Файл: Техникоэкономическая характеристика гппо Псковпассажиравтотранс.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В комиссию включают кого-то из руководителей компании и сотрудников бухгалтерии.
По желанию можно пригласить еще и других специалистов, кроме тех, кто отвечает за активы либо обязательства, которые проверяют. Например, сверяют остатки товаров в продуктовом магазине в конце месяца. В комиссию не могут входить продавцы, которые работали в течение месяца.
2.Основной этап. На этом этапе происходит главное — проверяют товарно-материальные ценности и обязательства. Имущество считают, взвешивают и измеряют, если нужно. Например, в фитнес-клубе пересчитывают тренажеры, в фитнес-баре взвешивают порошки для протеиновых коктейлей и фиксируют остатки.
3.Заключительный этап. Инвентаризационная комиссия передает руководителю сличительные ведомости, а он составляет приказ об утверждении результатов инвентаризации. В приказе нужно написать, как будут устранены расхождения, если они есть. Например, если чего-то не хватает, надо назначить комиссию, которая выяснит причины пропажи и примет решение, виновен материально ответственный сотрудник или нет. После этого все документы передают в бухгалтерию.
Несоответствия, которые находят во время проверки, отражают в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, когда проводили проверку. Если это годовая инвентаризация, ее результаты нужно отразить в годовой бухгалтерской отчетности.
Результатами инвентаризации товарно-материальных ценностей могут быть:
-
Недостача – фактическое наличие меньше данных бухгалтерского учета; -
Излишки – фактическое наличие больше данных бухгалтерского учета; -
Соответствие – фактическое наличие = данным бухгалтерского учета.
Материально-ответственное лицо дает объяснение причин образования излишек или недостачи. Акт подписывается всеми членами комиссии.
Акт утверждается руководителем, при этом излишки приходуются, а недостача взыскивается с материально-ответственного лица.
Во время инвентаризации может быть обнаружена пересортица. Тогда излишки и недостачи засчитываются между собой, а материально-ответственные лица предоставляют комиссии письменные объяснения.
2.4 Документальное оформление инвентаризации
Требования к оформлению инвентаризационных описей:
-
описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной другой организационной техники, так и ручным способом; -
исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутым правильных записей, исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами; -
в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если же инвентаризация проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, то работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.
Полный список унифицированных форм, используемых при оформлении инвентаризации:
-
«ИНВ-1» – Инвентаризационная опись основных средств; -
«ИНВ-1а» – Инвентаризационная опись нематериальных активов ; -
«ИНВ-2» – Инвентаризационный ярлык; -
«ИНВ-«3» – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей; -
«ИНВ-4» – Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных; -
«ИНВ-5» – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение; -
«ИНВ-6» – Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути; -
«ИНВ-8» – Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них; -
«ИНВ-8а» – Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях; -
«ИНВ-9» – Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них; -
«ИНВ-10» – Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств; -
«ИНВ-11» – Акт инвентаризации расходов будущих периодов; -
«ИНВ-15» – Акт инвентаризации наличных денежных средств; -
«ИНВ-16» – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.
Разберем пример инвентаризации на предприятии ГППО «Псковпассажиравтотранс».
На основании приказа № 480-ОД от 21.12.2021г., ИНВ-22 (см Приложение 11) для проведения инвентаризации наличных денежных средств в кассе, бланков строгой отчетности, основных средств, материально-производственные запасов, в Гдовском филиале.
Председателем комиссии назначен:
-
Зам.генерального директора по перевозкам – Лепаловский А.Г.
Члены комиссии:
-
Бухгалтер 1 категории – Никитина А.А. -
Заведующий билетными кассами – Корнеенкова Л.Ф.
Сроки проведения инвентаризации указаны: «к инвентаризации приступить 22 декабря 2021г., и окончить 22 декабря 2021г.»
Причиной инвентаризации является «сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета и выявление отклонений».
Материалы по инвентаризации должны быть сданы в бухгалтерию не позднее 23 декабря 2021г.
Рассмотрим инвентаризационную опись ИНВ-16 (см Приложение 13).
В шапке описи указана организация, в данном случае ГППО «Псковпассажиравтотранс», структурным подразделением является Гдовский филиал. Основание для проведения инвентаризации является приказ. Дата соответствует указанному в приказе.
