Файл: Практическое задание 3 к лекции Оценка конкурентного положения и конкурентоспособности Часть 1 Задание написать эссе Оценка интенсивности конкуренции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 3

К лекции 6. Оценка конкурентного положения и конкурентоспособности Часть 1

Задание: написать эссе «Оценка интенсивности конкуренции». В эссе должны быть отражены следующие вопросы:

1. Особенности современного понятия конкуренции

2. Влияние конкуренции на положение предприятия на рынке.

3. Факторы, которые усиливают интенсивность конкуренции.

4. Факторы, которые уменьшают интенсивность конкуренции.

5. По каким параметрам оценивают конкурентное положение предприятия.

Структура эссе содержит:

- титульный лист;

- введение включает значимость и актуальность темы, цель и задачи;

- основная часть раскрывает проблему и ее одну содержание. В основной части представлены таблицы, графики, схемы;

- список использованных источников.

Требования к оформлению эссе, следующие:

1. 3-4 страницы текста, формат листа А4, поля 2 см, шрифт Times New Roman, размер 14 черного цвета, а интервал– 1,5, с отступом 1,25.

2. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
Бланк выполнения задания 3

Написать эссе «Оценка конкурентного положения предприятия». Раскрыть тему эссе, корректно используя термины и понятия.

Для решения задания студенту следует:

1) объяснить содержание оценки конкурентного положения предприятия;

2) сформулировать выводы.

Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом пред­полагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1. Каковы основные цели конкурента?

2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

4. Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исход­ные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную кар­тину действий конкурентов.

По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потен­циале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, про­изводственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббист­ская, маркетинговая.


С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить сле­дующие основные факторы, требующие изучения:

1. Имидж фирмы.

2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.

3. Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов).

4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятель­ности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов. Глава 6

5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.

6. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и сред­ствами труда, эффективность НИОКР).

7. Мощность производственной базы, характеризующей возможнос­ти перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основны­ми фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска).

8. Стабильность финансово-экономического положения.

9. Рыночная иена с учетом возможных скидок или наценок.

10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.

11. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способ­ности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глу­бокого удовлетворения их потребностей.

12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов то­вародвижения .

13. Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб пред­приятия, торговых организаций и потребителей).

14. Уровень рекламной деятельности.

15. Уровень послепродажного обслуживания.

16. Политика фирмы во внешней предпринимательской среде, ха­рактеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане сво­ими отношениями с государственными и местными властями, обще­ственными организациями, прессой, населением и т. п.

В данном вопроснике указаны только важнейшие направления ис­следования деятельности фирм -конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентос­пособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Со­бранную информацию целесообразно представить в виде таблицы, но с соответствующими показателями.



Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 6.15)



Р ис. 6.15. Многоугольник конкурентоспособности

Иногда, определяется интегральный показатель конкурентоспособности.

По каждой оси для отображения уро­вня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 6. 14 оценка проводилась только по 8 факторам) используется опреде­ленный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изоб­ражая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоуголь­ника конкурентоспособности также для продуктов -конкурентов и мар­кетинговой деятельности фирм -конкурентов в целом.

Оценки приведенных выше факторов позволяют перейти к сравнитель­ному анализу отдельных направлений бизнеса и продуктовых портфелей фирм-конкурентов по методу матрицы БКГ или «Дженерал Электрик».

По результатам исследований, проведенных по рассмотренным на­правлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнитель­ный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами. На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и сла­бые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреп­лению сильных сторон и ликвидации слабых мест.

Практическое задание 4

К лекции 7 Оценка конкурентного положения и конкурентоспособности. Часть 2.
Используя матрицу БКГ оцените конкурентоспособность различных предприятий на рынке автозапчастей в г. Тольятти. Особое внимание уделите предприятиям, находящимися в квадрате «Вопросительные знаки».

Таблица 4.

Исходные данные для анализа конкурентоспособности на рынке автозапчастей в г.Тольятти


Предприятия


Доля рынка в первом году

Доля рынка в следующем году

Темпы роста доли рынка

Относительная доля рынка

(к основному конкуренту)

1


2

3

4

5

ООО «ПТ Групп»

ООО «Авто Технологии»

ООО ТЕХМАШИНВЕСТ

ООО «ЕВРАЗ-АВТО»

ООО «ФРОСТ»

ООО «Синтон»

17,8

8,9

21,5

18,0

11,0

20

18,3

9,2

26,2

19,7

12

22









Бланк выполнения задания 4

Оцените конкурентоспособность различных предприятий на рынке автозапчастей в г. Тольятти.

Для решения задания студенту следует:

  1. Произвести расчеты темпов роста доли рынка автозапчастей и относительную долю рынка к основному конкуренту;

  2. Оформить результаты расчетов в таблице 4;

  3. Построить матрицу БКГ;

  4. Сформулировать выводы.


Относительная доля рынка

в
высокий

низкий

Темпы роста (< 64%)

доли рынка
ысокая (>1) низкая (<1)

'
Темпы роста (> 64%)

доли рынка
'Звёзды''

'Вопросительные знаки''


''Дойные коровы''



''Собаки''

Рисунок 1 - Матрица БКГ.