Файл: Учебнометодическое пособие к выполнению лабораторных работ по направлению подготовки 09. 03. 02 Информационные системы и технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа 1 ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ
Лабораторная работа 2 ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. СИМПЛЕКС-МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗЛП
ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗЛП С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ MS EXCEL.
РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ МЕТОДОМ ПОТЕНЦИАЛОВ
ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВЕНГЕРСКИМ МЕТОДОМ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О НАЗНАЧЕНИЯХ В EXCEL
ЗАДАЧА О РАСПРЕДЕЛЕНИИ СРЕДСТВ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Поэтому после введения последнего ограничения вновь нажмите кнопку
Добавитьи в Ссылканаячейку:введите номер ячейки, содержащей чис-
ловое значение
x1; выберите знак >=; а в Ограничение:введите 0.
Еще раз нажмите Добавитьи аналогичным образом создайте условие
неотрицательности для
x2 .
-
Таким образом, компьютер получил все те ограничения, которые есть в условии задачи, поэтому теперь можно нажать ОК, Выполнить и Сохра- нить найденное решение.
-
Получим значения
x1 ,
x2 и Z.
x1 = 4;
дачи.
x2 = 4; Z = 20 – Это и есть найденное оптимальное решение за-
Пример 2. Пусть исходная задача имеет вид:
F 2 x1 3x2 x3 max
x1 x2 2x3 2
2x x 3x 4
1 2 3
5x1 x2 x3 3
11x1 x2 2x3 1
xj 0 ,
j 1;3
Нужно составить к ней двойственную.
Решение . Запишем расширенную матрицу системы ограничений и транспонируем ее.
| 1 | –1 | 2 | 2 | | | 1 | 2 | 5 | 11 | 2 |
| 2 | 1 | –3 | 4 | | АТ= | –1 | 1 | –1 | 1 | 3 |
А= | 5 | –1 | 1 | 3 | | 2 | –3 | 1 | 2 | 1 | |
| 11 | 1 | 2 | 1 | | | 2 | 4 | 3 | 1 | min |
| 2 | 3 | 1 | max | | | | | | | |
Теперь запишем двойственную задачу по АТс переменными
Z 2 y1 4 y2 3 y3 y4 min
y1 2 y2 5 y3 11y4 2
yi, i 1; 4 .
y y y y 3
1 2 3 4
2 y 3y y 2 y 1
1 2 3 4
yi 0 , i 1; 4 .
Варианты заданий для самостоятельного решения.
№ | ЗАДАНИЕ | № | ЗАДАНИЕ |
1 | 10X1+ 2X2+10X3≤10 2X1+18X2+ 6X3≤16 8X1+11X2+ 5X3≤12 F(X)=18X1+14X2+15X3max | 6 | 3X1+ 9X2+12X3≤11 5X1+17X2+ 2X3≤ 6 12X1+ 3X2+ 3X3≤ 5 F(X)= 5X1+14X2+16X3max |
2 | 7X1+ 3X2+17X3≤ 5 6X1+11X2+10X3≤ 6 1X1+18X2+14X3≤ 6 F(X)= 3X1+16X2+14X3max | 7 | 19X1+ 3X2+13X3≤14 11X1+11X2+16X3≤12 6X1+11X2+ 2X3≤ 7 F(X)=13X1+14X2+ 9X3max |
3 | 1X1+19X2+14X3≤18 3X1+ 5X2+ 9X3≤ 9 8X1+ 7X2+ 3X3≤16 F(X)= 8X1+15X2+19X3max | 8 | 4X1+15X2+ 5X3≤ 6 7X1+ 2X2+17X3≤ 7 15X1+19X2+ 7X3≤16 F(X)= 8X1+ 8X2+16X3max |
Решить задачу с помощью средств MS Excel. Для всех вариантов Хiпри- нимают неотрицательные значения.
4 | 11X1+18X2+15X3≤16 17X1+ 1X2+ 8X3≤14 10X1+11X2+ 5X3≤10 F(X)= 8X1+ 7X2+ 7X3max | 9 | 10X1+ 2X2+14X3≤13 6X1+ 7X2+15X3≤16 8X1+15X2+ 4X3≤19 F(X)=13X1+ 5X2+17X3max |
5 | 16X1+ 2X2+ 9X3≤13 17X1+ 6X2+ 5X3≤16 6X1+ 7X2+19X3≤13 F(X)=19X1+ 6X2+12X3max | 10 | 9X1+16X2+11X3≤ 8 1X1+ 1X2+14X3≤ 2 9X1+ 2X2+ 3X3≤ 3 F(X)= 6X1+10X2+ 8X3max |
-
Содержание отчета
Отчет должен содержать: титульный лист; цель работы; задание; поста- новку прямой и двойственной задачи линейного программирования, интер- претацию переменных прямой и двойственной задач, результаты ее реше- ния, а также выводы по результатам решения.
-
Список литературы
-
Глебова Т.А., Строганов Д.В., Чиркина М.А, Юранов В.С. Теория принятия решений: учебное пособие, гриф УМО по университетскому по- литехническому образованию. – Пенза: ПГУАС, 2015.– 137 c. -
Системы принятия решений [Электронный ресурс]: учебно-методиче- ский комплекс по специальности 080801 «Прикладная информатика (в ин- формационной сфере)», специализации «Информационные сети и си- стемы», квалификация «информатик-аналитик»/ – Электрон. текстовые дан- ные.– Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и ис- кусств, 2013.– 56 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29703.– ЭБС
«IPRbooks», по паролю
-
Контрольные вопросы
-
Прямая и двойственная задачи линейного программирования. -
Теоремы двойственности. -
Каковы основные этапы решения задач ЛП в MS Excel? -
Каков вид и способы задания формул для целевой ячейки и ячеек ле- вых частей ограничений? -
В чем смысл использования символа $ в формулах MS Excel? -
В чем различие использования в формулах MS Excel символов ; и :? -
Почему при вводе формул в ячейки ЦФ и левых частей ограничений в них отображаются нулевые значения? -
Каким образом в MS Excel задается направление оптимизации ЦФ? -
Какие ячейки экранной формы выполняют иллюстративную функ- цию, а какие необходимы для решения задачи? -
Как наглядно отобразить в экранной форме ячейки, используемые в конкретной формуле, с целью проверки ее правильности? -
Поясните общий порядок работы с окном "Поиск решения". -
Каким образом можно изменять, добавлять, удалять ограничения в окне "Поиск решения"?