Файл: 1. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Культурология



Группа 22Л171
Студент
Брюханов В.В.


МОСКВА 2023

1. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.

Термин культуры многозначен. Им можно характеризовать культуру определенной эпохи, народа, той или иной сферы жизни. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д., во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость.

Культура – совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры в отличие от понятия природы – характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политика культуры, художественная культура).

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.


Проблема взаимообусловленности структур власти и культурных значений может быть рассмотрена в нескольких аспектах.

Во-первых, слои и группы, занимающие господствующее положение, доминируют обычно и в культурном плане. Это означает, что ценности, нормы и идеалы, свойственные господствующим слоям, имеют приоритет по отношению к ценностям, нормам и идеалам групп, занимающих подчиненное положение.

Так, веками длившееся доминирование мужчин четко прослеживается в области культурных значений. "Мужские" ценности, поведенческие стандарты и личностные качества считаются в большинстве обществ более "ценными", чем "женские". Активность, напористость, динамизм воспринимаются обычно как качества "мужские" и положительные. Пассивность, уступчивость, слабость качества "женские" и не слишком хорошие. Культурная символика власти (не имеет значения, с какой именно культурой мы имеем дело) неразрывно переплетена с сексуальной символикой. "Женское начало" в большинстве религиозных учений воспринимается как "низшее", "темное" и даже "опасное". Оно должно быть подчинено мужскому началу - как упорядочивающей силе.

В связи с развитием феминистского движения, затронувшего и религиозную сферу, участниками этого движения предпринимаются попытки переосмыслить и роль "женского начала" в христианстве (поскольку феминизм - явление, порожденное христианскими культурами). Э. Шюсслер Фьоренца, одна из представительниц "феминистской теологии", пишет: «Феминистская интерпретация должна поставить под вопрос вероучительный авторитет тех библейских текстов, которые утверждают идеи патриархата, и исследовать, каким образом Библия используется в качестве оружия против женщин, борющихся за освобождение». С самого начала феминистская интерпретация и отношение к Священному Писанию были обусловлены тем обстоятельством, что Библия использовалась, чтобы помешать эмансипации женщин и освобождению рабов.

Логика власти пронизывает и такую связанную с трансляцией культурных смыслов сферу деятельности, как образование. В отборе учебного материала, в ранжировании факультетов и специальностей по принципу "престижности", в составе студентов (половая и социальная принадлежность) отчетливо просматриваются отношения доминирования/подчинения. Этим проблемам много внимания уделял П. Бурдье.

В наиболее наглядном виде связь власти и культурного доминирования выражается в господстве официальной идеологии при тоталитарных режимах. Насаждаемая государством идеология в данном случае претендует на роль универсального мировоззрения. Альтернативные взгляды (или взгляды, просто не укладывающиеся в прокрустово ложе идеологии) подавляются, а их носители подвергаются репрессиям.



Во-вторых, любая система власти нуждается в культурной легитимации - системе убеждений, оправдывающих и обосновывающих существующую властную иерархию. Об этом мы уже говорили в связи с культурной легитимацией социального неравенства.

В-третьих, "культурный капитал" сам по себе может служить источником власти, хотя чаще "культурный капитал" должен быть дополнен другими видами капитала. Профессор обладает некоторой властью над студентами не только потому, что знает больше, чем они, но, скорее, потому, что занимает определенную должность.

В современных обществах, характеризующихся бурным ростом научного знания и технологическим прогрессом, знание давно поставлено "на службу" тем, кто осуществляет власть и управление - причем не только в масштабах государства, но даже и в масштабах предприятия. Постоянное совершенствование управленческих технологий и форм организации труда - наглядное проявление использования знания для решения практических задач, поставленных теми, кто осуществляет руководство. Простое принуждение работника к труду сменилось научно-обоснованным "созданием мотивации", но цель осталась прежней: заставить человека эффективно выполнять свои функции.
2. Покажите степень зависимости культуры от экономики и экономики от культуры.

