Файл: Программа профессиональной переподготовки Практическая психология и коучинг современные подходы к работе с клиентами (1560) Дисциплина Основы психотерапии Индивидуальное практическое задание.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология и коучинг: современные подходы к работе с клиентами (1560)

Дисциплина: Основы психотерапии

Индивидуальное практическое задание,


Выполнил:

слушатель Ремизова Екатерина Олеговна

Преподаватель:

Лебедев Владимир Борисович

г. Москва - 2023


Инструкция к заданию
1. Описать некую свою собственную проблему, жалобу. Будьте внимательны к тому, чтобы это была реальная проблема, но настолько значительная, насколько Вы готовы поделиться. Заботьтесь о своих границах, выбирайте учебную задачу, которую Вы сможете обсуждать.

2. Переформулируйте жалобу в запрос, используя лекцию 2 и материалы других лекций. Возможно, это получится лишь частично. Опишите в этом пункте свои рассуждения, как и почему Вы из жалобы делаете тот или иной запрос.

3. Перечислите ту информацию, которую необходимо собрать, чтобы точнее сформулировать запрос и определить стратегию работы. При описании стратегии желательно указывать, из какого психологического направления, из какой теории Вы исходите.

Оформите в виде таблицы:


О ЧЕМ СПРОСИТЬ

ЗАЧЕМ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ

1.




2.




3.




4. и далее





1. Описать некую свою собственную проблему, жалобу. Будьте внимательны к тому, чтобы это была реальная проблема, но настолько значительная, насколько Вы готовы поделиться. Заботьтесь о своих границах, выбирайте учебную задачу, которую Вы сможете обсуждать.

15 лет я находилась в неблагополучном браке. В самом начале наших отношений я чувствовала, что что-то не так, но не могла понять, в чем дело. Жизнь шла, было много забот, родились двое детей, много бытовых и других семейных вопросов. Я заглушала в себе чувство дискомфорта рядом со своим мужем. Когда дети подросли и я подняла голову от бесчисленных забот, я решила разобраться в себе и ситуации. Были попытки обратиться к психологам, но неудачные. Сейчас я понимаю, что это было жесткое сопротивление с моей стороны. В 39 лет нашла «своего» психолога. В сессиях тоже по началу были перерывы, мне казалось что психолог меня не слышит, я не чувствовала улучшение, мне становилось только хуже. Спустя некоторое время я вернулась к этому специалисту и началась продуктивная работа. Как говорится: учитель приходит к ученику, когда тот готов…


Ситуация в семье сложилась таким образом, что муж постоянно обесценивал меня (да кому ты нужна с двумя детьми и пр.), принижал (да что ты такого особенного по дому делаешь, дел-то на 10 минут в день и т.д.), давил, переворачивал наоборот какие-то очень важные моменты (я такого не говорил, чего ты придумываешь, все не так было..), шантажировал деньгами (если уйдешь, дети будут твоими проблемами, а не моими), уходом (я уже разводился и с тобой легко разведусь).

Я хотела развестись с ним, но все попытки уйти заканчивались для меня ужасной депрессией, я не могла есть, спать, работать. В итоге я возвращалась в отношения.

Я не могла понять, почему я не могу выйти из этих очевидно разрушительных для меня отношений, почему я не могу отстоять себя в важных для себя вопросах.
2. Переформулируйте жалобу в запрос, используя лекцию 2 и материалы других лекций. Возможно, это получится лишь частично. Опишите в этом пункте свои рассуждения, как и почему Вы из жалобы делаете тот или иной запрос.

Чтобы понять цель работы и оценить, смогу ли я оказать помощь, необходимо сформировать запрос. Для этого необходимо задать клиенту вопросы, уточнить детали, чтобы понять, что на самом деле происходит с клиентом и что привело его к текущей ситуации в жизни.
3. Перечислите ту информацию, которую необходимо собрать, чтобы точнее сформулировать запрос и определить стратегию работы. При описании стратегии желательно указывать, из какого психологического направления, из какой теории Вы исходите.


О ЧЕМ СПРОСИТЬ

ЗАЧЕМ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ

1. Вопрос про семью клиентки: полная ли семья, есть ли братья, сестры.

Для того, чтобы прояснить ранние жизненные обстоятельства клиенты.

2. Как складывались отношения в семье?

Для того, чтобы уточнить, не является ли выбор такого партнера следствием деструктивных детско-родительские отношений или проекцией чувств клиентки родительских отношений.

3. Что изначально привлекло в партнере?

Для того, чтобы порефлексировать на тему того, что компенсировали или давали эти отношения.

4. Когда впервые возникло чувство дискомфорта рядом с мужем.

Для того, чтобы более подробно проанализировать ситуацию и дать пространство клиенту для выражения своих чувств относительно ситуации.

5. Были ли такие ситуации раньше с другим партнером?

