылка
youtu.be/CChz4je2UzA
В видео-передаче М. Лабковского «Как пережить карьерный кризис» идет обсуждение не только карьерного кризиса как такового, но в основном сделан упор на проявление своих желаний, это касается как обучения так и профессиональной деятельности.
Так психолог предлагает «перестать делать всё на автомате, спрашивать себя что я хочу, внутренне стать другим человеком, ощутить собственную потребность в профессионализме», нельзя не согласиться с этими выводами, т.к. они изначально определяют профессиональный статус и личностный рост в дальнейшем.
В то же время утверждение М. Лабковского о том, что «образование важно только для наемной работы» в корне неверно, т.к. получение образования способствует не только получению профессиональных навыков, но и становлению личности, приобретению опыта и других важных качеств.
Что касается карьерного кризиса, то здесь исходя из примеров психолога, можно отметить, что иногда смена деятельности положительно влияет на только на доходы индивида, но также способствует принятию важного решения в определении своих желаний и возможностей и как следствие в результате достичь определенных высот (целей), что в частности может привести к ключевым изменениям в жизни.