Файл: Новелла 1908 года в интерпретации английского историка И. Штайнберга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Новелла 1908 года в интерпретации английского историка И. Штайнберга»

Одной из причин развязывания Первой мировой войны, многие исследователи считают военно – морскую гонку вооружений, развязавшуюся между крупными державами - Германией и Великобританией. Для того чтобы заполучить мировое лидерство, начиная с 1898 Германия принимает ряд важнейших шагов по принятию флотских законов и морских программ. Это послужило своеобразной точкой отсчета в борьбе за господство в мире и началу войны в Европе. Рассмотрением этой проблемы занимался один из ученых королевского исторического общества Иоганн Штайнберг. Свои мысли, касаемо немецкого флотского законодательства, он изложил в статье под названием «Новелла 1908 года: необходимость принятия и выборы».[3, c. 25-43]

Он считал, что одним из ключевых актов военно – морского законодательства является новелла 1908 года или же ее полное название - «Закон о внесении поправок в пункт № 2 закона о немецком флоте от 14 июня 1900 года». В начале своей статьи И.Штайнберг приводит краткую характеристику этого законопроекта. Он отмечает, что данный нормативный акт выглядел не очень большим по объему, и весь его текст гласил лишь следующее: «За исключением уничтоженных кораблей, срок замены линкоров и крейсеров будет составлять каждые 20 лет, вместо 25, предусмотренных флотским законом 1900 года». Эксплуатационный срок службы корабля отсчитывается с года присвоения первой партии судна, подлежащего замене, до присвоения первой партии заменяемого судна. В отдельном приложении к новелле предусматривалась замена и строительство кораблей, в частности за период с 1908 по 1917 года.[5, c. 436] Как мы видим, автор делает яркий акцент на том, что данная новелла по своему содержанию лишь только техническая поправка к закону от 1900 года, а главное ее положение содержалось в сокращении срока службы кораблей на пять лет.

Новелла или поправка 1908 года - четвертый крупный нормативно – правовой акт военно-морского законодательства, принятый германским Рейхстагом, начиная с 1898 года. Первые два закона о флоте, а именно принятые в 1898 и 1900 годах, создали и обеспечили правовую основу для расширения военно-морского флота. Законы устанавливали размер Императорского флота по классу судна и количество кораблей в каждом классе, устанавливаемое ежегодно. Когда адмирал фон Тирпиц, статс-секретарь Имперского Военно-Морского ведомства, подготовил данную поправку, он предоставил ее как чисто технический нормативные акт, нежели чем военно-политический. Иоганн Штайнберг придерживается мнения об обманчивости внешней оболочки и настаивает на том, что она скрывает однозначно ускорение гонки вооружений с Великобританией по двум важным аспектам. Во-первых, он считает, что сокращение использования целого ряда устаревших боевых кораблей и выдвижение их для более быстрой замены. 4000-тонный класс кораблей «Зигфрид», построенный в 1890-х годах, но одобренный раннее по большей части в конце 1880-х годов, мог быть заменен дредноутами класса « Остфрисланд» (Ostfriesland), план которого был только еще на чертежах. Данный класс предусматривал водоизмещение в 22 800 тонн, 12 – ти дюймовую пушку, а также значительно утолщенную броню.[1, c. 249]


Во-вторых, автор делает упор на следующее обстоятельство - новелла позволила заложить смету для строительства для двух сменных кораблей в 1908 - 09 и шести в 1909 - 10 годах. Эти корабли должны были быть построены в качестве дополнения к двум новым капитальным кораблям, предусмотренных еще законом о флоте 1900 года.

Чтобы распределить этот огромный объем судостроения более равномерно, имперское Военно-Морское ведомство предложило в приложении к новелле поэтапно с 1908 по 1911 годы закладывать в смету расходов ежегодно по 4 капитальных судна. Годовой темп, или же, как говорится на немецком, «Баутемпо», повысился с того момента до четырех дополнительных дредноутов. Не преуменьшая роли Тирпица,, автор не без гордости отмечает тот факт, что техническое изменение закона о флоте 1900 года привело к огромному увеличению численности и боевой мощи. Плюсом являлось и то обстоятельство, что при помощи данного законопроекта удалось достичь значительного сокращения разрыва между британским и немецким флотом.