Взаимоотношения культуры и экономики имеют богатую историю. В античную и средневековую эпохи экономика и культура не были четко разделены, пребывали в состоянии единства. Ценность и ее стоимость были одинаковы. Деятель культуры (художник, музыкант и т.п.) одновременно мог являться и ремесленником. Кроме того, христианский монастырь был как духовным центром, так и экономическим. С эпохи Нового времени культура и экономика начинают обосабливаться. Если в в е к а XVII−XVIII века их параллельное существование проходило мирно, то с в е к а XIX века заметна напряженность. Причиной этому стало негативное отношение культуры к результатам научно-технической революции и технологизация человеческой жизни. В рамках западного капиталистического общества в XX веке культура и достижения науки попадают в зависимость от экономики и порождаемых ей отношений. Взаимоотношения культуры и экономики носят противоречивый характер. При определенных условиях экономика может навредить культуре, при других же – нет. Например, традиционные императивы японской культуры позволили этой стране достичь в XX веке больших успехов в экономике и производстве. Экономический кризис в России в 90-е годы пагубно повлиял и на культурное развитие. Современные исследователи склонны прослеживать системные связи между культурой и экономикой. Основным при этом выступает ситуационный подход, который гласит, что исходя из места и времени могут преобладать те или иные экономические и культурные установки.


Кроме того, малые изменения как в экономике, так и в культуре могут породить кардинальные изменения. Этот процесс чаще всего берется под контроль государства, которое реализует культурную политику, предусматривающую подход к культуре как включенный в широкий спектр общественных отношений.

Примером такого культурно-экономического конструирования являются субкультуры в США. Связь государства и культуры, носящая организационный характер, имеет две направленности. С одной стороны, государство способно формировать культуру общества в целом (примером этого в современных российских условиях может стать рыночная культура). С другой стороны, определенного рода конструированию со стороны государства может быть подвержена и культура отдельного предприятия. При этом складывается особая предпринимательская культура. Государство при этом способствует формированию культуры делового взаимодействия. На формирование взаимоотношений между экономикой и культурой в современном мире оказывает и гражданское общество. Оно выступает одновременно своего рода заказчиком и исполнителем. Гражданское общество задает культурные и морально-нравственные императивы, которые затем экстраполируются и на сферу экономики. Современная экономика учитывает национально-культурные особенности. Так проведение экономических реформ без учета своеобразия культуры и менталитета страны оказывается сегодня нецелесообразным.

3. Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Как Вы это понимаете?

Aнтропологическое разделение людей на два типа: «люди пользы» и «люди гения», первые не обладают, а вторые обладают особой художественной одаренностью, предопределяющей их к философско-художественному творчеству. Противопоставление элитарной и массовой культуры в культурологии имеет давнюю традицию. Одни ориентированы на общераспространенные формы бытия, другие – на исключительные, связанные с художественным и философским творчеством, также можно подчеркнуть его исключительность, 
уникальность не только в области политики, но и в области художественно-эстетической культуры.
4. Знаменитые слова Аристотеля известны всему миру: «Платон мне друг, но истина дороже». Дайте свои комментарии.

Истина, это правда, а правда в свою очередь неоспорима! Дружба, может быть двоякой т. е относительной! С одной стороны друг на века с другой дружба ложь. Аристотель не отказывается от дружбы, он хочет научить Платона осмыслить абсолютное и относительное в мире.

Выражение с глубоким смыслом имеет и захватывающую историю своего развития. Но именно это и создало некую путаницу в авторстве фразы «Платон мне друг, но истина дороже». Поэтому давайте обо всем говорить по порядку. А чтобы разобраться, нужно окунуться в историю развития уже стандартного изречения.

Ведущая роль в философии принадлежит Сократу, который и ныне считается самым великим мудрецом в истории человечества. До него философия считалась наукой, занимавшейся изучением природы и окружающего мира. А Сократ первым начал уделять внимание изучению человеческой личности, души, нравственным и моральным вопросам, а также общественным проблемам.

Его труды заложили основу современной философии. Хотя после себя он не оставил ни одного произведения, считая, что любые записи ослабляют память. А слово, переданное устно – живое и закладывается в подсознании. А потому важнее того, что может быть написано на бумаге. До нас его идеи дошли благодаря работам его учеников Платона и Ксенофонта, хотя они не отличаются одинаковой трактовкой и восприятием.

Но, как бы там ни было, использование этого крылатого выражения в наше время не имеет двоякого значения – выбирать всегда нужно истину! Это касается любых жизненных обстоятельств или человеческих взаимоотношений.

Только правда и объективность является основой правильного выбора и чистой совести. Попытка сохранить дружеские отношения, пожертвовав истиной, никогда не принесет счастья и душевного спокойствия. 

Именно такой подтекст кроется в этом выражении, а его уместно использовать при любых рассуждениях и спорах на эту тему.

Приведем весьма яркий пример.