К началу инвентаризации материально-ответственное лицо подписывает расписку о том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию.
На второй странице идет пересчет с занесением данных фактического наличия. В конце в графе итого указывается количество и на какую сумму был пересчет. В данном случае количество составило 1038 шт., на сумму 423 681,00 руб.
На третьей странице указано, сколько числится по данным бухгалтерского учета. Также присутствуют графы для результатов инвентаризации, если выявлены излишки или недостача. В данном случае излишки и недостача отсутствуют.
На четвертой странице указан итог по описи за подписями председателя комиссии, членов комиссии и материально ответственного лица. Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил бухгалтер Матвеева О.Б.
-
«ИНВ-17» – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами; -
Приложение к форме № ИНВ-17 – Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами; -
«ИНВ-18» – Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов; -
«ИНВ-19» – Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (см Приложение 19); -
«ИНВ-22» – Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации;( см Приложение 16). -
«ИНВ-23» – Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации; -
«ИНВ-24» – Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей; -
«ИНВ-25» – Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации;(см Приложение 15). -
«ИНВ-26» – Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (см Приложение 20), рассмотрим на примере ГП ПО «Псковпассажиравтотранс»:
Исходя из ИНВ-26 №1, от 14.10.2021г., мы видим, что учету результатов по сч 41.1 выявлены излишки на сумму 1 500 руб., установлена порча имущества по сч 01, на сумму 7 000 руб., из которых 2 000 руб., списано в пределах норм естественной убыли, а 5 000 руб. отнесено на виновных лиц. На сч 10 выявлена недостача 2 000 руб., которые зачтены по пересортице. Итого у нас получается:
Излишки ( руб.) | Недостача ( руб.) | Порча имущества ( руб.) | Пересортица ( руб.) | Списание в пределах нор ( руб.) | Отнесено на виновных лиц ( руб.) |
1500 | 2000 | 7000 | 2000 | 2000 | 5000 |
Дт 41.1 Кт 91.1 | Дт 94 Кт 10 | Дт 91.2 Кт 94 | Дт 10 Кт 10 | Дт 01 Кт 94 | Дт 73.2 Кт 94 |
В конце заверяется личной подписью И.О. генерального директора в лице Михайлова Ю.Ю., главным бухгалтером Матвеевой О.Б., и председателем инвентаризационной комиссии заведующей складом Калинина А.А.
Срок хранения инвентаризационных описей – не менее 5 лет.
2.5 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит в месяце, в котором закончилась инвентаризация. Результаты инвентаризации за год указываются в годовом бухгалтерском отчете.
Если во время проверки выявлены излишки, то бухгалтер сформирует проводку:
-
Дт 01, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.
Если же обнаружена недостача, то сначала следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом недостающих ценностей. Если это естественная убыль, то далее следует проводка:
-
Дт 20, 23, 44 Кт 94 — списана стоимость ТМЦ в пределах норм естественной убыли.
Рассмотрим на примере ГП ПО «Псковпассажиравтотранс»: исходя из документа ИНВ - 19 №2 от 14.10.2021 (см Приложение 19), мы видим, на центральном складе, у материально-ответственного лица кладовщика Третьяковой Ю.Д. выявлены расхождения:
-
Недостача - очки, номенклатурный номер 3146540422, в количестве 1 шт., на сумму 73,48.
Проводим проводку - Дт 10 Кт 94 – на сумму 73,48 - списание тмц в пределах норм естественной убыли.
-
Излишки - топор, номенклатурный номер 369140020, в количестве 8 шт., на сумму 3641,69.
Проводим проводку - Дт 10 Кт- 91 – на сумму 3641,69 – оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.
-
Излишки – ледоруб, номенклатурный номер 1489200062, в количестве 1 шт., на сумму 214,83.
Делаем проводку – Дт 10 Кт 91 – на сумму 214,83, оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации. Ведомость подписывает ведущий бухгалтер Дмитриева Е.Т., и с результатами сличения ознакомлен материально-ответственное лицо в должности кладовщика Третьякова Ю.Д., ставит свою подпись.
Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись:
-
Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на материально-ответственное лицо.
Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц (ст. 138 ТК РФ):
-
Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.
Виновное лицо может самостоятельно внести деньги в кассу компании для погашения долга:
-
Дт 50 Кт 73 — материальное лицо внесло деньги в кассу для погашения долга.
Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:
-
•Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.