Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Пучкова Эльвира Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Задание 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.
Урок обучения грамоте
Технологическая карта урока
Учитель: | | ||
Класс | 1 | ||
Предмет: | Обучение грамоте | ||
Авторы учебника: | Нечаева Н.В., Белорусец К.С.Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г. | ||
Тема урока. | Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука | ||
Тип урока. | Урок освоения новых знаний. | ||
Цель: | Создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я. | ||
Задачи: | образовательные: расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в различных ситуациях; развивающие: развивать фонематический слух учащихся; интерес к исследовательской деятельности, познавательные процессы (мышление, воображение, внимание); расширять кругозор учащихся; воспитывающие: воспитывать чувство внимательного отношения друг к другу при работе на уроке, бережного и заботливого отношения к окружающей природе. | ||
Результаты: | Личностные УУД. - осознание социальной роли – ученика; - формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; - формирование любознательности; - проявлять интерес к отдельным заданиям; -иметь представление о языке как средстве общения; -проявлять интерес к занятиям по «Азбуке». - эстетические чувства, в том числе чувство точного, яркого слова. Метапредметные УУД. Регулятивные: - принимать учебную задачу; -оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -находить несколько вариантов решения учебной задачи; Познавательные: -искать нужную информацию на странице учебника, «считывать» информацию с рисунков; -понимать знаки, символы, модели; - понимать заданный вопрос; - устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: -адекватно реагировать на обращение учителей; -ознакомиться с разными формами работы в классе; -иметь представление о правилах общения в классе. Предметные УУД: -осознание утверждений: «одна буква-два звука»; -расширение представлений о «работе» букв е, ё, ю, я; -формирование умения характеризовать звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слова. . | ||
Оборудование |
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю!: Тетрадь к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.
| ||
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся |
Орг. момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Ребята, я рада всех вас видеть на уроке. Улыбаетесь, значит, настроение хорошее, можно начинать. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Проговаривание темы и цели урока. | Чтение учителем рассказа Л. Пантелеева «Буква «ты»». - В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка. - Кто-нибудь знает, о чем идет речь? Может дать название? - Какова будет цель нашего урока? | Анализируют, обобщают, формулируют умозаключения - Нет. - Узнать новое о букве я , дать этой букве название, учиться слышать в речи. |
Актуализация знаний. Открытие нового знания. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | - А теперь давайте обратимся к с. 75 учебника. Какие буквы, кроме упомянутой в рассказе, вы видите? - Как вы думаете, почему они записаны в одном ряду? Какой звук мы слышим первым? - Как вы понимаете эти записи под буквами? - Давайте вставим пропущенные буквы в предложенные слова.(слайд 3) - Понаблюдайте, где находятся эти буквы в словах? - Сколько звуков они обозначают в начале слова? - А теперь давайте эти же буквы вставим в группу слов ниже (лебеди, клён, клюква, яблоня)(слайд 4) -Куда же делся звук Й из букв е, ё, ю, я? Какую роль он стал выполнять в слове? | Работа в группах. Находят и читают буквы. Сталкиваются с проблемой – не понятно, почему Буква одна – звука два Чтение слов В начале слова два характеристика звука й |
Первичное усвоение новых знаний. | Проговаривание нового знания. | Работа с учебником. С.75 Сравнение пар слов, вывод: Эля-ела Окать-ёкать Уля- Юля Арка- ярко - Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. | Работают по учебнику , делают вывод. Находим значение слова арка (слайд 5) Перекрытие дугообразной формы, АPKA, -и, род. мн. арок, ж. 1. Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы. Арка Победы. Триумфальная а, || прилагательное арочный, -ая, -ое. Арочное перекрытие. Арочная плотина. |
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Как живёшь? Как молчишь? Как стоишь? Как сидишь? Как спишь? Как даёшь? Как берёшь? Как умываешься? Как улыбаешься? Как одеваешься? Как учишься? | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
Первичная проверка понимания | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач. | Задание 1 : вставить буквы в ленту букв Задание 2:получи новое слово (ребусы) | Ответы детей. Знакомятся с заданием. Выполняют задание, работая в парах Выполняют проверку. Фронтальная работа. |
Первичное закрепление. | Самостоятельное творческое применение полученных знаний. | - У меня для вас есть кроссворд. (слайд 6) -Отгадайте его, вписав слова в ячейки. -В каких словах спрятались буквы, обозначающие два звука? - почему вы так решили? | парная работа. |
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Расшифруй вывод (слайд 7) - Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и поставили оценку, находящуюся в правом нижнем углу страницы своим одноклассникам. Кому и почему? | Высказывания учащихся. Выводы:
Дети читают запись «пятёрка с плюсом» |
Задание 3. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Состав слова | | ознакомление с особенностями однокоренных слов,с понятием «корень» | формирование понятий: «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставки | углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных надежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. |
Части речи | преобладают наблюдения и группировка слов по значению: название предметов, признаков, действий | вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм | склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм |
Предложение | разбирают предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится | предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения | наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов | знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения |
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
Проанализировав три УМК: «Перспективная начальная школа», «Школа России» и «Начальная школа XXI века» на предмет Методики изучения темы "Предложение" в начальных классах можно сделать следующие выводы:
В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно примерной общей образовательной программе начального общего образования. Но есть некоторые различия в подходе изучения данной темы.
