Файл: Учебнометодическое пособие к выполнению лабораторных работ по направлению подготовки 09. 03. 02 Информационные системы и технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому после введения последнего ограничения вновь нажмите кнопку

Добавитьи в Ссылканаячейку:введите номер ячейки, содержащей чис-

ловое значение

x1; выберите знак >=; а в Ограничение:введите 0.

Еще раз нажмите Добавитьи аналогичным образом создайте условие

неотрицательности для

x2 .

    • Таким образом, компьютер получил все те ограничения, которые есть в условии задачи, поэтому теперь можно нажать ОК, Выполнить и Сохра- нить найденное решение.

    • Получим значения

x1 ,

x2 и Z.

x1 = 4;

дачи.

x2 = 4; Z = 20 Это и есть найденное оптимальное решение за-

Пример 2. Пусть исходная задача имеет вид:

F 2 x1 3x2 x3 max

x1 x2 2x3 2

2x x 3x 4

1 2 3



5x1 x2 x3 3


11x1 x2 2x3 1

xj 0 ,


j 1;3

Нужно составить к ней двойственную.

Решение . Запишем расширенную матрицу системы ограничений и транспонируем ее.





1

–1

2

2







1

2

5

11

2




2

1

–3

4




АТ=

–1

1

–1

1

3

А=

5

–1

1

3




2

–3

1

2

1




11

1

2

1







2

4

3

1

min




2

3

1

max

























Теперь запишем двойственную задачу по АТс переменными

Z 2 y1 4 y2 3 y3 y4 min

y1 2 y2 5 y3 11y4 2



yi, i 1; 4 .


y y y y 3

1 2 3 4

2 y 3y y 2 y 1

 1 2 3 4





yi 0 , i 1; 4 .

Варианты заданий для самостоятельного решения.





ЗАДАНИЕ



ЗАДАНИЕ

1

10X1+ 2X2+10X3≤10

2X1+18X2+ 6X3≤16

8X1+11X2+ 5X3≤12

F(X)=18X1+14X2+15X3max

6

3X1+ 9X2+12X3≤11

5X1+17X2+ 2X3≤ 6

12X1+ 3X2+ 3X3≤ 5

F(X)= 5X1+14X2+16X3max

2

7X1+ 3X2+17X3≤ 5

6X1+11X2+10X3≤ 6

1X1+18X2+14X3≤ 6

F(X)= 3X1+16X2+14X3max

7

19X1+ 3X2+13X3≤14

11X1+11X2+16X3≤12

6X1+11X2+ 2X3≤ 7

F(X)=13X1+14X2+ 9X3max

3

1X1+19X2+14X3≤18

3X1+ 5X2+ 9X3≤ 9

8X1+ 7X2+ 3X3≤16

F(X)= 8X1+15X2+19X3max

8

4X1+15X2+ 5X3≤ 6

7X1+ 2X2+17X3≤ 7

15X1+19X2+ 7X3≤16

F(X)= 8X1+ 8X2+16X3max



Решить задачу с помощью средств MS Excel. Для всех вариантов Хiпри- нимают неотрицательные значения.

4

11X1+18X2+15X3≤16

17X1+ 1X2+ 8X3≤14

10X1+11X2+ 5X3≤10

F(X)= 8X1+ 7X2+ 7X3max

9

10X1+ 2X2+14X3≤13

6X1+ 7X2+15X3≤16

8X1+15X2+ 4X3≤19

F(X)=13X1+ 5X2+17X3max

5

16X1+ 2X2+ 9X3≤13

17X1+ 6X2+ 5X3≤16

6X1+ 7X2+19X3≤13

F(X)=19X1+ 6X2+12X3max

10

9X1+16X2+11X3≤ 8

1X1+ 1X2+14X3≤ 2

9X1+ 2X2+ 3X3≤ 3

F(X)= 6X1+10X2+ 8X3max




  1. Содержание отчета


Отчет должен содержать: титульный лист; цель работы; задание; поста- новку прямой и двойственной задачи линейного программирования, интер- претацию переменных прямой и двойственной задач, результаты ее реше- ния, а также выводы по результатам решения.
  1. Список литературы


  1. Глебова Т.А., Строганов Д.В., Чиркина М.А, Юранов В.С. Теория принятия решений: учебное пособие, гриф УМО по университетскому по- литехническому образованию. – Пенза: ПГУАС, 2015.– 137 c.

  2. Системы принятия решений [Электронный ресурс]: учебно-методиче- ский комплекс по специальности 080801 «Прикладная информатика (в ин- формационной сфере)», специализации «Информационные сети и си- стемы», квалификация «информатик-аналитик»/ Электрон. текстовые дан- ные.– Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и ис- кусств, 2013.– 56 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29703.– ЭБС

«IPRbooks», по паролю
  1. Контрольные вопросы


  1. Прямая и двойственная задачи линейного программирования.

  2. Теоремы двойственности.

  3. Каковы основные этапы решения задач ЛП в MS Excel?

  4. Каков вид и способы задания формул для целевой ячейки и ячеек ле- вых частей ограничений?

  5. В чем смысл использования символа $ в формулах MS Excel?

  6. В чем различие использования в формулах MS Excel символов ; и :?

  7. Почему при вводе формул в ячейки ЦФ и левых частей ограничений в них отображаются нулевые значения?

  8. Каким образом в MS Excel задается направление оптимизации ЦФ?

  9. Какие ячейки экранной формы выполняют иллюстративную функ- цию, а какие необходимы для решения задачи?

  10. Как наглядно отобразить в экранной форме ячейки, используемые в конкретной формуле, с целью проверки ее правильности?

  11. Поясните общий порядок работы с окном "Поиск решения".

  12. Каким образом можно изменять, добавлять, удалять ограничения в окне "Поиск решения"?