Что она чувствует, когда вспоминает об этом опыте?

Чтобы понять цикличность ситуации и дать осознание, что возможно выбор обьюзивных партнеров связан с более глубокими проблемами (возможно из детства) самой клиентки, которые требуют проработки.

6. Какой самый большой страх вызывает факт возможного развода?

Какие чувства она при этих мыслях испытывает?

Для того, чтобы помочь осознать, что проблема не в разрушении брака и потере конкретного мужа. Чтобы проработать в дальнейшем более глубинные страхи (одиночество, ответственность за детей, отсутствие опоры и т.д.)

Подсветить в дальнейшем сильные стороны клиентки, помочь ей осознать, что у нее есть все ресурсы, чтобы начать жить полноценной жизнью.



Эти вопросы помогут более детально понять суть происходящего и выявить проблему, которая не дает клиентке жить полноценной счастливой жизнью. На моем личном опыте могу сказать, что была проделана огромная работа. Выявились давние детские травмы, вопросы личных границ и опоры.

Психологическое направление: в ходе работы я бы руководствовалась принципами гештальт - терапии.

ЗАДАНИЕ 2.

В этом задании Вам предлагается выполнить самодиагностику по методу направленного аффективного воображения (или символдрамы) Х.-К. Лейнера с использованием символического образа ручья - одного из пяти “мотивов” базового уровня.

Инструкция к заданию 2.

Прослушайте тестовый аудиофайлс инструкциями (

, длительность – около 7 минут), после этого ознакомьтесь с основами интерпретации мотива (Brook Description.pdf).

Затем проанализируйте свои результаты (в свободной форме, но достаточно детально) и вышлите отчет по заданию. За рисунок – плюс 5 баллов))

Для выполнения задания я выбрала вечернее время, когда была возможность оказаться наедине с собой. Поэтому с самого начала выполнения упражнения у меня не возникло проблем с расслаблением.

Образ ручья пришел в голову довольно быстро. Для меня это был теплый летний день, светило солнышко, но было не жарко, так как дул легкий ветерок. Ручей был не глубокий, с чистой прозрачной водой. Заглядывая в воду можно увидеть маленькие камушки на дне. Они такие гладкие , что даже не мешают воде проходить над собой.

Идем в место, откуда ручей берет начало. Ручеек бежит по довольно крупной поляне. Вдалеке можно заметить лес. Есть небольшие ухабы, но они не мешают ручью течь туда, куда он хочет. Я пришла к довольно большой скале, с которой ручеек и падает. Откуда-то сверху, прорывая камень скалы, он сбегает вниз.

Вода чистая и прохладная, я даже осмелилась ее попить. В такой теплый день не пила ничего слаще. Вода сразу охладила все тело изнутри. Даже возникло желание поиграть с водой, окунув в нее руки.

Ручей бежит далеко-далеко, журчит, прыгает через маленькие камушки. Почему-то возникает чувство, что ему весело.

Исходя из анализа, предложенного в файле, мой ручей довольно позитивный.

Тот факт, что вода весело бежит, урчит, легко обходит камушки и ухабчики,
может указывать на сильную энергетику, активный темп жизни. Легко прохожу какие-то препятствия, и они никак не влияют на ход моей жизни.

Чистая вода символизирует о личностной гармонии, нет никаких загрязнений, что свидетельствует об отсутствии неизжитых травм.

Тот факт, что к ручью легко пройти, он как бы бежит по поляне, доступный на всем протяжении свидетельствует о том, что я нахожусь «в ресурсе». Снижение психофизического потенциала не наблюдается.

Отсутствие препятствий на пути ручья свидетельствует об отсутствии непроработанных психотравм и ограничений.

Исток. Здесь у меня двоякое чувство. Исходя из анализа, там стоит препятствие (скала). И ручей пробивается через камень. Что может свидетельствовать о каких-то глубинных проблем. Но когда я увидела эту скалу в процессе медитации, мне этот образ казался позитивным. Огромная скала, сильная, мощная, высокая. И этот маленький ручеек весело прорывается через камень и начинает свой жизненный путь.

Подводя итог, могу сделать вывод, что в настоящий период времени я полна сил, и у меня не осталось каких-то непроработанных травм, которые могли бы затемнить образ моего ручья.
ЗАДАНИЕ 3.

Один из популярных в 21 веке интегральных психотерапевтических подходов, схемотерапия, основан на представлениях транзактного анализа, гештальт-психологии и психодинамической терапии - в частности, на трех типах состояний, соответствующих состояниям Ребенка, Родителя и Взрослого в транзактном анализе.

Основными этапами в рамках этого подхода являются снижение роли дезадаптивных состояний Ребенка, Критика и неэффективного Взрослого (копинг-состояния) и активацию состояний “Здорового Взрослого” и “Счастливого Ребенка”. 

