Файл: Государство и право Древнего Рима.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государство и право Древнего Рима.

Начало истории Древнего Рима относится к VIII в. до н.э.

Она делится на следующие периоды:

  • царский (VIII век до н.э. - 509 г. до н.э.);

  • республиканский (509 г. до н. э. - 27 г. до н.э.);

  • период империи (27г. до н.э. - 476г. н.э.), который разделяется на период принципата (27 г. до н.э. - 193 г. н.э.) и домината (193 - 476 гг.. н.э).

Царский период.

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.

Клиенты - иностранцы, находившиеся под покровительством патрициев.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей: Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний ГТриск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый.

Шестой римский царь Сервий Туллий (578 - 534 г. до н. э.) провел реформы.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой:

- плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа).

- деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии.

Римская республика.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались новые земли.

Кроме того, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие в дележе завоеванных земель, более других ущемляло интересы плебеев.

Но чтобы добиться решения этих вопросов в свою пользу, плебеи нуждались в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе:

1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народного трибуната,
призванного защищать плебеев от произвола патрициев;

2) доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3) защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц);

4) разрешения браков между патрициями и плебеями;

5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций (собраний), т. е. теперь они являлись обязательными для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний: центуриатные; трибутные; куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

Римская империя.

Период Римской империи подразделяется на:

• период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);

• кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

• период домината (284 - 476 гг. н. э.).

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати.

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев..


На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы.

При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината,Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда - доминат).

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств.

Римское право.

Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:

• квиритское, или цивильное, право;

• преторское право;

• общенародное право;

• собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на публичное (право, которое относится "к положению римского государства" - Домиций Ульпиан, знаменитый римский юрист) и частное (относится "к выгоде отдельных лиц").

В царский период источником римского права были обычаи и немногочисленные законы. Оно характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее упущение в форме судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом.

Важнейший памятник права этой эпохи - Законы двенадцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.

Законы двенадцати таблиц содержали постановления, регулирующие сферу семейных и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям.

Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную.

Все договоры римское право разделяло на четыре группы:

• вербальные договоры;

• литеральные;

• реальные;

• консенсуальные.

Согласно нормам наследственного римского права:

• первыми к наследованию призывались дети;

• если их не было - внуки, наследники второй очереди;

• в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники;


• если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди - всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую.

Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удостоверению свидетелями.

Государство и право Византии.

После гибели Западной Римской империи (476 г.) Восточная Римская империя существовала ещё около тысячи лет (до середины XV в.), но вошла в историю под новым названием — Византийская империя (по названию греческого города — Византия, переименованного в 330 г. римским императором Константином Великим в Константинополь). Константин пытался сделать этот город чисто латинским, новым Римом, столицей всей Римской империи, но после смерти императора Феодосия (395) его государство было разделено на Западную Римскую империю, где правил император Гонорий (395 — 423), и Восточную Римскую империю, императором которой стал Аркадий (395 — 408), первый византийский император. Сложный характер формирования Византийской империи (её создали римляне, но большинство населения составляли греки) наложил заметный отпечаток на византийское государство и право: с одной стороны, история византийского государства и права — продолжение истории римского государства и права, с другой стороны, государство и право Византии — средневековое греческое государство и право (не случайно греки в средние века называли себя «ромеями» — римлянами).
История византийского государства делится на три периода:
1. Рабовладельческое государство (IV — VII вв.).
2. Раннефеодальное государство (VII — XII вв.).
3. Кризис византийского государства (XIII — XV вв.).
Социальный строй Византии в IV – VII вв. несколько отличался от социального строя Западной Римской империи, где большинство населения составляли рабы и колоны, а элиту — рабовладельцы. В Византии в IV — VI вв. сохранялось крестьянство, близкое по своему положению к смердам Киевской Руси (византийские крестьяне того времени были лично свободны и имели право частной собственности на свою землю, но платили государству поземельную подать и несли в его пользу натуральные повинности), что открывало возможность мирной (без гибели государства, как в Западной Европе) трансформации рабовладельческого строя в феодальный. Однако тенденция к такому варианту развития победила не сразу, и в VI в. византийская рабовладельческая элита пыталась уничтожить ростки феодализма и реставрировать Римскую империю в границах IV в. Император Юстиниан (527 — 565) жестоко подавил восстания рабов и городской бедноты в Византии и расширил её границы (его войска завоевали всю Северную Африку, Италию, часть Испании, Сицилию, Корсику и Балеарские острова), восстанавливая повсюду рабовладельческие латифундии.

После славянского вторжения VI — VII вв. социальный строй Византии изменился: латифундии были разгромлены, многие рабовладельцы погибли, и большинство населения стали составлять свободные крестьяне (до вторжения — государственные крестьяне).

В результате развитие феодализма в этой стране пошло по традиционному пути — закрепощение крестьянства, формирование условной земельной собственности и т. д. При этом византийский феодализм имел некоторые особенности: он формировался медленнее западного и российского (до XV в. сохранялось рабство), а главную роль в византийской элите играли столичная знать и высшая бюрократия (в других феодальных государствах — провинциальная знать).
Особенности социального строя Византии наложили отпечаток на её государственный строй. Главная его особенность в IV—VII вв. — огромная роль сената (он избирал императора, принимал законы и решал все дела империи). Власть императора была ограничена «общими законами» империи, особой системой престолонаследия (император избирался сенатом, армией и «народом Константинополя», которые собирались на столичном ипподроме). Важную роль в государстве играли димы (городские партии), которые имели свои вооруженные отряды и могли влиять на императора.
После временного ослабления византийского государства в VI — VII вв., связанного со славянским вторжением, началось его укрепление на новой, феодальной основе: усиливается власть императора, опиравшегося на мощный бюрократический аппарат, и падает роль сената (в IX в. он лишился права на избрание императора и законодательную деятельность). В X в. начался переход от раннефеодальной монархии к сеньориальной (складывается система иммунитета, заключаются договоры императора с крупными феодалами), но этот процесс имел в Византии свои особенности (здесь не было феодальной раздробленности) и был прерван кризисом византийского государства.
Последний был прямым результатом эпохи крестовых походов, когда в XII в. начались затяжные войны Византии с крестоносцами, которые привели к её разгрому во время IV крестового похода 1204 г. Крестоносцы захватили часть территории Византии, в том числе Константинополь, создав на завоёванных землях своё государство — Латинскую империю. Однако греки сумели сохранить часть византийской территории, создав здесь свои государства (Никейскую и Трапензундскую империи в Малой Азии, Эпирский деспотат на территории современной Албании и др.). В 1261 г.