Заглядывая за английское «закулисье», И.Штайнберг дает оценку сложившейся ситуации перед принятием новеллы 1908, а именно сосредотачивает внимание на следующем положении - в составе английских военно – морских сил боевые крейсеры и дредноуты класса «Беллерофронт» отсутствовали. Планировалось к 1911 году увеличить соотношение английского и немецких флотов, доведя эти цифры до 14:9.[2, c.439-442]

Таким образом, по мнению Штайнберга, новелла 1908 года была смелым шагом, и в конце концов провокационным, поскольку именно эта немецкая эскалация в конечном итоге приведет к британской кампании 1909 года.

В частности, Штайнберг упоминает в своем труде о том, что в процессе принятия новеллы 1908 статс-секретарю военно-морского ведомства Тирпицу пришлось столкнуться перед двумя проблемами: внутренней и внешней. Германия планировала в ближайшие 4 года построить 16 кораблей с водоизмещением 18 000 тонн . Англия понимает, что ей придется считаться с 50 или даже с 60 - первоклассными немецкими столичными судами, а из этого в свою очередь вытекает такой сдвиг реальных силовых факторов, что даже спокойная и рассудительная английская политика должна прийти к решению - как избавиться от такого противника, прежде чем он достигнет пика военной силы. Автор передает весь накал ситуации. Тирпиц понимал, что они (Германия) является слишком опасным противником для Англии. А это, в свою очередь, означало, что Германия может выйти победителем в данной гонке вооружений.


Вторая проблема, указанная Штайнбергом, касалась противоречий, возникших в Парламенте вокруг принятия флотского закона. В качестве доказательства он приводит мнение статс-секретаря о том, что немецкий флот должен быть настолько сильным, чтобы Англия не посмела напасть на Германию, поскольку возможного успеха нет, он прямо пропорционален вероятному риску. Для решения этой задачи, необходимо было заручиться поддержкой большинства в Рейхстаге. Если правительство сейчас внесет законопроект, в котором бы красной нитью проходила мысль о намерении иметь флот, равный английскому, то вряд ли правительство заручится поддержкой большинства в действующем парламенте.

В марте 1907 года Тирпиц доложил кайзеру о своих намерениях принять новеллу осенью 1907 . Также он указал на тот факт, что необходимо найти повод, который подтолкнул к решению сократить эксплуатационный срок кораблей на пять лет. 25 – летний срок казался совсем не практичным. Данный политический шаг, по мнению Штайнберга, был неизбежным, потому что не было возможности перебить цену Англии. Новелла же планировала взбудоражить все вокруг . Статс – секретарь Тирпиц надеялся на то, что если будет принят данный законопроект, то темпы строительства флота зафиксируется на отметке «3» , что на самом деле могло оказаться преимуществом. Данная идея встретила одобрение со стороны императора Вильгельма. Фиксированный характера флотских законов должен был освободить военно-морской флот от политических ограничений. Темпы строительства были плавающими, а это значит, Рейхстаг не мог эффективно контролировать расширение автопарка. Эта идея была в уме Тирпица со времен принятия первого флотского закона от 1898 года, поскольку данный нормативно – правовой акт просто устанавливал число кораблей, которые будут включены во флот. Плюс были зафиксированы темпы и скорость, по которой они должны были быть построены и заменены, а также в приложении отражались ассигнования по отдельным статьям в годовой смете. Если бы Рейхстаг согласился по закону построить два линкора и один крейсер, скажем, в 1908, он вряд ли мог отказаться материалов, необходимых для выполнения этого закона. В качестве яркого примера Штайнберг приводит красноречивую мысль Тирпица из его мемуаров: "Связав себя юридически для выполнения плана флота, я связал себя еще и морально, не совершать никаких сложностей с деньгами…»[4, c. 230] Он считал, что
Рейхстаг пытается учинить ему препятствия, чтобы обвинить его в строительстве неполноценных кораблей.