 

В этом задании Вам предлагается выполнить технику из серии “Перезаписи детских состояний”, построенную на воображаемом взаимодействии с одним из проблемных детских состояний.

ВАЖНО. Если у Вас в детстве было достаточно много негативных непроработанных переживаний, то лучше выбрать другое упражнение. Или предварительно выполнить несколько раз аудиотренинг “Точка опоры” для отработки входа в ресурсное состояние баланса и безопасности.

Инструкция к заданию 3.

ШАГ 1. Предварительно ознакомьтесь с описанием состояний.

ШАГ 2. Оцените степень выраженности у себя за последние две недели 4-х “детских состояний” (или режимов) в 5-и балльной системе (от 1 - “очень редко” до 5 - “очень часто”).




СОСТОЯНИЯ

БАЛЛ

1

УЯЗВИМЫЙ РЕБЕНОК

 

Я чувствую свою неполноценность по сравнению с другими людьми.



 

Я ощущаю одиночество.

 4

2

СЕРДИТЫЙ РЕБЕНОК

 

 

Внутри меня копится много гнева.



 

Меня злит, когда кто-то говорит мне, что я должен делать.



3

ИМПУЛЬСИВНЫЙ РЕБЕНОК

 

 

Я поступаю импульсивно, говорю все, что думаю, не думая о последствиях.

 4

 

Мне сложно контролировать мои эмоциональные импульсы.

 4

4

НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ РЕБЕНОК

 

 

Я не могу заставить себя выполнять рутинную работу.



 

Мне быстро все наскучивает.

4

 

ШАГ 3. Выберите одно из четырех проблемных состояний “внутреннего ребенка” (в котором Вы набрали больше всего баллов, или которое Вам проще всего вспомнить).

ШАГ 4. Назовите этого ребенка (например – “Грустная Катя”, “Непослушный Коля”, и т.п.).

ШАГ 5. Прослушайте аудиозадание “Внутренний ребенок” , заполните и пришлите форму отчета по его результатам.



ОТЧЕТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕХНИКИ

1

ВАШЕ ОСНОВНОЕ ДЕТСКОЕ СОСТОЯНИЕ (по результатам анкеты).

 

 Импульсивный ребенок

2

КАК ВЫ НАЗВАЛИ СВОЕГО “ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА”?

 

 Терпеливая Вика

3

КАКУЮ КОНКРЕТНО СИТУАЦИЮ ВЫ ВСПОМНИЛИ?

 

 Вообще, ситуация которую я вспоминаю, не имеет ничего общего с импульсивностью. Это сейчас я стала нервной и импульсивной, в детстве я была спокойным ребенком, который находил удовольствие в одиночестве как ни странно.

Почему-то я вспомнила ситуацию, когда мы пошли компанией отмечать д.р ( это был может 10й класс или 9й), т.е не совсем прям ребенок уже была, но тем не менее. В тот вечер я была одной из заводил, принимала участие в играх, веселила народ как могла и это у меня очень даже получалось, насколько я помню. В какой-то момент, в самый разгар веселья я вдруг посмотрела на всё и всех и решила, что мне пора уйти. Как бы задача выполнена, все веселятся, я могу уйти теперь. Такое странное состояние, которое я сама себе объяснить до сих пор не в силах. И вот я выхожу с кафе, закрываю дверь и ухожу в темноте. Не знаю, хотела ли я чтобы кто-то пошел за мной, но я чувствовала, что я не такая как все и мне тут не место. Хотя причин для этого вообще не было, все мы дружили и хорошо относились друг к другу.

 

 

 

 

4

ОПИШИТЕ ВОЗНИКШИЙ ОБРАЗ И КАК ИМЕННО ВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАЛИ С НИМ.

 

 

 В воображение сформировалась картинка, будто я взрослая подхожу к себе той после того как вышла из кафе, беру за руку и мы идем вдвоем просто молча. Нет необходимости что-то говорить нам и так все ясно без слов. Просто спокойствие и тишина. И я вижу как мы вот так вот вдвоем, держась за руки уходим вдаль.

 

 

 

5

КАКИЕ ЭМОЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЛИ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ?

 

 

 Грусть, тоска…я вообще достаточно эмоциональный человек и просто даже эта музыка ввела меня в состояние транса, а уж если подключить воображение еще с воспоминаниями, то я могу надолго уйти в это состояние. Пока писала даже прерываться приходилось, так чувства захлестывали…чувства именно тоски и грусти.. не понятно почему именно. Если честно, для меня это сейчас причина для долгих размышлений и самокопания, т.к удивительно для меня почему именно это воспоминание и что бы это значило для меня. Хочется сказать огромное спасибо за медитацию преподавателю и именно за такое муз.сопровождение, ощущение что я побывала прямо таки на сессии с психологом. Может в рамках выполнения д.з моего ответа в таком варианте будет недостаточно, в таком случае готова выполнить другой вариант, если потребуется.