Файл: Программа профессиональной переподготовки Практическая психология и коучинг современные подходы к работе с клиентами (1560) Дисциплина Основы психотерапии Индивидуальное практическое задание.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология и коучинг: современные подходы к работе с клиентами (1560)
Дисциплина: Основы психотерапии
Индивидуальное практическое задание,
Выполнил:
слушатель Ремизова Екатерина Олеговна
Преподаватель:
Лебедев Владимир Борисович
г. Москва - 2023
Инструкция к заданию
1. Описать некую свою собственную проблему, жалобу. Будьте внимательны к тому, чтобы это была реальная проблема, но настолько значительная, насколько Вы готовы поделиться. Заботьтесь о своих границах, выбирайте учебную задачу, которую Вы сможете обсуждать.
2. Переформулируйте жалобу в запрос, используя лекцию 2 и материалы других лекций. Возможно, это получится лишь частично. Опишите в этом пункте свои рассуждения, как и почему Вы из жалобы делаете тот или иной запрос.
3. Перечислите ту информацию, которую необходимо собрать, чтобы точнее сформулировать запрос и определить стратегию работы. При описании стратегии желательно указывать, из какого психологического направления, из какой теории Вы исходите.
Оформите в виде таблицы:
О ЧЕМ СПРОСИТЬ | ЗАЧЕМ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ |
1. | |
2. | |
3. | |
4. и далее | |
1. Описать некую свою собственную проблему, жалобу. Будьте внимательны к тому, чтобы это была реальная проблема, но настолько значительная, насколько Вы готовы поделиться. Заботьтесь о своих границах, выбирайте учебную задачу, которую Вы сможете обсуждать.
15 лет я находилась в неблагополучном браке. В самом начале наших отношений я чувствовала, что что-то не так, но не могла понять, в чем дело. Жизнь шла, было много забот, родились двое детей, много бытовых и других семейных вопросов. Я заглушала в себе чувство дискомфорта рядом со своим мужем. Когда дети подросли и я подняла голову от бесчисленных забот, я решила разобраться в себе и ситуации. Были попытки обратиться к психологам, но неудачные. Сейчас я понимаю, что это было жесткое сопротивление с моей стороны. В 39 лет нашла «своего» психолога. В сессиях тоже по началу были перерывы, мне казалось что психолог меня не слышит, я не чувствовала улучшение, мне становилось только хуже. Спустя некоторое время я вернулась к этому специалисту и началась продуктивная работа. Как говорится: учитель приходит к ученику, когда тот готов…
Ситуация в семье сложилась таким образом, что муж постоянно обесценивал меня (да кому ты нужна с двумя детьми и пр.), принижал (да что ты такого особенного по дому делаешь, дел-то на 10 минут в день и т.д.), давил, переворачивал наоборот какие-то очень важные моменты (я такого не говорил, чего ты придумываешь, все не так было..), шантажировал деньгами (если уйдешь, дети будут твоими проблемами, а не моими), уходом (я уже разводился и с тобой легко разведусь).
Я хотела развестись с ним, но все попытки уйти заканчивались для меня ужасной депрессией, я не могла есть, спать, работать. В итоге я возвращалась в отношения.
Я не могла понять, почему я не могу выйти из этих очевидно разрушительных для меня отношений, почему я не могу отстоять себя в важных для себя вопросах.
2. Переформулируйте жалобу в запрос, используя лекцию 2 и материалы других лекций. Возможно, это получится лишь частично. Опишите в этом пункте свои рассуждения, как и почему Вы из жалобы делаете тот или иной запрос.
Чтобы понять цель работы и оценить, смогу ли я оказать помощь, необходимо сформировать запрос. Для этого необходимо задать клиенту вопросы, уточнить детали, чтобы понять, что на самом деле происходит с клиентом и что привело его к текущей ситуации в жизни.
3. Перечислите ту информацию, которую необходимо собрать, чтобы точнее сформулировать запрос и определить стратегию работы. При описании стратегии желательно указывать, из какого психологического направления, из какой теории Вы исходите.
