ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнительная Таблица УМК | | | | | | | | |
УМК Критерии Критерии | «Школа России» | «Школа 2100» | «Перспективная начальная школа» | «Планета знаний» | «Классическая начальная школа» | «Начальная школа ХХI века» | «Гармония» | Развивающая система Занкова |
1.Авторский коллектив | А.А.Плешаков | А.А. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили. | Н. А. Чуркова | И. А. Петрова | Джежелей О.В. Рамзаева Т.Г. Александрова Э.И. | Н.Ф. Виноградова | Н. Б. Истомина | Л В. Занков Н.В. Нечаева (с 2003г.) |
2.Определение | УМК создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного Российского образования. | УМК реализует непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения. | Результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО. Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развив.обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. | В УМК полностью реализован ФГОС НОО и воплощены идеи модернизации российского образования. | Целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Также в основе лежат классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. | Основная идея УМК - реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. | УМК для 1-4 классов ООУ, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы. | Развивающая система представляет собой единство дидактики, методики и практики. В 1995-1996 гг. система введена в российскую школу. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности. |
3.Цели | Развитие у ребенка интереса к познанию своей страны с ее духовного величия, ее значимости в мировых масштаба. | Выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. | Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». | Создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр. | Подготовка учащихся к жизни, т. е. формирование готовности к усвоению постоянно обновляющегося потока информации в обществе. Умение учиться, как важное свойство личности, закономерно связано с позитивным отношением к учению | Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности. Формирование готовности к самообразованию. | Многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения. | Оптимальное общее развитие каждого ребенка. Создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. |
4.Задачи | Формирование личностно-развивающее образование младших школьников | Помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. | Развитие личности шк-ка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоц.-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. | Ориентировать учебный процесс на воспитание нравственности ребенка. | Сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни; Формирование теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения. | Найти более целесообразный путь устранения противоречий, характерных для начальной школы. | Обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуацию успеха в познавательной деятельности. | Представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. |
5.Содержание | В состав УМК входят линии учебников: Русский язык; Литературное чтение; Математика; Окружающий мир. | Русский язык. Букварь. Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Математика. Авторы: Петерсон Л. Г. Информатика. Информатика (1-4 класс). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И. Информатика и ИКТ (3-4 класс). Автор: Горячев А.В. Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс)Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А. Физическая культура. Автор: Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. Английский язык "Английский в фокусе" ("Spotlight") (1-4 классы). Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. | Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Лит.чтение. Автор: Чуракова Н.А. Математика. Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окр.мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы:Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. Английский язык | В состав УМК входят линии учебников: Букварь; Прописи; Русский язык; Литературое чтение; Английский язык; Окружающий мир. | УМК состоит из нескольких курсов: Литературное чтение. Чтение и литература.Автор Джежелей О.В. Русский язык. АвторРамзаева Т.Г. Математика». Автор Александрова Э.И. Окружающий мир. Мир и человек». Авторы: Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Введение в историю». Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс) Изобразительное искусство». Авторы: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Технология. Своими руками». Автор Малышева Н.А. Музыка». Авторы: Алеев В.В., Кичак Т.Н. | В состав УМК входят линии учебников: Русский язык, Литературное чтение; Математика; Окружающий мир; Основы религиозных культур и светской этики | В состав УМК входят линии учебников: Русский язык; Литературное чтение; Математика;Информатика и ИКТ; Окружающий мир; Основы религиозных культур и светской этики; ТехнологияМузыка; ИЗО; Физическая культура; | Русский язык. Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А. МатематикаАвторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г. Музыка. Автор: Ригина Г.С. Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др. Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н. |
6. Принципы | ■ Принцип воспитания гражданина России; ■ Принцип ценностных ориентиров; ■ Принцип обучения в деятельности; ■ Принцип работы на результат; ■ Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании. | ■Принцип адаптивности Принцип психологической комфортности. ■Принцип картины мира. ■Принцип целостности содержания. ■Принцип минимакса. ■Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. | ■ Принцип прочности и наглядности. ■ Принцип непрерывного общего развития. ■ Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. ■ Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. ■ Принцип целостности картины мира | ■Принципы развития; ■Принцип гуманитаризации; ■Принцип целостности образа мира; ■Принцип культуросообразности; ■Принцип вариатвности. | ■ Принцип преемственности и непрерывности образования; ■Принцип целостности картины мира; ■Принцип интеграции,на основании которого каждая предметная область создает картину взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры и т. д. | ■ Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения. ■Принцип целостности образа мира. ■Принцип практической направленности. ■ Принцип учета индивидуальных возможностей. | ■Принцип целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения ЗУН; ■Принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения; Принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН; ■Принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН. | ■ Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. ■ Принцип ведущей роли теоретических знаний. ■ Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. ■ Принцип осознания процесса учения. ■ Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. |
7.Методы технологии | Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Проблемно-диалогическое обучение: побуждающий и подводящий диалоги. Проектная технология. Технология оценивания обр. достижений Проблемно-диалогическое обучение: побуждающий и подводящий диалоги. Проектная технология. Технология оценивания обр. достижений | Работать со справочной литературой, словарями; Пользоваться различными измерительными приборами; Выполнять вычислительные навыки; Работать с лабораторным оборудованием, приборами. | Технология деятельностного метода, Интерактивные технологии; Гуманистические методы Здоровьесберегающие технологии Технологии исследоват.-проектной деятельности учащихся. Технологию работы с портфолио; | УМК как единое целое перестает существовать. В связи с переходом начальной школы на ФГОС издательство «Дрофа» вводит новый проект -комплекс учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» | Логическим продолжением дифференцированного подхода к изложению материала является дифференцированный контроль, то есть все контрольные, проверочные работы, тесты представлены в разноуровневых вариантах. Контролируется усвоение обязательного минимума, но не исключается проведение контроля и по тем темам, которые превышают обязательный минимум. | Целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); Приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; Активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; Соблюдение баланса между интуицией и знанием; | Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. |
8.Формы обучения | «Школа полного дня», дневная. | «Школа полного дня» | «Школа полного дня» | «Школа полного дня» | « Школа полного дня» | «Школа полного дня» | Школа полного дня, Дневная | «Школа полного дня» |
9.Характеристика | Отвечает потребностям современного этапа развития России, предвосхищающая и в определенной степени готовящая ее будущее. | «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. | УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Каждое методическое пособие состоит из двух частей. | Авторский коллектив стремился создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся. | Особенность УМК - органическое соединение традиционной методики с последними достижениями современной психологии и новейшими подходами к решению методических проблем, а также опора на педагогику сотрудничества Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера Все учебники нацелены на развитие самостоятельности и в добывании знаний, и в оценке результатов собственной деят-сти. | В характеристике лежит идея личностно-ориентированного образования, то есть учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктированного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. | Учебники по всем учебным предметам с первого по четвертый класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы. | Плюсы: •развитие ума, воли, чувств, нравственных представленийформирование потребности учиться; •радость от свободного умственного труда, творчества и общения; •самостоятельность, уверенность, ответственность; •стремление к сотрудничеству. Минусы: не имеет продолжения в основной школе. |