Первое отличие – это то, что среди трех УМК точное определение предложения в учебнике вводится лишь по УМК «Школа России». В «Перспективной начальной школе» его не вводят в учебнике вообще (учитель с детьми выводят определение сами), а в учебнике «Начальной школы 21 века» вводят признаки предложения.
Второе отличие – в УМК «Перспективная начальная школа» изучение членов предложения начинается со 2-ого класса в теме «Главные и неглавные слова в предложении». Научные названия вводятся только в 3-ем классе.
Третье существенное отличие заключается в том, что только в УМК «Начальная школа 21 века» сложные предложения делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Кроме того, изучив разные УМК, можно отметить следующие виды упражнений, применяемые для формирования языкового понятия.
Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:
- различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
- смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт);
- деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
- определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);
- расположите слова по алфавиту;
- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:
- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
- обозначьте условными знаками части слова;
- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
- выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы)
- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:
- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
- определите способ образования слова;
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
- постановка слова в указанной форме;
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:
- отграничение одних синтаксических структур от других;
- определение структуры данной синтаксической единицы;
- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
- составление схем предложений.
3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?
В настоящее время постоянно увеличивается число детей, которые испытывают трудности при обучении родному языку. С чем это связано и как помочь ребенку? Что сделать что бы уроки русского языка стали для него интересными?
Обучение письму процесс сложный, а ошибки, чаще всего, обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, на которых и основывается грамотное письмо.
А. Р. Лурия определил основные процессы письма, рассмотрев которые возможно «опередить» появление ошибок или грамотно провести коррекцию.
Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.
Соотнесение мысли со структурой предложения.
Ориентировка в том, что уже написано и, что ещё следует написать.
Деление предложения на слова.
Звуковой анализ слова.
Соотнесение выделенной фонемы (звука) с его графическим образом (буквой)
Воспроизведение (написание) зрительного образа буквы.
Данные операции письма действуют в строгой последовательность. При нарушении одного из «звеньев» и появляются ошибки, которые в логопедии принято подразделять на дисграфию и дизорфографию. Выделенные нарушения письменной речи имеют в основе единый механизм - несформированность речевого развития.
Следует отметить, что дисграфия и дизорфография не связаны с незнанием грамматических правил. Многие дети хорошо знаю правила, но «не умеют» применять их. В таких случаях требуется помощь специалиста, долгая и кропотливая работа.
Рассмотрим некоторые из процессов и определим, что должно быть сформировано у ребенка к моменту обучения письму и какие ошибки могут появиться, если данный процесс сформирован частично.
Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.
Данный процесс письма составляют — развитая связная речь, богатый словарный запас, точность понимания значений слов, владение грамматическими нормами языка.
Таким образом ребенок должен уметь четко выражать свои мысли, выбирать и употреблять подходящие по смыслу слова, строить высказывание в соответствии с планом, не допускать грамматических ошибок (согласование слов в предложении, употреблении предлогов и т. д.). Перечисленные компоненты являются составляющими устной речи и формируются в дошкольный период перед школой.