О ЧЕМ СПРОСИТЬ | ЗАЧЕМ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ |
1. Вопрос про семью клиентки: полная ли семья, есть ли братья, сестры. | Для того, чтобы прояснить ранние жизненные обстоятельства клиенты. |
2. Как складывались отношения в семье? | Для того, чтобы уточнить, не является ли выбор такого партнера следствием деструктивных детско-родительские отношений или проекцией чувств клиентки родительских отношений. |
3. Что изначально привлекло в партнере? | Для того, чтобы порефлексировать на тему того, что компенсировали или давали эти отношения. |
4. Когда впервые возникло чувство дискомфорта рядом с мужем. | Для того, чтобы более подробно проанализировать ситуацию и дать пространство клиенту для выражения своих чувств относительно ситуации. |
5. Были ли такие ситуации раньше с другим партнером? Что она чувствует, когда вспоминает об этом опыте? | Чтобы понять цикличность ситуации и дать осознание, что возможно выбор обьюзивных партнеров связан с более глубокими проблемами (возможно из детства) самой клиентки, которые требуют проработки. |
6. Какой самый большой страх вызывает факт возможного развода? Какие чувства она при этих мыслях испытывает? | Для того, чтобы помочь осознать, что проблема не в разрушении брака и потере конкретного мужа. Чтобы проработать в дальнейшем более глубинные страхи (одиночество, ответственность за детей, отсутствие опоры и т.д.) Подсветить в дальнейшем сильные стороны клиентки, помочь ей осознать, что у нее есть все ресурсы, чтобы начать жить полноценной жизнью. |
Эти вопросы помогут более детально понять суть происходящего и выявить проблему, которая не дает клиентке жить полноценной счастливой жизнью. На моем личном опыте могу сказать, что была проделана огромная работа. Выявились давние детские травмы, вопросы личных границ и опоры.
Психологическое направление: в ходе работы я бы руководствовалась принципами гештальт - терапии.
ЗАДАНИЕ 2.
В этом задании Вам предлагается выполнить самодиагностику по методу направленного аффективного воображения (или символдрамы) Х.-К. Лейнера с использованием символического образа ручья - одного из пяти “мотивов” базового уровня.
Инструкция к заданию 2.
Прослушайте тестовый аудиофайлс инструкциями (
, длительность – около 7 минут), после этого ознакомьтесь с основами интерпретации мотива (Brook Description.pdf).
Затем проанализируйте свои результаты (в свободной форме, но достаточно детально) и вышлите отчет по заданию. За рисунок – плюс 5 баллов))
Для выполнения задания я выбрала вечернее время, когда была возможность оказаться наедине с собой. Поэтому с самого начала выполнения упражнения у меня не возникло проблем с расслаблением.
Образ ручья пришел в голову довольно быстро. Для меня это был теплый летний день, светило солнышко, но было не жарко, так как дул легкий ветерок. Ручей был не глубокий, с чистой прозрачной водой. Заглядывая в воду можно увидеть маленькие камушки на дне. Они такие гладкие , что даже не мешают воде проходить над собой.
Идем в место, откуда ручей берет начало. Ручеек бежит по довольно крупной поляне. Вдалеке можно заметить лес. Есть небольшие ухабы, но они не мешают ручью течь туда, куда он хочет. Я пришла к довольно большой скале, с которой ручеек и падает. Откуда-то сверху, прорывая камень скалы, он сбегает вниз.
Вода чистая и прохладная, я даже осмелилась ее попить. В такой теплый день не пила ничего слаще. Вода сразу охладила все тело изнутри. Даже возникло желание поиграть с водой, окунув в нее руки.
Ручей бежит далеко-далеко, журчит, прыгает через маленькие камушки. Почему-то возникает чувство, что ему весело.
Исходя из анализа, предложенного в файле, мой ручей довольно позитивный.
Тот факт, что вода весело бежит, урчит, легко обходит камушки и ухабчики,
может указывать на сильную энергетику, активный темп жизни. Легко прохожу какие-то препятствия, и они никак не влияют на ход моей жизни.
Чистая вода символизирует о личностной гармонии, нет никаких загрязнений, что свидетельствует об отсутствии неизжитых травм.
Тот факт, что к ручью легко пройти, он как бы бежит по поляне, доступный на всем протяжении свидетельствует о том, что я нахожусь «в ресурсе». Снижение психофизического потенциала не наблюдается.
Отсутствие препятствий на пути ручья свидетельствует об отсутствии непроработанных психотравм и ограничений.
Исток. Здесь у меня двоякое чувство. Исходя из анализа, там стоит препятствие (скала). И ручей пробивается через камень. Что может свидетельствовать о каких-то глубинных проблем. Но когда я увидела эту скалу в процессе медитации, мне этот образ казался позитивным. Огромная скала, сильная, мощная, высокая. И этот маленький ручеек весело прорывается через камень и начинает свой жизненный путь.
Подводя итог, могу сделать вывод, что в настоящий период времени я полна сил, и у меня не осталось каких-то непроработанных травм, которые могли бы затемнить образ моего ручья.
ЗАДАНИЕ 3.
Один из популярных в 21 веке интегральных психотерапевтических подходов, схемотерапия, основан на представлениях транзактного анализа, гештальт-психологии и психодинамической терапии - в частности, на трех типах состояний, соответствующих состояниям Ребенка, Родителя и Взрослого в транзактном анализе.
Основными этапами в рамках этого подхода являются снижение роли дезадаптивных состояний Ребенка, Критика и неэффективного Взрослого (копинг-состояния) и активацию состояний “Здорового Взрослого” и “Счастливого Ребенка”.