Штайнберг говорит также о том, что важность правовой базы флота никогда не была однозначной. Соглашаясь с Тирпицом, он рассматривал Законы военно-морского флота как гарантию его роста. С принятием решения фиксирования темпов строительства, систематическое развертывание программы строительства больше не зависело от случайных коалиций Рейхстага. По общему признанию, изменения, которые были запланированы на осень 1907 года, должны были принять форму поправок к первоначальному закону и, таким образом, подлежали сдвигу в Парламентской юстировке. Но основа осталась вне досягаемости депутатов. Взамен Рейхстаг, которому не хватало власти для активного управления, выдвинул требование ограничение бюджетной свободы ВМС. Если и были излишки на одни сметы, то они уже не подлежали передаче для покрытия дефицита по другим статьям. Нельзя было переносить профицит денежных средств по смете на следующий год. Судостроительная программа, которая всегда рассматривалась как отдельный раздел сметы, приобрела повышенное значение в результате дополнительных выборов в Рейхстаге. Законы ВМС дали Тирпицу не только политическую, но финансовую свободу. Если "тройной темп" строительства стал бы постоянным, то военно-морской флот мог бы насладиться бюджетной и политической широтой.

В начале сентября Тирпиц совершает поспешную поездку на остров Нордерни, где пребывал канцлер, чтобы получить одобрение на уже вышеупомянутое "ускорение" в гонке военно – морских вооружений. Обосновывал свое решение он следующим тезисом: "Внешнеполитическая ситуация сейчас не опасна. Ускорение было необходимо сейчас, чтобы использовать военное и политическое преимущество момента. Это возможно благодаря незначительному изменению, которое выглядит как чисто технико-правовое, то есть строительство 4 капитальных судна ежегодно».

Отредактированная новелла был опубликована в ноябре 1907 года, точнее, в день визита Кайзера в Виндзор и прошел он без происшествий. Штайнберг посчитал немаловажным описать внутреннюю обстановку и реакцию английской общественности. А реакция в Великобритании была спокойной. В ответ на принятую новеллу, в декабре 1907 года, морские лорды разработали очень « скромную" судостроительную программу для 1908-09: один дредноут и один боевой крейсер. Даже это казалось чрезмерным для либерального кабинета, что повлекло за собой неминуемый кризис, а значит, строительство линкора было необходимым. Английский исследователь приводит с некой иронией публикованные оценки данного обстоятельства в прессе от 24 февраля 1908 , потрясшие консервативную аудиторию. Так, массовая английская ежедневная газета «The Daily Mail» прокомментировала это следующим образом: «Британия собирается отказаться от своего морского превосходства, чтобы обеспечить себе достойную старость?»


Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, новелла 1908 года, по оценкам английского историка И.Штайнберга, явилась своеобразной точкой невозврата во взаимоотношениях между Германией и Великобританией. И здесь значимую роль исследователь отдает статс – секретарю военно – морского ведомства Тирпицу – для принятия столь важного флотского закона, он пошел на существенные риски. Не отступаясь ни на минуту от морского закона, он наоборот стремился "ускорить" данный процесс. Он не находился под влиянием непреодолимой силы; наоборот же новелла 1908 – это результат только его труда и силы воли. «Тирпиц предпринял это решение, вот и вся история новеллы 1908 года» - так высказывался исследователь Королевского исторического общества Иоганн Штайнберг в своей статье. Таким образом, принятие новеллы 1908 года стало кульминационным моментом в отношениях между Германией и Великобританией. Данный шаг на долгие годы сделал две мировые державы ярыми противниками и спровоцировал неизбежное наступление первого мирового конфликта в истории человечества.

Список литературы

  1. Hough, R. Dreadnought A History of the Modern Battleship/ R. Hough//London. - 1965. - P.290.

  2. Marder, A. J. From Dreadnought to Scapa Flow: The Royal Navy in the Fisher Era, 1904-1919/ A. J. Marder// London.-1961. -P. 458.

  3. Steinberg, J. “The Novelle of 1908: Necessities and Choices in the Anglo-German Naval Arms Race.” Transactions of the Royal Historical Society/ J.Steinberg// 1971. –P.44.

  4. Tirpitz, A. Erinnerungen/ A. Tirpitz// Leipzig. -1920.-P. 526.

  5. Verhandlungen des Reichstages. Stenographische Berichte Bd. 232, XII Legislaturperiode, I Session, 132. Sitzung, P. 436.