В этом задании Вам предлагается выполнить технику из серии “Перезаписи детских состояний”, построенную на воображаемом взаимодействии с одним из проблемных детских состояний.
ВАЖНО. Если у Вас в детстве было достаточно много негативных непроработанных переживаний, то лучше выбрать другое упражнение. Или предварительно выполнить несколько раз аудиотренинг “Точка опоры” для отработки входа в ресурсное состояние баланса и безопасности.
Инструкция к заданию 3.
ШАГ 1. Предварительно ознакомьтесь с описанием состояний.
ШАГ 2. Оцените степень выраженности у себя за последние две недели 4-х “детских состояний” (или режимов) в 5-и балльной системе (от 1 - “очень редко” до 5 - “очень часто”).
№ | СОСТОЯНИЯ | БАЛЛ |
1 | УЯЗВИМЫЙ РЕБЕНОК | |
| Я чувствую свою неполноценность по сравнению с другими людьми. | 1 |
| Я ощущаю одиночество. | 4 |
2 | СЕРДИТЫЙ РЕБЕНОК | |
| Внутри меня копится много гнева. | 2 |
| Меня злит, когда кто-то говорит мне, что я должен делать. | 3 |
3 | ИМПУЛЬСИВНЫЙ РЕБЕНОК | |
| Я поступаю импульсивно, говорю все, что думаю, не думая о последствиях. | 4 |
| Мне сложно контролировать мои эмоциональные импульсы. | 4 |
4 | НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ РЕБЕНОК | |
| Я не могу заставить себя выполнять рутинную работу. | 3 |
| Мне быстро все наскучивает. | 4 |
ШАГ 3. Выберите одно из четырех проблемных состояний “внутреннего ребенка” (в котором Вы набрали больше всего баллов, или которое Вам проще всего вспомнить).
ШАГ 4. Назовите этого ребенка (например – “Грустная Катя”, “Непослушный Коля”, и т.п.).
ШАГ 5. Прослушайте аудиозадание “Внутренний ребенок” , заполните и пришлите форму отчета по его результатам.
№ | ОТЧЕТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕХНИКИ |
1 | ВАШЕ ОСНОВНОЕ ДЕТСКОЕ СОСТОЯНИЕ (по результатам анкеты). |
| Импульсивный ребенок |
2 | КАК ВЫ НАЗВАЛИ СВОЕГО “ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА”? |
| Терпеливая Вика |
3 | КАКУЮ КОНКРЕТНО СИТУАЦИЮ ВЫ ВСПОМНИЛИ? |
| Вообще, ситуация которую я вспоминаю, не имеет ничего общего с импульсивностью. Это сейчас я стала нервной и импульсивной, в детстве я была спокойным ребенком, который находил удовольствие в одиночестве как ни странно. Почему-то я вспомнила ситуацию, когда мы пошли компанией отмечать д.р ( это был может 10й класс или 9й), т.е не совсем прям ребенок уже была, но тем не менее. В тот вечер я была одной из заводил, принимала участие в играх, веселила народ как могла и это у меня очень даже получалось, насколько я помню. В какой-то момент, в самый разгар веселья я вдруг посмотрела на всё и всех и решила, что мне пора уйти. Как бы задача выполнена, все веселятся, я могу уйти теперь. Такое странное состояние, которое я сама себе объяснить до сих пор не в силах. И вот я выхожу с кафе, закрываю дверь и ухожу в темноте. Не знаю, хотела ли я чтобы кто-то пошел за мной, но я чувствовала, что я не такая как все и мне тут не место. Хотя причин для этого вообще не было, все мы дружили и хорошо относились друг к другу. |
4 | ОПИШИТЕ ВОЗНИКШИЙ ОБРАЗ И КАК ИМЕННО ВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАЛИ С НИМ. |
| В воображение сформировалась картинка, будто я взрослая подхожу к себе той после того как вышла из кафе, беру за руку и мы идем вдвоем просто молча. Нет необходимости что-то говорить нам и так все ясно без слов. Просто спокойствие и тишина. И я вижу как мы вот так вот вдвоем, держась за руки уходим вдаль. |
5 | КАКИЕ ЭМОЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЛИ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ? |
| Грусть, тоска…я вообще достаточно эмоциональный человек и просто даже эта музыка ввела меня в состояние транса, а уж если подключить воображение еще с воспоминаниями, то я могу надолго уйти в это состояние. Пока писала даже прерываться приходилось, так чувства захлестывали…чувства именно тоски и грусти.. не понятно почему именно. Если честно, для меня это сейчас причина для долгих размышлений и самокопания, т.к удивительно для меня почему именно это воспоминание и что бы это значило для меня. Хочется сказать огромное спасибо за медитацию преподавателю и именно за такое муз.сопровождение, ощущение что я побывала прямо таки на сессии с психологом. Может в рамках выполнения д.з моего ответа в таком варианте будет недостаточно, в таком случае готова выполнить другой вариант, если потребуется. |